ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4488/2021 от 08.12.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Арсагова С.И. Дело №

(номер дела в суде первой инстанции №

УИД )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2021 года г.Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Нургалиева Э.В., Дубовцева Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рогалевой Н.В. и помощником судьи Горбуновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 сентября 2021 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике о взыскании материального стимулирования, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Дубовцева Д.Н., выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснение представителя ответчика – Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике – ФИО2 (представившей доверенность № от 8 февраля 2021 года, диплом о высшем юридическом образовании рег. ), полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике (далее – ответчик, УСД по УР), в котором просила:

- взыскать с УСД по УР в её пользу сумму материального стимулирования за период с 1 января 2021 года по 2 апреля 2021 года в размере 52045,96 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что работала в Ленинском районном суде г. Ижевска с 1 декабря 2011 года, с 11 декабря 2012 года в должности секретаря судебного заседания. 2 апреля 2021 года служебный контракт с ней расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).

По причине расторжения служебного контракта ответчик не выплатил ей сумму материального стимулирования за период работы с 1 января 2021 года по 2 апреля 2021 года. Полагает, что условия для лишения её указанной выплаты отсутствовали, факт прекращения служебных отношений таким обстоятельством не является.

Неправомерные действия ответчика причинили моральный вред.

В суде первой инстанции истец ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика – УСД по УР – ФИО2 исковые требования не признала, поддержала приведенные в письменных возражениях доводы, просила в удовлетворении иска отказать.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Истец указывает, что изложенные в решение суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Невыплата истцу суммы материального стимулирования свидетельствует о дискриминации со стороны ответчика, выполняющего функции работодателя. Усмотрение руководителя при решении вопроса о выплате суммы материального стимулирования отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу сторона ответчика ссылается не необоснованность приведенных в ней доводов.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Исходя из положений Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» нанимателем для истца ФИО1 является Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике, являющееся органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ( часть 1 статьи 13 Федерального закона № 7-ФЗ».

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 11 декабря 2012 года на основании служебного контракта проходила государственную гражданскую службу в должности секретаря судебного заседания Ленинского районного суда г.Ижевска. Указанный контракт со стороны нанимателя подписан его представителем – председателем Ленинского районного суда г.Ижевска.

Согласно раздела IV служебного контракта ФИО1 установлено денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Дополнительными соглашениями к служебному контракту составляющие части денежного содержания не менялись.

Приказом председателя Ленинского районного суда г. Ижевска от 2 апреля 2021 года № заключенный с ФИО1 служебный контракт расторгнут, последняя уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Федеральный закон № 79-ФЗ, как следует из преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Из пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) ( часть 2).

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, ежегодно Правительство Российской Федерации принимает постановления, предусматривающие объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим, они предусматривают только объемы бюджетных ассигнований. Указанное обстоятельство в том числе следует из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 года № .

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 года (в ред. приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 8 октября 2018 № 193, от 10 апреля 2018 года № 56) утвержден порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы судебного департамента.

Пунктом 1.3. указанного порядка предусмотрено, что основанием для выплаты суммы материального стимулирования в отношении федеральных государственных гражданских служащих районных судов является приказ начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, изданный по представлению председателя соответствующего суда.

Из пункта 1.4 порядка следует, что выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда.

Выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим осуществляется на основании соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации ( пункт 5.1).

Выплата материального стимулирования максимальными размерами не ограничивается ( пункт 5.2).

В отсутствие федерального регулирования вопросов назначения и выплаты сумм материального стимулирования, в рамках предоставленных Положением об Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике от 2 сентября 2015 года полномочий по организации материального и социального обеспечения работников аппаратов судов, в принятое ответчиком Положение от 26 марта 2012 года, приказами от 20 апреля 2018 года и от 24 апреля 2019 года № были внесены дополнения, которые определили порядок выплаты средств материального стимулирования ( л.д.44-46, 48, 49).

В данном положении предусмотрено следующее:

-выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Управления осуществляется на основании соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации ( пункта 8.1);

-выплата материального стимулирования максимальными размерами не ограничивается ( пункт 8.2);

-выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Управления осуществляется приказом начальника Управления, где указывается учетный период, за который оно выплачивается ( пункта 8.3);

-материальное стимулирование выплачивается за фактическое отработанное время в учетном периоде вновь принятым федеральным государственным гражданским служащим, находящимся в отпуске по беременности и родам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет ( пункта 8.4);

-приказом начальника Управления государственные гражданские служащие, имеющие дисциплинарное взыскание, могут быть лишены материального стимулирования полностью или частично на основании представлений председателей районных, городского судов Удмуртской Республики, подразделений Управления ( пункт 8.5);

- материальное стимулирование не выплачивается государственным гражданским служащим временно отстраненным от исполнения должностных обязанностей, находящимся в отпуске по беременности и родам в учетном периоде, находящимся в учетом периоде в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет, уволенным с государственной гражданской службы ( пункт 8.6).

Из приведенных положений нормативно-правовых актов, а также из утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 года (в ред. приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 8 октября 2018 года № , от 10 апреля 2018 года ) порядка выплаты материального стимулирования и установленными ответчиком в соответствующем Положении от 26 марта 2012 года ( в редакции приказов от 20 апреля 2018 года № и от 24 апреля 2019 года № ) критериями выплаты сумм материального стимулирования, следует, что эти средства не носят системный характер, не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований. Указанная выплата направлена в первую очередь на побуждение сохранения служебных отношений в системе аппарата федеральных судов общей юрисдикции, при этом выплата средств материального стимулирования в конкретном размере на начальника УСД по УР не возложена, её выплата является правом, а не обязанностью нанимателя. Оценка эффективности и качества выполнения работы, проверка установленных критериев для выплаты указанных средств является прерогативой представителя нанимателя.

При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не в полном объеме определил юридически значимые обстоятельства, не выяснил учетный период, за который ответчик произвел выплату спорной суммы другим государственным гражданским служащим районных, городского судов, не поставил на обсуждение вопрос необходимости исследования изданного начальником УСД по УР приказа о выплате материального стимулирования за спорный период, в связи с чем, руководствуясь пунктом 43 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия протокольным определением возложила на ответчика обязанность представить соответствующие документы.

Исходя из представленной ответчиком и принятой судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства выписки из приказа начальника УСД по УР от 22 апреля 2021 года № «О выплате государственным гражданским служащим районных, городского судов Удмуртской Республики материального стимулирования, указанная выплата осуществлена за период с 1 января 2021 года по 30 апреля 2021 года.

То есть, в рассматриваемой ситуации учётным периодом для выплаты материального стимулирования явился период с 1 января 2021 года по 30 апреля 2021 года, истец была уволена в указанный учетный период, а именно 2 апреля 2021 года. Таким образом, на дату издания начальником УСД в УР приказа о выплате материального стимулирования истец государственным гражданским служащим Ленинского районного суда г.Ижевска не являлась, при этом её увольнение в силу пункта 8.6 Положения, регулирующего порядок назначения и выплаты федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судом общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике, является основанием для не выплаты ей спорной суммы материального стимулирования за указанный учетный период.

Приводимые стороной истца доводы о невозможности применения пункта 8.6 Положения являются необоснованными, поскольку указанные в нем условия стороной истца не оспорены и недействительными не признаны.

Дав верную правовую оценку представленным доказательствам при правильном толковании и применении норм материального права, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании в её пользу средств материального стимулирования за период с 1 января 2021 года по 2 апреля 2021 года.

Признаки дискриминационного характера в отношении истца со стороны УСД по УР в связи с невыплатой ей средств материального стимулирования отсутствуют, поскольку ответчик руководствовался установленными для всех общими критериями (условиями) для выплаты спорной суммы стимулирующего характера. Отсутствие осведомленности истца об этих критериях основанием для выплаты ей после увольнения с госслужбы материального стимулирования (не носящего обязательный характер) являться не может.

Основанием для компенсации морального вреда являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения, в связи с чем, оснований для компенсации морального вреда в порядке статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.

Доводы апелляционной жалобы истца основаны на субъективном и ошибочном толковании норм материального права, не содержат сведений, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность постановленного судебного решения. Оснований для иного применения норм материального права по доводам жалобы истца судебная коллегия не усматривает.

Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.

Председательствующий И.Л.Копотев

Судьи Э.В.Нургалиев

Д.Н.Дубовцев