РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Полилова Л.А. Дело № 33-4489/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2019 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Ганцевича С.В., Яковлева Н.А.
при секретаре Чика О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе прокурора Полесского района Калининградской области на решение Полесского районного суда Калининградской области от 19 июня 2019 г. по иску прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер к оформлению права собственности и государственной регистрации права собственности на котельную; о возложении обязанности принять котельную в собственность и оформить на неё право собственности в предусмотренном законом порядке; о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии своевременных и необходимых мер к устранению нарушений в сфере теплоснабжении; о возложении обязанности устранить нарушения в сфере теплоснабжения,
заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения прокурора Штыка А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя третьего лица МКУП «Полесское ЖЭУ» ФИО1, согласившейся с апелляционной жалобой, представителя администрации МО «Полесский городской округ» ФИО2, считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Полесского района Калининградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что постановлениями администрации МО «Полесский муниципальный район» от 16 сентября 2015 г. № 717 и администрации МО «Полесский городской округ» от 2 февраля 2017 г. № 63, а также договорам № 3-ОУ от 17 сентября 2015 г. и № 01 от 6 февраля 2017 г. котельные, расположенные по адресам: Калининградская область, Полесский городской округ, <...>, и <...>, переданы в оперативное управление МКУП «Полесское ЖЭУ». Государственная регистрация права оперативного управления не произведена. При эксплуатации указанных котельных администрацией МО «Полесский городской округ» допущены существенные нарушения порядка пользования и распоряжения ими. Перечень нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации данных котельных, указан в предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27 марта 2019 <...> настоящего времени администрацией Полесского городского округа регистрация права собственности на котельную, расположенную по адресу: <...>, в предусмотренном законом порядке не произведена. Регистрация права собственности на котельную, расположенную по адpecy: <...>, осуществлена администрацией Полесского городского округа в 2018 г., после передачи указанного имущества в оперативное управление в 2017 г. Таким образом, при передаче указанной котельной в оперативное управление МКУП «Полесское ЖЭУ» она не являлась собственностью муниципального образования. В связи с передачей администрацией муниципального образования имущества, не находящегося в его собственности, и с невнесением изменений в договор № 01 от 6 февраля 2017 г. в данной части не имеется законных оснований и к государственной регистрации договора о передаче указанного имущества в оперативное управление. Так как государственная регистрация указанного договора до настоящего времени не произведена, право хозяйственного ведения и право оперативного управления у МКУП «Полесское ЖЭУ» в предусмотренном законом порядке не возникло. В связи с этим, обязанность по содержанию котельной по адресу: <...>, и устранению выявленных нарушений законодательства о теплоснабжении в силу закона должен нести ее собственник – администрация МО «Полесский городской округ». Также, на администрацию МО «Полесский городской округ» в силу закона возложена обязанность по государственной регистрации права собственности на котельную, расположенную по адресу: <...>, и обязанность по содержанию указанной котельной и устранению допущенных при ее эксплуатации нарушений законодательства о теплоснабжении
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер к оформлению права собственности и государственной регистрации права собственности на котельную, расположенную по адресу: Полесский городской округ, <...>, и обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность и оформить право собственности в предусмотренном законом порядке на указанный объект недвижимого имущества; признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии своевременных, необходимых мер к устранению нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации котельных, расположенных в пос. Славянское Полесского района (пер. Садовый, д. 2а), в <...>), указанных в предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27 марта 2019 г. № 61-1196-710/ПР, и обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения в области теплоснабжения.
Рассмотрев дело, Полесский районный суд Калининградской области вынес решение от 19 июня 2019 г., которым исковые требования прокурора удовлетворены частично: признано незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости – котельной, расположенной по адресу: <...>; на администрацию МО «Полесский городской округ» возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию муниципальной собственности в отношении объекта недвижимости – котельной, расположенной по адресу: <...>. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Прокурором подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить данное решение, продолжая настаивать на тех же доводах, которые изложены в исковом заявлении. Кроме того, указывает на невозможность исполнения МКУП «Полесское ЖЭУ» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации вышеуказанных котельных.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 1 статьи 1 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области от 26 декабря 2016 г. № 139 (зарегистрирован в управлении Минюста России по Калининградской обл. 28 декабря 2016 г.), муниципальное образование «Полесский городской округ» Калининградской области наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 18 октября 2016 г. N 5 «Об объединении поселений, входящих в состав Полесского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории».
29 мая 2015 г. на основании пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Калининградской области от 1 апреля 2015 г. № 183 и приложений № 4 и № 5 к нему центральная котельная, расположенная по адресу: <...>, и МКУП Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство», распложенное по адресу: <...>, переданы из муниципальной собственности МО «Тургеневское сельское поселение» в муниципальную собственность МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области.
Сведения о данном имуществе внесены в реестр муниципального имущества МО «Полесский городской округ».
Кроме того, в муниципальной собственности МО «Полесский городской округ» находятся котельная, теплотрасса и земельный участок площадью 1570+/-5 кв. м, на котором расположены здание котельной и теплотрасса, по адресу: <...>.
Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от 16 сентября 2015 г. № 717 центральная котельная, расположенная по адресу: <...>, передана в оперативное управление МКУП «Тюленинское ЖКХ».
Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от 23 августа 2016 г. № 433 МКУП Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» переименовано в МКУП «Полесское жилищно-эксплуатационное управление» (МКУП «Полесское ЖЭУ»).
Согласно уставу МКУП «Полесское ЖЭУ», утвержденному постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от 17 февраля 2017 г. № 131, МКУП «Полесское ЖЭУ» является универсальным правопреемником МКУП Полесского района «Тюленинское жилищно-коммунальное хозяйство» (пункт 1.1).
Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от 2 февраля 2017 г. № 63 вышеуказанные котельная и теплотрасса, расположенные по адресу: <...>, также закреплены за МКУП «Полесское ЖЭУ» на праве оперативного управления.
В 2018-2019 г.г. что специалистами отдела по государственному энергетическому надзору по Калининградской области Центрального, а затем Северо-Западного управления Ростехнадзора неоднократно проводились проверки соблюдения требований, установленных техническими правилами и нормами, при эксплуатации котельных, расположенных в пос. Славянское Полесского района и в <...>), в результате которых был установлен факт наличия значительного количества нарушений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, которые отражены в составленных по результатам указанных проверок актах от 13 сентября, 18 декабря 2018 г., 27 марта 2019 г. и предписаний от 13 сентября 2018 г., 27 марта 2019 г.
Указанные в названных документах нарушения установленных требований по своему характеру являются значительными и, по существу, не позволяют надлежащим образом осуществлять безопасную эксплуатацию котельных, расположенных в пос. Славянское Полесского района (пер. Садовый, 2а) и в <...>), в соответствии с их назначением.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Полесский городской округ» по устранению нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации указанных котельных, и понуждении ответчика устранить данные нарушения, суд исходил из того, что согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О теплоснабжении» администрация муниципального образования обладает полномочиями лишь по организации теплоснабжения на территории городского округа, что МКУП «Полесское ЖЭУ» определено в качестве одной из гарантирующих организаций, осуществляющих теплоснабжение на территории МО «Полесский городской округ», что все вышеуказанные предписания выданы органами Ростехнадзора МКУП «Полесское ЖЭУ», в связи с чем именно это предприятие в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил должно обеспечить бесперебойное теплоснабжение населения и техническую эксплуатацию находящегося в его ведении оборудования, и в настоящее время возможность исполнения МКУП «Полесское ЖЭУ» обязанности по надлежащему содержанию и эксплуатации муниципальных котельных в пос. Славянское Полесского района (ул. Садовая, 2а) и в <...>), по устранению выявленных нарушений, допущенных при эксплуатации этих котельных, не утрачена.
Однако такие выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику предоставлено право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а статья 210 ГК РФ возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно части 1 статьи 37 данного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», которым регулируются отношения в сфере теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; осуществление иных полномочий, установленных названным Федеральным законом.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами на собственника имущества, в том числе недвижимого, возложено бремя содержания этого имущества в надлежащем состоянии; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и организация в границах городского округа теплоснабжения населения отнесены к вопросам местного значения городского округа; а согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника унитарного предприятия.
Подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 3 Устава МО «Полесский городской округ» (в ред. решения Совета депутатов Полесского городского округа от 30 августа 2017 г. N 203) к вопросам местного значения Полесского городского округа также отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Согласно уставу МКУП «Полесское ЖЭУ» данное казенное предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Деятельность указанного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества.
Учредителем и собственником имущества указанного казенного предприятия является МО «Полесский городской округ». Полномочия собственника и учредителя этого предприятия также осуществляет администрация МО «Полесский городской округ» (пункт 1.3 устава).
Представленные по делу доказательства, в том числе вышеуказанные предписание Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27 марта 2019 г. № 61-1196-710/ПР и сведения об имущественном и финансовом положении МКУП «Полесское ЖЭУ», бесспорно свидетельствуют о том, что муниципальные котельные, расположенные в пос. Славянское Полесского района (пер. Садовый, д. 2а) и в <...>), находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, не позволяющем осуществлять их безопасную эксплуатацию в соответствии с их назначением, и о том, что МКУП «Полесское ЖЭУ» не в состоянии устранить имеющиеся на этих объектах нарушения и обеспечить их надлежащее функционирование, что не оспаривается ответчиком и прямо признано третьим лицом МКУП «Полесское ЖЭУ».
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией МО «Полесский городской округ», вопреки требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, вследствие невыполнение возложенной на нее законом обязанности по содержанию принадлежащего ей имущества, по существу не организовано надлежащее теплоснабжение населения данного муниципального образования.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении иска прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Полесский городской округ» по устранению нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации муниципальных котельных в пос. Славянское Полесского района (ул. Садовая, 2а) и в <...>), и о понуждении ответчика устранить данные нарушения, не имелось.
Суд же принял решение без учета данных обстоятельств, что свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем в силу требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц подлежит отмене.
Отменяя решение в указанной части, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ» в реализации ее полномочий в области теплоснабжения в отношении котельных, расположенных в пос. Славянское Полесского района (пер. Садовый, д. 2а) и в <...>), и обязать администрацию МО «Полесский городской округ» выполнить работы, направленные на устранение нарушений в области теплоснабжения, допущенных при эксплуатации указанных котельных.
При этом коллегия, с учетом доводов ответчика и третьего лица об устранении ими части отраженных в предписании Северо-Западного управления Ростехнадзора от 27 марта 2019 г. № 61-1196-710/ПР нарушений и отсутствия возражений против этого со стороны истца, считает возможным возложить на администрацию МО «Полесский городской округ» обязанность выполнить вышеуказанные работы в отношении оставшихся не устраненными до настоящего времени нарушений, отраженных в представленном суду апелляционной инстанции и приобщенном в установленном законом порядке к материалам дела предписании Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 4 июля 2019 г. № 61-3468-1715/ПР, а именно в пунктах 6, 13-33, 36-37 и 54 данного предписания, поскольку устранение лишь этих нарушений в силу изложенных выше обстоятельств относится к компетенции администрации муниципального образования.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела судебная коллегия находит возможным установить администрации МО «Полесский городской округ» шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Полесского районного суда Калининградской области от 19 июня 2019 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Полесского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц отменить и принять в этой части новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации МО «Полесский городской округ» в реализации ее полномочий в области теплоснабжения в отношении котельных, расположенных в пос. Славянское Полесского района (пер. Садовый, д. 2а) и в <...>), и обязать администрацию МО «Полесский городской округ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы, направленные на устранение указанных в предписании Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 4 июля 2019 г. № 61-3468-1715/ПР нарушений, отраженных в пунктах 6, 13-33, 36-37 и 54 данного предписания.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: