ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4497/2013 от 22.10.2013 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2013 года                                          город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Блиновской Е. О.,

судей    Начарова Д. В., Старцевой Е. А.,

при секретаре Тавлиной Л. Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как ведомственным знаком отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и присвоения звания «Ветеран труда», удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1.

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить звание «Ветеран труда» ФИО1».

Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и присвоении звания «Ветеран труда».

В обоснование требований указала, что она с (дата) по (дата) работала заместителем заведующего по АХР в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ДСКВ (номер) «<данные изъяты>». С (дата) по настоящее время работает заместителем заведующего по АХР в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ДСКВ (номер) «<данные изъяты>».

В 2007 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации она награждена Почетная грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», в присвоении которого ей было отказано.

Считает, что отказ является незаконным, поскольку указанная награда включена в перечень ведомственных наград, в связи с чем, просила признать отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

Истец ФИО1, надлежаще извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 иск не признал, указал, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п. Просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение норм права.

Считает, что судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемые при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» является несостоятельной, поскольку постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.

Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей не явки не предоставили. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, ФИО1 с (дата) по (дата) работала заместителем заведующего по АХР в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский Сад Комбинированного Вида (номер) «<данные изъяты>». С (дата) по настоящее время работает заместителем заведующего по АХР в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ДСКВ (номер) «<данные изъяты>».

Приказом от (дата) № <данные изъяты> заместителя Министра образования и науки Российской Федерации истец ФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетний и добросовестный труд.

Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) № <данные изъяты> (протокол от (дата) № (номер)) истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Основанием для отказа послужило то, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз (ред. от 23.02.2013) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».

Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановлением от 15 мая 2010 г. № 337 утвердило Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Как следует из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников данного министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

В соответствии с Положением «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» и Приложением к нему «Положением о почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 580 от 03 июня 2010 г., к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации относится, в том числе и Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец была в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде.

Трудовой стаж истца составляет более 31 лет, что подтверждается трудовой книжкой и справкой о трудовом стаже, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.

Таким образом, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – без удовлетворения.

Председательствующий                    Блиновская Е.О.

Судьи:                                Начаров Д. В.

                                        Старцева Е.А.