ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-45 от 22.01.2019 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья: Едиджи С.Х. Дело № 33-45 (33-2838/2018) 2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 января 2019 года г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Хапачевой Р.А.,

судей: Аутлева Ш.В. и Дагуф С.Е.,

при секретаре Добриной Н.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» по доверенности Глебова А.Г. на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 08 августа 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. о признании недействительным образования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. о признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>», отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. о признании отсутствующим право аренды Хамтоху А.А. на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> входящую в границы расположения дамбы обвалования, отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. о погашении записи в Едином государственном реестре недвижимости о наличии права аренды Хамтоху А.А. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>») к Хамтоху А.А. о признании недействительным кадастрового учета индивидуального жилого дома (объект недвижимости), расположенного по адресу: <адрес>, с присвоенным кадастровым номером , отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. о признании отсутствующим право собственности Хамтоху А.А. на индивидуальный жилой дом (объект недвижимости), расположенного по адресу: <адрес> с присвоенным кадастровым номером отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. о погашении записи в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, с присвоенным кадастровым номером , отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. об обязании Хамтоху А.А. освободить часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> находящуюся в пределах границы расположения дамбы обвалования, в том числе путем сноса (демонтажа) объекта недвижимости с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, отказать.

В удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») к Хамтоху А.А. об обязании Хамтоху А.А. восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельного участка с кадастровым номером отказать.

Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., пояснения представителя ответчика Хамтоху А.А. по доверенности Тхабисимовой С.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы – несостоятельными, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (далее ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз») обратилось в суд с иском к Хамтоху А.А. о признании недействительным образования земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; о признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> «б»; о признании отсутствующим право аренды Хамтоху А.А. на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> входящую в границы расположения дамбы обвалования, погашении записи в Едином государственном реестре недвижимости о наличии права аренды Хамтоху А.А. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> о признании недействительным кадастрового учета индивидуального жилого дома (объект недвижимости), расположенного по адресу: <адрес>, с присвоенным кадастровым номером ; о признании отсутствующим право собственности Хамтоху А.А. на индивидуальный жилой дом (объект недвижимости), расположенного по адресу: <адрес> с присвоенным кадастровым номером ; о погашении записи в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, с присвоенным кадастровым номером ; обязании Хамтоху А.А. освободить часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», находящуюся в пределах границы расположения дамбы обвалований, в том числе путем сноса (демонтажа) объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> об обязании Хамтоху А.А. восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельного участка с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» от 30.12.2015 Тлемешоку С.Н. предоставлен в аренду земельный участок площадью 764 кв.м., с кадастровым номером категория земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: <адрес>» разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства».

30.12.2015 между Тлемешоком С.Н. и администрацией «Старобжегокайское сельское поселение» заключен договор аренды № 80 в отношении вышеуказанного земельного участка. 10.02.2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея произведена государственная регистрация договора аренды, запись регистрации

02.03.2016 между Тлемешоком С.Н. и Хамтоху А.А. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по вышеназванному договору аренды, и, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея произведена государственная регистрация соглашения о переуступке права.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» утверждена схема расположения земельного участка площадью 810 кв.м., расположенного на кадастровом квартале из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес> в территориальной зоне ЖЗ. 101, с разрешенным видом использованием «для индивидуального жилищного строительства», не менее 400 кв.м, и не более 2 500 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен в Филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея на государственный кадастровый учет с установленной категорией земель -«земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования - «для индивидуального жилищного строительства», с присвоением кадастрового номера -

Постановлением администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» от 20.06.2016 Хамтоху М.А. предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок.

20.06.2016 между Хамтоху М. А. и администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» заключен договор аренды № 87 в отношении вышеуказанного земельного участка, 23.06.2016 произведена государственная регистрация данного договора.

23.06.2016 между Хамтоху М.А. и Хамтоху А.А. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 87 от 20.06.2016, 02.07.2016 произведена государственная регистрация указанного соглашения.

Постановлением № 449 от 27.06.2016 администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» вышеуказанные земельные участки объединены, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образованного земельного участка общей площадью 1 574 кв.м, из категории земель «земли населенных пунктов», присвоив ему адрес: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

08.07.2016 Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея объединенный земельный участок общей площадью 1 574 кв.м, из категории земель «земли населенных пунктов», по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства поставлен на государственный кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый .

Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 18.10.2016 бездействие администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» по заключению договора аренды с Хамтоху А.А. на вновь образованный в результате объединения земельный участок, признано незаконным.

На администрацию МО «Старобжегокайское сельское поселение» возложена обязанность заключить договор аренды с Хамтоху А.А. на вновь образованный в результате объединения земельный участок.

13.12.2016 между Хамтоху А.А. и администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» заключен договор аренды № 225 в отношении выше указанного земельного участка, и, 16.12.2016 произведена государственная регистрация данного договора.

09.01.2017 администрацией МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдан градостроительный план указанный земельный участок.

24.01.2017 аминистрацией МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдано разрешение на строительство №-002 индивидуального жилого дома на спорном земельном участке.

14.06.2017 отделом архитектуры и градостроительства МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно выписки из ЕГРН от 19.07.2017 значится, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА за Хамтоху А.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом (объект недвижимости), общей площадью 77,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с присвоенным кадастровым номером , запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для регистрации права указан договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, орган выдачи отдел архитектуры и градостроительства МО «<адрес>».

Постановлением № 854 от 07.08.2017, вынесенного главой администрации МО «Тахтамукайский район» земельный участок с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> предоставлен Хамтоху А.А. в собственность за плату.

14.08.2017 между администрацией МО «Тахтамукайский район» и Хамтоху А.А. в лице её законного представителя Тлемешок С.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН от 04.12.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА за Хамтоху А.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а. Новая Адыгея, <адрес> «б», запись регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок площадью 1 574 кв.м, с кадастровым номером , принадлежит в настоящее время Хамтоху А.А. на праве собственности, границы участка установлены, сведения о границах участка внесены в ГКН.

Кроме того, истец ссылается на то, что на территории <данные изъяты> расположена водооградительная дамба противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки, находящаяся в ведении ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества: порядковый номер наименования 10, вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59- 441.

Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, в границах объекта: «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441», расположенного <адрес>, в границах водооградительной дамбы находится земельный участок с кадастровым номером: , разрешенное пользование - для индивидуальной жилой застройки, который находится в пользовании Хамтоху А.А. на основании соглашения передачи прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Земельный участок ответчицы образован посредством объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами: и на основании постановления Администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ и поставлен на государственный кадастровый учет 08.07.2016.

В результате постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, земельный участок с кадастровым номером: 01:05:2900013:6461 расположился в границах водооградительной дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки.

Полагает, что Хамтоху А.А. разрушена дамба на территории спорного земельного участка. На основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома построен объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с чем просил признать недействительным образование земельного участка кадастровым номером , площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель истца ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», надлежащим образом извещенный о дате и месте слушания дела, в суд не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель законного представителя несовершеннолетней Хамтоху А.А. по доверенности - Миш Ф.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» по доверенности - Шадже Р.Н. в судебном заседании пояснил, что исковые требования считает необоснованными и в их удовлетворении следует отказать.

Представитель третьего лица администрации МО «Тахтамукайский район» по доверенности Цику З.А. в судебном заседании просила отказать в заявленных требованиях.

Третье лицо- Управление Федеральной службы Росреестра по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенное о дате и месте слушания дела в суд не явилось, о причинах не явки не сообщило.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» по доверенности Глебов А.Г. просит решение суда от 08.08.2018 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что поскольку спорный земельный участок находится в непосредственной близости с гидротехническим сооружением, суду необходимо было привлечь специалиста по делу или назначить проведение судебной землеустроительной экспертизы, предметом которой было бы проведение кадастровых работ с целью уточнения границ спорного земельного участка, подтверждения или опровержения нахождения на земельном участке с кадастровым номером: элементов водооградительного вала, подтверждения или опровержения нарушения целостности тела дамбы, а также определения необходимых границ земельного участка для эксплуатации дома ответчика в соответствии со всеми строительными нормами, в случае если спорный земельный участок окажется в границах гидротехнического объекта «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441». Автор жалобы не согласен с выводом суда в части согласования истцом размещения земельных участков на территории дамбы обвалования.

Кроме того, по результатам проведенного служебного расследования, комиссией учреждения установлено несанкционированное подписание, заверение и выдача сотрудником Федоровского филиала ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» Тлиш Р.Х. согласований выделения земельных участков, находящихся на левой сухой стороне дамбы в северо-западной части а. Новая Адыгея ПК 193-Т92 122-2221+30м судового хода <адрес>, прилегающий к территории <адрес>, и ПК судового хода <адрес>, прилегающий к территории <адрес> под ИЖС гражданам М.А. Хамтоху, А.А. Хамтоху, на территории которых осуществляется индивидуальное жилищное строительство. Считает, что начальник участка Тлиш Р.Х. не обладал правом согласования выделения земельных участков при выполнении своих должностных обязанностей, поскольку таких полномочий не имел. Любые согласования по образованию земельных участков допускаются только руководителем, который действует от имени юридического лица без доверенности на основании Устава или другим лицом на основании возложенных обязанностей согласно приказу или переданных полномочий по доверенности. В оспариваемом решении суд пришел к выводу о безопасности эксплуатации дамбы обвалования без каких-либо заключений строительной экспертизы. Нарушение целостности гидротехнического сооружения - «Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441» может привести к просадке тела дамбы и возникновению чрезвычайной ситуации, связанной с затоплением территории а. Новая Адыгея, Республики Адыгея водами <адрес>.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Постановлением администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» от 30.12.2015 Тлемешоку С.Н. предоставлен в аренду земельный участок площадью 764 кв.м., с кадастровым номером 01:05:2900013:5380, категория земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: <адрес>» разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства».

30.12.2015 между Тлемешок С.Н. и администраицей МО «Старобжегокайское сельское поселение» заключен договор аренды №80 в отношении выше указанного земельного участка. 10.02.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА произведена государственная регистрация договора аренды, запись регистрации

02.03.2016 между Тлемешок С.Н. и Хамтоху А.А. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды № 80 от 30.12.2015.

15.03.2016 Управлением Федеральной служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА произведена государственная регистрация соглашения о переуступке права.

02.06.2016 постановлением №356 администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» утверждена схема расположения земельного участка площадью 810 кв.м., расположенного на кадастровом квартале из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес> в территориальной зоне ЖЗ. 101 с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, не менее 400 кв.м, и не более 2500 кв.м, согласно приложению, предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, указанного в пункте 1, Хамтоху М.А.

07.06.2016 земельный участок площадью 810 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>ФИО2 «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА поставлен на государственный кадастровый учет с установленной категорией земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», участку присвоен кадастровый .

Постановлением администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» №410 от 20.06.2016 года Хамтоху М.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью 810 кв.м., с кадастровым номером , категория земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: <адрес> разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства».

20.06.2016 между Хамтоху М. А. и администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» заключен договор аренды № 87 в отношении вышеуказанного земельного участка, 23.06.2016 произведена государственная регистрация договора аренды.

23.06.2016 между Хамтоху М.А. и Хамтоху А.А. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №87 от 20.06.2016. 02.07.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА произведена государственная регистрация соглашения о переуступке права.

Постановлением № 449 от 27.06.2016 администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» вышеуказанные земельные участки объединены, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вновь образованного земельного участка общей площадью 1 574 кв.м, из категории земель «земли населенных пунктов», присвоив ему адрес: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

08.07.2016 Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РА объединенный земельный участок общей площадью 1574 кв.м, из категории земель «земли населенных пунктов», по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства поставлен на государственный кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый .

Решением Тахтамукайского районного суда от 18.10.2016 бездействие администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» по заключению договора аренды с Хамтоху А.А. на вновь образованный в результате объединения земельный участок, общей площадью 1574 кв.м, из категории земель «земли населенных пунктов» по адресу: <адрес>» для индивидуального жилищного строительства, кадастровый , признано незаконным.

На администрацию МО «Старобжегокайское сельское поселение» возложена обязанность заключить договор аренды с Хамтоху А.А. на вновь образованный в результате объединения земельный участок, общей площадью 1574 кв.м, из категории земель «земли населенных пунктов» по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, кадастровый .

13.12.2016 между Хамтоху А.А. и администрацией МО «Старобжегокайское сельское поселение» заключен договор аренды № 225 в отношении выше указанного земельного участка, 16.12.2016 произведена государственная регистрация договора аренды.

09.01.2017 администрацией МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдан градостроительный план земельного участка № RUO по адресу: <адрес>

24.01.2017 администрацией МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдано разрешение на строительство № -002 индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» Хамтоху А.А. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Из ЕГРН от 19.07.2017 следует, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по за Хамтоху А.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом (объект недвижимости), общей площадью 77,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с присвоенным кадастровым номером , запись регистрации права от 19.07.2017 года. Основанием регистрации права указано - договор аренды земельного участка от 13.12.2016 дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14.06.2017, орган выдачи отдел архитектуры и градостроительства МО «<адрес>».

Постановлением № 854 от 07.08.2017, вынесенного главой администрации МО «Тахтамукайский район» вышеуказанный земельный участок предоставлен Хамтоху А.А. в собственность за плату.

14.08.2017 между администрацией МО «Тахтамукайский району и Хамтоху А.А. в лице её законного представителя Тлемешок С.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка № 48.

Согласно выписке из ЕГРН от 04.12.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея за Хамтоху А.А. зарегистрировано право собственности на обжалуемый земельный участок.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что земельный участок общей площадью 1 574 кв.м, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> «б» принадлежит в настоящее время Хамтоху А.А. на праве собственности, границы участка установлены, сведения о границах участка внесены в ГКН, а договор аренды земельного участка согласно п. 4 постановления № 854 от 07.08.2017, утратил силу с момента подписания указанного постановления, в связи с чем запись о регистрации права аренды Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА погашена.

В соответствии с ч.ч.1-4 ст.5 ФЗ от 13.07.2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного и Высшего Арбитражного судов от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимо имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспариваешь зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Следовательно, предъявление иска о признаний права отсутствующим является исключительным способом защиты и, несмотря на кажущуюся универсальность, подлежит использованию весьма ограниченно, такой иск может быть заявлен только в случае невозможности защиты права истца посредством использования таких способов защиты, как признание права или истребование имущества из чужого незаконного владения.

Рассматриваемый способ защиты права, в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» просит признать отсутствующим право аренды Хамтоху А.А. на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, ссылаясь, на то, что часть участка находится в границах водооградительной дамбы.

Принимая во внимание, что запись о регистрации права аренды погашена и договор аренды утратил силу, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том что невозможно признать отсутствующим право, которое прекратило свое действие и не существует. Также, отсутствующим право может быть признанно только полностью, а не в какой-либо части. Из искового заявления истца не значится в какой конкретно части, какой площадью и в каких границах он просит признать право отсутствующим.

В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.

ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» было предложено представить доказательства существования зарегистрированного им права на оспариваемые объекты на выше указанный земельный участок и жилой дом. Однако письменных доказательств существования зарегистрированного права на оспариваемые объекты истцом в суд не представлено.

Учитывая вышеизложенное коллегия приходит к выводу о том, что довод жалобы, о том, что земельный участок находится у истца в собственности, не подтверждено доказательствами.

Несостоятельны доводы о том, что водооградительная дамба противопадковой системы обвалования рек Кубани и Протоки находится у истца на праве оперативного управления, является сооружением и образует с землей единое целое.

Из материалов дела следует, что в подтверждение своих прав на водооградительный вал истец представил суду выписку из реестра федерального имущества от 03.10.2017 №1130/9, из которой следует, что Вал водооградительный левого берега реки Кубань ПК 59-441 имеет назначение - сооружение, кадастрового номера - нет, номера регистрации права собственности РФ - нет, правообладатель Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю», документы - основания возникновения права собственности РФ - Постановление правительства РФ от 27.12.1991 №3020-1, документы-основания возникновения иного вещного права - распоряжение о закреплении гос. имущества от 20.12.1994 № 05/684.Также представлено распоряжение о закреплении гос.имущества от 20.12.1994 № 05/684, которое явилось основанием для передачи имущества истцу, и согласно которому 20.12.1994 распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края предписано заключить договор о закреплении за ФГСП «Кубаньводэксплуатация» госимущества, числящегося на балансах предприятия «Краснодарреммелеорация» и 18 предприятий, включенных Минсельхозпродом РФ в ФГСП «Кубаньводэксплуатация» на правах структурных подразделений-филиалов.

13.01.1995 заключен договор о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края за Федеральным государственным сельскохозяйственным предприятием по эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных объектов «Кубаньводэксплуатация» между Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края и ФГСП «Кубаньводэксплуатация».

Согласно с п. 1.2 комитет передал, а Предприятие приняло в полное хозяйственное ведение государственное имущество по состоянию на 01.07.1994, являющегося федеральной собственностью, в соответствии с приложением -являющегося неотъемлемой частью договора.

В соответствии с п. 6.6. срок действия договора устанавливается 5 лет, с 31.12.1994 по 01.01.1999.

Также представлена расшифровка основных средств на 01.07.1994 по Управлению эксплуатации Федоровского гидроузла, где в наименовании основных средств под номером №117 значится Вал водооградительный ПК 59-441.

Порядок регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество до 2017 года регулировал закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Выписка из реестра соответствующего уровня собственности может рассматриваться в качестве надлежащего документа, подтверждающего право государственной или муниципальной собственности на объект.

Однако выписка не может признаваться правоустанавливающим документом, аналогичным по юридической силе свидетельству о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее -ЕГРП).

В соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, под реестром понимается информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий реализующих процессы учета имущества и предоставления сведений о нем (при этом ведется реестр в целях организации учета федерального имущества в соответствии с законодательством РФ), а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом. Правоустанавливающего значения, как следует из содержания положения, сведения, содержащиеся в реестре, не имеют.

Вместе с тем, выписка из реестра может рассматриваться в качестве одного из доказательств, подтверждающих возникновение государственной или муниципальной собственности, но при этом должна оцениваться не как свидетельство о государственной регистрации права, выданное на основании данных ЕГРП.

Кроме этого, как следует из абз.5 п. 3 названного постановления Пленума ВАС РФ, при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности, руководствоваться не выписками и реестрами как таковыми, а приложениями № 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1, на основе которых, в частности, эти реестры формировались.

В случае, если имущество попало в реестр государственной или муниципальной собственности по основаниям, отличным от вышеприведенных, в рамках других процедур, то общие правила Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона «О государственной регистрации прав» должны соблюдаться и суды должны делать выводы о возникновении права собственности у государства и муниципальных образований на основе общих норм.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает государственную регистрацию права собственности.

Из материалов дела не следует, что у истца возникло или имеется права на объекты, в отношении которых он просит признать отсутствующим право. Сведения о принадлежности сторонам одного и того же объекта недвижимости, отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что избранный истцом способ защиты своих прав, как признание отсутствующим у ответчицы права собственности на земельный участок с кадастровым номером ненадлежащим, так как истцу и ответчику на праве собственности принадлежат разные объекты недвижимости; полное наложение границ указанных земельных участков отсутствует.

Доводы апеллянта о том, что водооградительный вал ПК 59-441 находится у истца на праве оперативного управления не подтверждается материалами дела.

Распоряжением №05/684 от 20.12.1994, указанное как основание возникновения права на имущество, подтверждает передачу имущества в 1995 году Федеральному государственному сельскохозяйственному предприятию по эксплуатацию мелиоративных и водохозяйственных объектов «Кубаньводэксплуатация», на срок до 1999 года.

Однако, доказательств того, что ФГСП «Кубаньводэксплуатация» и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» являются одним и тем же юридическим лицом, или ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз возникло в результате реорганизации ФГСП «Кубаньводэксплуатация» суду не представлено и не содержится в материалах дела.

Согласно с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую и несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Более четких количественных и качественных характеристик таких объектов как сооружения, а также иных критериев, позволяющих отнести их к объектам недвижимого имущества, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества, действующее законодательство не содержит.

Согласно письму Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 27.03.2017 № Д23 и -1631, при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации на сооружения следует учитывать следующее.

В силу ч. 2 ст. 51 ГК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, удостоверение выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Следовательно, сооружение должно создаваться с соблюдением ряда условий - наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, и разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с ч.ч.1,12 ст.24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Из выписки и реестра федерального имущества от 03.10.2017, следует, что водооградительный вал является сооружением, однако документов позволяющих идентифицировать указанный объект, в частности технический план с указанием характеристик сооружения, кадастровый паспорт на объект, документов подтверждающих выделение земельного участка в установленном законом порядке для строительства вала, суду первой инстанции не представлены.

Также, границы земельного участка не установлены, сведения о координатах участка не внесены в кадастр, сведения об особых зонах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Согласно уведомлению Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о сооружении (дамба) Федоровского гидроузла, расположенного по адресу: <адрес>, между Восходом-2 и аулом <адрес> отсутствуют.

Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств явившихся основанием для внесения истца в реестр федерального имущества в качестве правообладателя.

Суду не представлено иных доказательств, подтверждающих и позволяющих индентифицировать объекты недвижимости -водооградительный вал и земельный участок под ним.

Истец заявил иск о признании отсутствующим права на жилой дом общей площадью 77,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с присвоенным кадастровым номером , однако доказательств подтверждающих права на этот же объект или возникновение права на него суду не представлено.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые оснований для удовлетворения исковых требований о признании отсутствующим права на земельный участок с кадастровым номером и жилой дом, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>

Исковые требования о признании недействительным образования земельного участка с кадастровым номером площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:6461, площадью 1 574 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:6461, площадью 1 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>» также не подлежат удовлетворении.

Так, спорный земельный участок образован посредством объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами: и на основании постановления администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ и поставлен на государственный кадастровый учет 08.07.2016.

Несостоятельным является довод жалобы о том, что в результате постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, земельный участок с кадастровым номером: расположился в границах водооградительной дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки.

Правомерность выделения указанных земельных участков и их объединение были предметом рассмотрения Тахтамукайский районным судом, который решением от 29 ноября 2017 года подтвердил законность выделения земельных участков и отказал в удовлетворении иска о признании ненормативно-правовых актов об утверждении схем и выделении земельных участков, договоров аренды, соглашений о переуступке прав аренды, постановления об объединении земельных участков недействительными, снятии с кадастрового учета.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 27.03.2018 года, решение Тахтамукайского районного суда от 29.11.2017 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» («ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз»), без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Тахтамукайского районного суда от 29.11.2017 года, установлена законность возникновения объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером и оснований к переоценке выводов суда, который посчитал их законными, не имеется, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для признания образования участка и его постановку на кадастровый учет с установленными границами.

Ссылка в жалобе, о том, что оформление спорного земельного участка под строительство, в нарушение нормативных актов, осуществлялось без согласования с эксплуатирующей организацией противопаводковой системы обвалования р. Кубань - ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» судебная коллегия находит несостоятельным.

Так из представленных истцом документов - расшифровки основных средств на 01.07.1994 по Управлению эксплуатации Федоровского гидроузла, в наименовании основных средств под номером №117 значится- Вал водооградительный ПК 59-441.

При предоставлении обоих участков, из которых впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером производилось согласование с Управлением эксплуатации Федоровского гидроузла и головных водозаборных сооружений, что подтверждается представленными ответчиком письменными доказательствами.

Управлением эксплуатации Федоровского гидроузла и головных водозаборных сооружений были даны разъяснения на обращение жителей <адрес>, из которого следует, что в общественной карте на данном участке так называемой насыпи (дамбы) не обозначено. От него и до уреза воды <адрес> более 1,5 км. И насыпь (дамба) без каких - либо соответствующих документов и учёта на кадастре расположена в середине 2-х селений. Севернее от данного участка порядка 800-1000м по правую мокрую сторону насыпи расположены дачные участки «Восход-2», «Мелиоратор». А по левой сухой стороне насыпи, расположен а. Новая Адыгея. И ещё по телу насыпи в <адрес> проложена асфальтированная дорога длиной более 1000м, далее по ходу течения <адрес> насыпь срыта до основания длиной более 500м. По телу насыпи (дамбы) стоят опоры линии электропередач, опорные столбы газопровода, снабжающие ДНТ «Мелиоратор». На участке насыпи нет предвалья и гребня, идёт конусообразная насыпь. На общественной кадастровой карте Республики Адыгея дамба обвалования <адрес> расположена совсем в другом месте. Где проживает постоянно более 3-х тысяч человек. Автотрасса через Тургеневский мост рассекает до подошвы данную насыпь на расстоянии более 200м. Руководствуясь вышеуказанным, могу сделать вывод об отсутствии водозащитных функций насыпи (дамба).

Судебная коллегия соглашается с выводом о том, что требования истца об обязании Хамтоху А.А. освободить часть обжалуемогземельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:6461 площадью 1 574 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> находящуюся в пределах границы расположения дамбы обвалования, в том числе путем сноса (демонтажа) объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; обязании Хамтоху А.А. восстановить разрушенный участок дамбы противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки в границах земельного участка с кадастровым номером , не подлежат удовлетворению, поскольку истец не представил доказательств расположения индивидуального жилого дома на земельном участке, которая принадлежит истцу ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» на праве собственности, также не представлены доказательства, что строительство жилого дома производилось незаконно.

Из письма администрации Тахтамукайского района от 17.04.2018, следует, что специалистами отдела архитектура, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО «Тахтамукайский район» был осуществлен выезд на местность и выявлено, что с мокрой стороны откоса возведена подпорная стенка, с целью не разрушения тела дамбы, которая владельцем земельного участка согласована с ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз».

Отделом архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО «Тахтамукайский район» было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, который был поставлен на Государственный кадастровый учет с кадастровым номером

Следовательно, индивидуальный жилой дом был возведен на основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома, владелец земельного участка произвел согласование с ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» и во избежание разрушения тела дамбы возвел подпорную стенку.

ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» не представлено доказательств незаконного возведения жилого дома или на земельном участке, который не предназначен для строительства ИЖС, и что земельный участок располагается в особой зоне и принадлежит ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», а также не предоставлено доказательств разрушения каких-либо объектов в период строительства дома.

09.01.2017 Администрацией МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдан градостроительный план земельного участка №-001 по адресу: <адрес>

24.01.2017 Администрацией МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

14.06.2017 отделом архитектуры и градостроительства МО «Тахтамукайский район» Хамтоху А.А. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с требованиям п. 3 ст. 57.3 ГрК РФ, в градостроительном плане указываются, в том числе, сведения о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; о красных линиях.

Из градостроительного плана участка, выданного администрацией МО «Тахтамукайский район» нет сведений о наличии водооградительного вала в пределах участка Хамтоху А.А., сведений о нахождении в пределах участка зон с особыми условиями использования территории. В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером также нет сведений о границах зон особыми условиями.

Следовательно, доказательств нахождения в границах участка сооружений, имеющих особые условия использования территории с установленными границами, суду не представлено.

Суд пришел к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции так как они обоснованы, сделаны на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 08 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Р. А. Хапачева

Судьи: Ш.В. Аутлев

С.Е. Дагуф