ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4504 от 13.12.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-4504 Судья Карпова О.А. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2016 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Лепской К.И. и Цветкова В.В.

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Буланкиной Л.Г.

дело по апелляционной жалобе Алексеева <данные изъяты>

на решение Лихославльского районного суда Тверской области от 09 августа 2016 года, которым Алексееву <данные изъяты> отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности включить истца в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, о возложении на Администрацию Лихославльского района Тверской области обязанности однократно предоставить Алексееву <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м в срок до первого квартала 2017 года.

Судебная коллегия

установила:

Алексеев А.В. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений, принятых судом к производству в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Лихославльского района Тверской области и Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области включить Алексеева <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на Администрацию Лихославльского района Тверской области – обязанности однократно предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на менее <данные изъяты> кв. м в срок до первого квартала 2017 года.

В обоснование иска указано, что в 1993 году истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей, когда его мать ФИО5 была лишена родительских прав в отношении троих детей. Отец истца находился в местах лишения свободы. До достижения 23 летнего возраста - в ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> где и зарегистрирован и по настоящее время. В администрации Лихославльского района истец получил статус лица, оставшегося без попечения родителей и был поставлен на учет в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в администрацию Лихославльского района Тверской области с заявлением о предоставлении жилого помещения. Администрацией было принято решение о предоставлении кв. в <адрес>. Истец отказался от предоставляемого жилья, поскольку эта квартира принадлежала девочке, усыновленной в Америку. Впоследствии истец неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о предоставлении жилого помещения, однако ему в этом было отказано.

В судебном заседании истец Алексеев А.В. исковые требования поддержал, пояснив, что вырос в интернате, зарегистрирован в общежитии лицея <адрес>, где обучался. У него в собственности имеется <данные изъяты> кв. м в квартире дома <адрес>. В квартире проживает его брат с семьей, жилье не пригодно для проживания. В квартире нет воды, туалета. Жилье не признали не пригодным для проживания, с этим вопросом истец никуда не обращался. В квартире жить тесно, у истца тоже семья, двое детей. О том, что у истца в собственности есть жилая площадь, он узнал только сейчас. На очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец состоит с 20 лет с 2005 года.

Представитель истца адвокат Гришина Е.М. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что истец остался без попечения родителей, так как мать была лишена родительских прав, а отец находился в местах лишения свободы. Детский дом, где воспитывался истец, совершил сделку с продажей его квартиры по <адрес>, полагала, что в данном случае наличествует состав преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ.

Представитель ТОСЗН Лихославльского района Тверской области по доверенности Красова Н.В. в судебном заседании пояснила, что закон предусматривает защиту прав детей из числа детей-сирот, до 23 лет. Алексеев А.В. обратился в отдел социальной защиты населения района в ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано во включении с список нуждающихся по возрасту. Мать истца была лишена родительских прав, вопрос о лишении родительских прав отца не ставился. Отец осужден к 5 годам лишения свободы, освободился в ДД.ММ.ГГГГ году, когда истцу было 10 лет. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагает постановку на учет, если ребенок имеет статус сироты или оставшийся без попечения родителей и не имеет жилой площади. Алексеев А.В. являлся собственником квартиры на <адрес>. Впоследствии это жилье было обменено на <адрес>. Алексеев А.В. не был поставлен на учет, так как до 18 лет имел в собственности жилое помещение.

Представители Администрации Лихославльского района Тверской области и Министерства социальной защиты населения Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в возражениях на исковое заявление исковые требования не признали, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым Алексеев А.В. обратился с апелляционной жалобой, указывая, что решение незаконно и подлежит отмене.

В обоснование жалобы указано, что суд не дал какой-либо оценки доводам относительно того, что истец обращался в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет до достижения 23 летнего возраста, однако ему в этом было отказано. Должностные лица органа, осуществляющего обязанности по защите прав такой категории лиц, халатно отнеслись к своим обязанностям, что повлекло для истца утрату статуса и возможности получения жилья вне очереди.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Администрации Лихославльского района Тверской области указывает, что истец в Министерство социальной защиты населения Тверской области не обращался, в списки на приобретение жилья специализированного найма не включен, в органы местного самоуправления, в том числе в Администрацию Лихославльского района Тверской области, с данным вопросом не обращался. Приведенным обстоятельствам, по мнению представителя, судом в решении дана оценка. По мнению автора возражений, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.

В письменных пояснениях представитель ТОСЗН Лихославльского района Тверской области сообщил о невозможности включения Алексеева А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не представляется возможным ввиду неустановления до достижения совершеннолетнего возраста статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации Лихославльского района Тверской области, Министерства социальной защиты населения Тверской области и ТОСЗН Лихославльского района Тверской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали. Представители Администрации Лихославльского района Тверской области, ТОСЗН Лихославльского района Тверской области направили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области сведений о причинах неявки не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.

На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения истца Алексеева А.В. и его представителя адвоката Гришиной Е.М., поддержавших доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 названного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Юридически значимым при разрешении настоящего спора является выяснение обстоятельств о том, относится ли истец к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение и является ли он нуждающимся в получении специализированного жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела и установлено судом, родителями несовершеннолетнего Алексеева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 и ФИО5.

Приговором Лихолавльского районного народного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) ФИО25 признан виновным по ст. <данные изъяты> УК РСФСР и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет в исправительно-трудовой колонии усиленного режима. Срок наказания постановлено исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Лихославльского районного народного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО16 лишена родительских прав в отношении детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы Администрации Лихославльского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Алексеев А.В. определен в государственное интернатное учреждение, поскольку мать несовершеннолетнего лишена родительских прав, отец находится в местах лишения свободы.

На основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев А.В., прибывший из Бельской спецшколы-интерната, был направлен в Торжокскую вспомогательную школу-интернат для детей-сирот 8 вида.

По запросам директора Торжокской спец.школы-интерната в ДД.ММ.ГГГГ устанавливалось место нахождения Алексеева В.Е. По сведениям адресного бюро на ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.Е. значится проживающим: <адрес>. Согласно ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника МОБ Лихославльского РОВД предоставил сведения, что Алексеев В.Е. прописан по адресу: <адрес>, по этому адресу не проживает, по опросу соседей проживает в <адрес>, но точный адрес установить не представилось возможным.

Согласно регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО26. – <данные изъяты> доля, ФИО27. – <данные изъяты> доля, Алексеевым А.В. – <данные изъяты> доля, за ФИО28<данные изъяты> доля.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> продана ФИО17 с одновременным заключением ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи принадлежащей ФИО17 квартиры по адресу: <адрес>, которая перешла в собственность ФИО5, ФИО7, Алексеева А.В., действующего с согласия законного представителя – директора Торжокской (сельской) специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот, и ФИО6, от имени которого действовал опекун.

Право общей долевой собственности на квартиру в доме <адрес> по <данные изъяты> доле за каждым из собственников зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным администрации городского поселения город Лихославль от ДД.ММ.ГГГГ в квартире дома <адрес> городского поселения город Лихославль зарегистрированы: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ.

Квартира в доме <адрес> имеет общую полезную площадь <данные изъяты> кв. м, состоит из <данные изъяты> жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв. м., расположена в одноэтажном сборно-щитовом жилом доме.

В постановлениях главы Администрации Лихославльского района Тверской области за 1993-1994 гг. сведений о сохранении за несовершеннолетним Алексеевым А.В. и сестрой ФИО7 квартиры в <адрес> не имеется.

Директор Торжокской специальной школы-интерната для детей-сирот в период обучения Алексеева А.В. направлял в Отдел народного образования инспектору по охране прав детства ходатайство о рассмотрении вопроса о лишении ФИО4 родительских прав в отношении Алексеева А.В., просил сообщить, как решается вопрос с жильем.

На запрос судебной коллегии какие-либо документы, подтверждающие принятие решение по ходатайству директора школы-интерната, администрацией Лихославльского района Тверской области не представлено.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алексеев А.В. обучался в ПЛ <адрес>, на период обучения был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>, откуда выехал после окончания лицея.

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. По данным нотариуса Лихославльского нотариального округа района Тверской области ФИО18, наследственное дело к имуществу ФИО5 не заводилось.

В комиссию по учету и распределению жилой площади при администрации Лихославльского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ от ведущего специалиста по охране прав детства поступило заявление о постановки на льготную очередь для получения жилой площади оставшегося без попечения родителей Алексеева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением комиссии по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению жилых помещений в г. Лихославль от 12 апреля 2005 года в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Алексеев А.В. поставлен на учет как сирота составом семьи три человека.

ДД.ММ.ГГГГ Алексеев А.В. обратился к главе Администрации Лихославльского городского поселения с заявлением о предоставлении жилья.

Решением жилищной комиссии администрации городского поселения г. Лихославль по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ постановлено рассмотреть заявление Алексеева А.В. (сирота), зарегистрированного по адресу: <адрес> (стоит на очереди с ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении жилья, при наличии свободной жилой площади.

На заявление в ТОСЗН в Лихославльском районе Тверской области от 28 марта 2016 года Алексеев А.В. получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ввиду неустановления до достижения совершеннолетия статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и непредоставления решения суда, вынесенного по исковому заявлению Алексеева А.В. в 2015 году, указано на невозможность включения заявителя в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Определением Лихославльского ра йонного суда Тверской области от 03 июня 2015 года Кавелину В.Ф., действующему в интересах Алексеева А.В., отказано в удовлетворении заявления об отмене по вновь открывшимся обстоятельствам решения Лихославльского районного суда от 05 июля 1993 года по делу по иску Отдела образования Лихославльского района к ФИО5 о лишении ее родительских прав.

Сторонами не отрицается, что до настоящего времени Алексеев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающийся в жилом помещении, таковым не обеспечен.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет в собственности долю в праве собственности на жилое помещение, которое непригодным не признано, до достижения возраста 23 лет истец не обращался с заявлением в органы социальной защиты с заявлением о постановке на учет как ребенок-сирота для обеспечения жильем.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, так как суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы права.

В соответствии со ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при его разрешении.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», принимая решение, суд в силу ч. 1 ст. 196 ГПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку именно суд устанавливает правоотношения сторон и определяет закон, которым следует руководствоваться при этом.

Как следует из существа иска, требования Алексеева А.В. направлены на получения мер социальной помощи в виде обеспечения жилым помещением.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года регулируется положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие ст. 109.1 ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Учитывая, что на 1 января 2013 года Алексеев А.В. не реализовал принадлежащее право на обеспечение жилыми помещениями, к спорным правоотношениям подлежит применению указанная норма права.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно подпункта 3 п. 4 ст. 8 названного Федерального закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

На основании абз. 3 ст. 8 Закона Тверской области от 09 декабря 2005 года № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Тверской области» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области могут наделяться государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категорий лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи.

В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

В соответствии со ст. 4 данного закона органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе давать предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления и их должностными лицами; координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; а также обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами; контролировать осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и предоставляются в форме субвенций (п. 1 ст. 6 этого же закона).

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных Комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области сводного отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п.п. 6, 7, 10, 11).

Осуществление контроля за целевым расходованием средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование указанных расходов возложено на Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области (п.п. 10, 11 Порядка).

Таким образом, реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Решением Собрания депутатов Лихославльского района Тверской области от 15 сентября 2005 года в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 квадратных метров общей жилой площади на 1 человека.

Исходя из сложившихся жизненных обстоятельств, Алексеев А.В., находившийся с 8 лет в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, мать которого была лишена родительских прав в связи с неисполнением родительских обязанностей, ведением асоциального образа жизни, отец которого после освобождения из мест лишения свободы судьбой сына не интересовался, по окончании учебного заведения - ПЛ <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, вселиться в квартиру площадью <данные изъяты> кв. м, в которой ему принадлежит <данные изъяты> доля, состоящую из одной комнаты и в которой проживала на тот момент его мать, старшая сестра и младший брат, не имел возможности (в том числе по основаниям подпункта 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), подлежал обеспечению жильем в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при наличии обращения.

С соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения Лихославльского района Тверской области до достижения Алексеевым А.В. 23-летнего возраста обращался и его законный представитель – директор Торжокской школы-интерната, а также сам Алексеев А.В., в результате чего он был поставлен на учет как ребенок-сирота решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ – в возрасте 20 лет.

В соответствии со статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих.

Согласно ч. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Согласно пункту 4 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

В нарушение приведенных выше положений органы опеки и попечительства, орган местного самоуправления не обеспечили защиту прав и законных интересов Алексеева А.В., не разрешили вопрос о включении его в список нуждающихся в получении жилых помещений.

При установленных фактических обстоятельствах ненадлежащее исполнение органами социальной защиты по охране прав детства, органами исполнительной власти местного самоуправления возложенных обязанностей по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних, непринятие своевременных мер к выявлению и надлежащему оформлению статуса истца как ребенка, оставшегося без попечения родителей, неразъяснение должностными лицами истцу порядка оформления и подачи необходимых документов с целью включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований о защите гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жилище.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Алексеев А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по социальному найму жилое помещение ребенку-сироте, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.

При имеющихся обстоятельствах в соответствии с установленным на территории Тверской области порядком обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, Алексеев А.В.

подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Тверской области.

Таким образом, следует признать, что иск заявлен обоснованно, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворения исковых требований исходя из особенностей правового регулирования спорных правоотношений.

Поскольку суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы права, поэтому с учётом изложенного, судебная коллегия считает, что состоявшееся по делу решение суда первой инстанции следует отменить в полном объеме и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Алексеева А.В. с возложением на Администрацию Лихославльского района Тверской области обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, на Министерство социальной защиты населения Тверской области – обязанности включить истца в соответствующий список.

Кроме того, отменяя решение суда и принимая по делу новое решение, судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей право суда установить срок для исполнения решений суда, считает необходимым установить срок для обеспечения Алексеева А.В, жилым помещением – первое полугодие 2017 года.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лихославльского районного суда Тверской области от 09 августа 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Алексеева <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области включить Алексеева <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Возложить на Администрацию Лихославльского района Тверской области обязанность предоставить в течении первого полугодия 2017 года Алексееву <данные изъяты> на состав семьи из одного человека жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи: К.И. Лепская

В.В. Цветков