ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-4507/2016
г. Уфа 10 марта 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Свистун Т.К. и Смирновой О.В.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н.М.В. решение Октябрьского районного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., выслушав объяснения представителя Н.М.В. –Ю.Т.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Н.М.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее – администрация) о признании незаконным отказа в постановке на учёт в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложения обязанности по заключению договора безвозмезной передачи в собственность земельного участка.
В обоснование иска указал, что дата истец обратился в администрацию с заявлением о постановке его на учёт в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему на иждивении пятерых несовершеннолетних детей, земельного участка с кадастровым номером №... в адрес. Однако в удовлетворении просьбы истцу было отказано по причине не предоставления полного пакета документов к заявлению и не доказанности факта совместного проживания с супругой ввиду её регистрации с детьми по иному месту жительства.
Полагает отказ незаконным, нарушающий его право на льготное получение земельного участка, так как пункт 3 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (далее – Закон от 05 января 2004 г. № 59-з) не содержит требования об обязательном совместном проживании всех членов семьи. Несмотря на регистрацию по разным местам жительствам, истец проживает с супругой и детьми по одному месту жительства, осуществляя совместное ведение хозяйства.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению истцом, предусмотрен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2011 г. № 393, и не содержит указание на предоставление копии документов удостоверяющих личность обоих супругов и справок из органов опеки о лишении родительских прав обоих супругов, так как достаточно их предоставление на одного из супругов.
Просил признать незаконным отказ администрации от дата№... в постановке на учёт Н.М.В. в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему на иждивении трёх и более несовершеннолетних детей; обязать администрацию заключить с Н.М.В. договор безвозмездной передачи в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, из земель находящихся в муниципальной собственности городского округа г. Уфа.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Н.М.В. к администрации о признании незаконным отказа в постановке на учёт в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему на иждивении трёх и более несовершеннолетних детей отказано.
В апелляционной жалобе Н.М.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам процессуального и материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией обоснованно отказано в постановке истца на учёт, так как им в нарушение статьи 11 Закона от 05 января 2004 г. № 59-з к заявлению не приложены документы, предусмотренные региональным законодателем при обращении в орган местного самоуправления.
Судебная коллегия считает выводы суда об отказе в удовлетворении иска законными и обоснованными.
В соответствии с частью «в» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей.
Статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу части 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Региональным законодателем в статьях 10, 10.1,10.2,11 Закона от 05 января 2004 г. № 59-з предусмотрен порядок предоставления земельных участков указанной категорией лиц.
В частности земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно гражданам, имеющим трёх и более несовершеннолетних детей (пункт 3 части 2 статьи 10). К указанным гражданам относятся граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочерённых), совместно с ними проживающих, либо один из родителей в неполной семье, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совместно с ним проживающих (часть 3 статьи 10).
Для постановки на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, граждане, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Закона, вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с указанием основания, а также цели использования земельного участка. К заявлению прилагаются документы, перечень которых устанавливается частью 1 статьи 11 настоящего Закона (часть 1 статьи 10.1).
К заявлению граждан, имеющих трёх или более несовершеннолетних детей, прилагаются: а) копии документов, удостоверяющих личность супругов или родителя; б) доверенность - в случае подачи заявления представителем; в) копия свидетельства о браке (при наличии); г) копии свидетельств о рождении детей или паспортов при достижении ими возраста 14 лет; д) справка, выданная органами опеки и попечительства о наличии либо отсутствии информации (судебного решения) о лишении родительских прав; е) справка о составе семьи; ж) копия финансового лицевого счета - в случае проживания в многоквартирном доме либо выписка из домовой или похозяйственной книги - в случае проживания в индивидуальном жилом доме; з) справка, выданная органом местного самоуправления по месту жительства супругов (родителя), детей о реализации ими права на предоставление земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства; и) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя каждого из супругов (родителя) правах на объекты недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 11).
Копии документов, представляются заверенными в установленном законодательством порядке либо с предъявлением оригиналов документов (часть 2 статьи 11).
Документы, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 3 статьи 11, представляются заявителем самостоятельно. Документы, указанные в подпунктах "з" - "и" пункта 3 статьи 11, запрашиваются уполномоченными органами в органах, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления Республики Башкортостан либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления Республики Башкортостан организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не представлены заявителями по собственной инициативе (часть 3 статьи 11).
Земельная комиссия в течение 30 календарных дней принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет. Отказ в постановке на учет осуществляется, в том числе по следующим основаниям непредставления документов, за исключением документов, которые запрашиваются уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия (пункт 3 части 3 статьи 10.1).
Решение об отказе в постановке на учёт по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 настоящей части, не препятствует повторному обращению заявителя в уполномоченный орган после устранения причин, послуживших основанием для отказа (абзац второй части 3 статьи 10.1).
Как следует из материалов дела, датаН.М.В. обратился в администрацию с заявлением о постановке его на учёт в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка и предоставить ему для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему на иждивении пятерых несовершеннолетних детей, земельный участок с кадастровым номером №... в адрес площадью ... кв.м.
К заявлению им приложена копии: документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), ИНН, СНИЛС, справка, выданная органом опеки и попечительства об отсутствии информации о лишении его родительских прав, свидетельства о заключении брака, справки о регистрации по месту жительства, свидетельства о рождении детей, ИНН детей, СНИЛС детей.
дата Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа в письме №... заявителю сообщено, что комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства от дата принято решение об отказе в постановке на учёт в связи с несоответствием условию пункта 3 статьи 10 Закона от 05 января 2004 г. № 59-з, то есть не предоставлением доказательств совместного проживания всех членов семьи, поскольку из приложенных к заявлению документов супруга и дети зарегистрированы по иному адресу, а также не предоставлением документов, указанных в пункте 11 Закона от 05 января 2004 г. № 59-з: копии документа, удостоверяющего личность супруги; справки, выданной органом опеки и попечительства об отсутствии информации о лишении родительских прав супруги; копии финансового лицевого счёта.
Судебная коллегия считает, что отказ администрации является мотивированным, выводы комиссии основаны на правильном применении норм материального права и установленных при рассмотрении заявления обстоятельствах в соответствии с предоставленными заявителем документами. Решение принято в установленные законом сроки, не нарушает прав гражданина и не препятствует ему после устранения причин, послуживших основанием для отказа, повторно обратиться с аналогичным заявлением.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в пункте 3 статьи 10 Закона от 05 января 2004 г. № 59-з требования об обязательном совместном проживании всех членов семьи, судебная коллегия считает несостоятельным, опровергающимся содержанием нормы права при буквальном её прочтении.
Довод апелляционной жалобы о том, что Законом от 05 января 2004 г. № 59-з не предусмотрен перечень документов, подлежащих приложению к заявлению гражданина, имеющего трёх и более несовершеннолетних детей, судебная коллегия также считает несостоятельным, так как не соответствует содержанию пункт 3 части 1 статьи 11 нормативно-правового акта, на которую сослалась комиссия при отказе заявителя в постановке на учёт.
Ссылка истца о том, что спорные отношения подлежат регулированию постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2011 г. № 393, которым утверждён перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющих право на получение земельных участков однократно и бесплатно, судебная коллегия признает необоснованной, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений постановление с 13 мая 2015 г. утратило силу.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии требований закона о необходимости предоставления документов в отношении обоих супругов, судебная коллегия признает несостоятельным.
Из системного толкования части 3 статьи 10 и пункта 3 части 1 статьи 11 Закона от 05 января 2004 г. № 59-з в их внутреннем единстве и взаимосвязи следует, что при постановке на учёт граждан, являющихся родителями в семье, имеющей трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочерённых), совместно с ними проживающих, требуется предоставление документов в отношении обоих супругов.
При реализации права на бесплатное и однократное предоставление земельного участка родителем, осуществляющим в неполной семье воспитание трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совместно с ним проживающих, региональный законодатель предлагает предоставить документы только в отношении одного супруга – законного представителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не разрешено одно из требований – возложения обязанности по заключению договора безвозмезной передачи в собственность земельного участка, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку при анализе оснований исковых требований усматривается, что истец требует заключения с ним договора по причине незаконного отказа администрации в постановке его на учёт, то есть как способа восстановления нарушенного права.
Между тем, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», согласно которого при отказе в заявленных требованиях полностью или частично в резолютивной части следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чём отказано, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения, указав – в удовлетворении иска Н.М.В. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа от дата№... в постановке на учёт в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему на иждивении трёх и более несовершеннолетних детей; возложения обязанности на администрацию по заключению договора безвозмездной передачи в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2015 г. изменить.
В удовлетворении иска Н.М.В. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа от дата№... в постановке на учёт в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему на иждивении трёх и более несовершеннолетних детей; возложения обязанности на администрацию по заключению договора безвозмездной передачи в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Нурисламова Р.Р.