ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4515/2014 от 26.11.2014 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

  Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-4515/2014

 Судья Порфирьева А.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 26 ноября 2014 года г. Чебоксары

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Гафарова Р.Р., судей Нестеровой А.А., Карлинова С.В., при секретаре Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Воронкова В.А. о признании незаконным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, поступившее по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 сентября 2014 года, которым постановлено:

 признать незаконным приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 24.07.2014 № <1> в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ... га, арендуемого Воронковым В.А. для осуществления рекреационной деятельности в выделе <...> квартала <...> лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 05.08.2009;

 возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязанность повторно не позднее 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представленный в сентябре 2013 года в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воронковым В.А. проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ... га, арендуемого Воронковым В.А. для осуществления рекреационной деятельности в выделе <...> квартала <...> лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 05.08.2009 года.

 Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Воронков В.А. обратился в суд с заявлением с учетом последующего уточнения требований, в котором просил признать незаконным приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 24.07.2014 года № <1> в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ... га, арендуемого им для осуществления рекреационной деятельности в выделе <...> квартала <...> лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 05.08.2009 года.

 Требования мотивированы тем, что 05.08.2009 года между ним и Минприроды Чувашии в целях осуществления рекреационной деятельности заключен договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являющийся частью лесного участка с условным номером: <данные изъяты>. Срок действия договора установлен с 05.08.2009 года по 05.08.2019 года. Воронков В.А. подал в Минприроды Чувашии семь вариантов проектов освоения лесов, на которые получены отрицательные заключения, в т.ч.: на проект освоения лесов, представленный в Минприроды Чувашии 17.05.2011 года; проект освоения лесов от 10.10.2011 года; проект освоения лесов от 17.01.2012 года; проект освоения лесов от 13.02.2012 года; проект освоения лесов от 06.04.2012 года; проект освоения лесов от 05.09.2013 года, который повторно был представлен 16.07.2014 года. Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 30.07.2014 года № 12/27-9133 направлен приказ указанного министерства от 24.07.2014 № <1>, которым утверждено отрицательное заключение Экспертной комиссии. Экспертная комиссия установила, что проект необходимо доработать. Между тем вновь проект от 05.09.2013 года был представлен Воронковым В.А. в  Минприроды Чувашии 16.07.2014 года в целях исполнения решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 12.03.2014 года, вступившим в силу 02.06.2014 года, которым признан незаконным приказ Минприроды Чувашии от 13.09.2013 года № <2> в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, разработанного Воронковым В.А. на основании договора аренды лесного участка от 05.08.2009 года. На Минприроды Чувашии была возложена обязанность повторно не позднее 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представленный Воронковым В.А. пpoeкт освоения лесов. Между тем, Минприроды Чувашии, в нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно 24.07.2014 года вновь вынесло отрицательное заключение по
проекту освоения лесов от 13.09.2013 года, представленному после вступления в силу судебного решения 16.07.2014 года. В связи с отсутствием положительного экспертного заключения проекта освоения лесов Минприроды Чувашии в настоящее время требует расторгнуть заключенный с ним договор аренды лесного участка в судебном порядке.

 В судебном заседании заявитель Воронков В.А. не участвовал, реализовав свое право на участие в деле через представителя Климову Н.Ю., которая требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Катеров И.П. возражал против удовлетворения заявления.

 По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Минприроды Чувашии на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

 В апелляционной жалобе указано, что по результатам рассмотрения проекта освоения лесов, представленного Воронковым В.А., членами комиссии было дано отрицательное заключение на проект в связи с его несоответствием требованиям действующего на дату рассмотрения проекта лесного законодательства Российской Федерации и лесохозяйственного регламента  казенного учреждения Чувашской Республики «...» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

 Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Минприроды Чувашии Виноградовой О.А. и Катмакова С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заявителя Воронкова В.А. Климовой Н.Ю., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 12 Лесного Кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

 Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.

 Вид использования, предусмотренный договором от 05.08.2009 года, соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации «осуществление рекреационной деятельности».

 Статья 41 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие рекреационной деятельности, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

 Согласно части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.

 В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 года N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, согласно которым лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составить проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 9 Правил).

 На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.

 Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года N 69, в соответствии с п. 28 которого проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

 В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 года N 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который применяется с 29.04.2012 года.

 В пункте 3 Порядка указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

 Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов (пункт 5).

 Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).

 Исходя из пункта 11 Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

 Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

 Из материалов дела видно, что 05 августа 2009 года между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики как Арендодателем и Воронковым В.А. как арендатором был заключен договор аренды лесного участка, расположенного в <адрес>. Срок действия договора установлен по 05 августа 2019 года (п. 19 договора).

 Как установлено судом и подтверждается содержанием заключения, основанием для составления экспертной комиссией отрицательного заключения явилось выявление несоответствия в представленном проекте срока его действия (до 05.08.2019 года) сроку действия лесохозяйственного регламента лесничества (до 31 декабря 2018 года); отсутствие в проекте указаний на места-дубли для пунктов размещения мест массового отдыха, необходимых для восстановления лесного природного комплекса на участках, где ранее в течение указанного срока они располагались; отсутствие в проекте обоснований нахождения на арендованном лесном участке строительных объектов. Данный факт явился также основанием для издания приказа министерства от 24.07.2014 года № <1>.

 Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным приказ Минприроды Чувашии от 24.07.2014 № <1> в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, представленного Воронковым В.А. 16.07.2014 года, суд исходил из несоответствия указанных ненормативных правовых актов требованиям действующего лесного законодательства, а также наличия нарушений прав и законных интересов Воронкова В.А. как участника лесных отношений.

 Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции ошибочными ввиду следующего.

 Как указано в пункте 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 года № 69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

 Между тем, спорным проектом освоения лесов установлен срок действия по 05.08.2019 года, при этом согласно лесохозяйственному регламенту казенного учреждения Чувашской Республики «...» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.04.2009 года № 134 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2013 года № 588) лесохозяйственный регламент действует с даты его утверждения по 31.12.2018 года.

 Следовательно, замечание относительно сроков действия проекта дано экспертной комиссией правомерно.

 Кроме того, разрешая спор, суд не усмотрел каких-либо противоречий в проекте с положениями пункта 2.8.1 лесохозяйственного регламента ... лесничества относительно необходимости отражения в проекте возможности перемены территориального размещения мест массового отдыха через 5-7 лет.

 Согласно пункту 2.8.1 лесохозяйственного регламента ... лесничества, определяя пункты размещения мест массового отдыха, следует предусмотреть возможность перемены их территориального размещения через 5-7 лет для восстановления лесного природного комплекса на участках, где ранее в течение указанного срока они располагались (создавать места-дубли).

 Поскольку проектом не предусмотрены места-дубли на арендованном лесном участке, что не соответствовало требованиям лесохозяйственного регламента, замечание комиссии дано обоснованно.

 Судебная коллегия также соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что указание в отрицательном заключении экспертизы на необходимость обоснования в проекте появления на арендованном лесном участке строительных объектов сделано на законных основаниях.

 Статьями 88 и 89 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что освоение лесного участка может осуществляться только на основании проекта освоения лесов, в отношении которого проведена государственная экспертиза и получено положительное заключение.

 Как следует из пункта 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

 Использование лесного участка без утвержденного положительного заключения на проект освоения лесов противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.

 Поскольку проект освоения лесов имеет статус разрешительного документа, в отсутствие которого любые работы, в том числе строительные, не допускаются, то замечание экспертной комиссией сделано на законных основаниях.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, в связи с чем решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 сентября 2014 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Воронкова В.А. в полном объеме.

 Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 сентября 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать Воронкову В.А. в признании незаконным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 24.07.2014 года № <1> в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ... га, арендуемого Воронковым В.А. для осуществления рекреационной деятельности в выделе <...> квартала <...> лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 05.08.2009 года и возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязанности повторно не позднее 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представленный в сентябре 2013 года в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Воронковым В.А. проект освоения лесов по использованию лесного участка площадью ... га, арендуемого Воронковым В.А. для осуществления рекреационной деятельности в выделе <...> квартала <...> лесничества, разработанного на основании договора аренды лесного участка от 05.08.2009 года.

 Председательствующий

 Судьи