Судья Машкалева О.А. дело № 33-4516/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 04 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2016 года, которым исковые требования ФИО1 к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании решения аттестационной комиссии от <Дата обезличена> недействительным, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., пояснения истца ФИО1, ее представителя <Фамилия обезличена>, представителей ответчика территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми <Фамилия обезличена>, <Фамилия обезличена>, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании решения аттестационной комиссии от <Дата обезличена> недействительным. В обоснование требований указала, что в отзыве об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей начальник отдела статистики предприятий, сельского хозяйства, региональных счетов и балансов <Фамилия обезличена> превысила свои полномочия, сделав вывод о несоответствии занимаемой должности, также <Фамилия обезличена> изготовила отзыв с предвзятостью, преднамеренно негативной оценкой. В состав аттестационной комиссии были включены лица, явно заинтересованные в ее увольнении.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали.
Представители ответчика с требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с принятым судом решением, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (ч. 2).
Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия (ч. 9).
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
По результатам аттестации гражданского служащего комиссией принимается решение о соответствии гражданского занимаемой должности. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о включении в кадровый резерв, направлении для получения дополнительного образования, понижении гражданского служащего в должности и исключении из кадрового резерва.
При отказе гражданского служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы.
Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ утверждается указом Президента РФ.
В соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 01 февраля 2005 года N 11О (далее Положение о проведении аттестации), для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения: о формировании аттестационной комиссии; об утверждении графика проведения аттестации; о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации; о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
Правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия, определяется ее состав, сроки и порядок работы.
Согласно п. 12 - 15 Положения о проведении аттестации не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения гражданского служащего, в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом от <Дата обезличена> ФИО1 принята на государственную службу в отдел статистики предприятий Комистата <Должность обезличена>, <Дата обезличена> истец переведена на должность <Должность обезличена>.
Приказом Комистата от <Дата обезличена><Номер обезличен>-к «Об аттестации государственных гражданских служащих Комистата» были утверждены список аттестуемых государственных гражданских служащих в <Дата обезличена> году и график их аттестации. Заместители руководителя обязаны предоставить в административный отдел в срок, указанный в приложении № 2, отзывы об исполнении гражданскими служащими, подлежащими аттестации, должностных обязанностей за аттестационный период; годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданских служащих за аттестационный период; итоги текущей оценки гражданских служащих.
С данным приказом истец ознакомилась <Дата обезличена>.
Из графика следует, что дата проведения тестирования истца - <Дата обезличена>, дата проведения собеседования (непосредственно аттестации) - <Дата обезличена>, дата представления отзыва на аттестуемого служащего - <Дата обезличена>.
Состав аттестационной комиссии Комистата утвержден приложением №3 к приказу Комистата <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. В состав комиссии вошли: <Фамилия обезличена> – заместитель руководителя Комистата (председатель аттестационной комиссии); <Фамилия обезличена> - заместитель руководителя Комистата (заместитель председатель аттестационной комиссии); <Фамилия обезличена> – заместитель руководителя Комистата; <Фамилия обезличена> – начальник административного отдела (секретарь комиссии); <Фамилия обезличена> – заместитель начальника отдела информационных систем и технологий.
Для участия в качестве независимых экспертов в аттестации государственных служащих были приглашены доцент кафедры гражданского права и процесса <Фамилия обезличена> и доцент кафедры экономики и государственного и муниципального управления <Фамилия обезличена> Коми республиканской академии государственной службы и управления.
<Дата обезличена> состоялось тестирование аттестуемых государственных служащих согласно утвержденному графику на предмет знания законодательства о государственной гражданской службы РФ, Конституции РФ и законодательства о статистике в РФ. Согласно выписке из ведомости проведения тестирования результат тестирования истца составил <*>%.
Приказом Комистата от <Дата обезличена><Номер обезличен> предписано провести аттестацию истца в связи с неявкой на заседание аттестационной комиссии после ее выхода на службу.
<Дата обезличена> истец представила в Комистат больничный лист и приступила к выполнению служебных обязанностей.
<Дата обезличена> истцу было вручено под подпись уведомление о проведении в отношении ее аттестации <Дата обезличена> в 15.00.
Аттестация проходила в режиме видеозаписи, по ее итогам был составлен аттестационный лист с перечнем всех вопросов, задаваемых истцу и ответов на них.
С аттестационным листом истец ознакомлена <Дата обезличена>.
Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в ходе аттестации истца комиссией рассмотрены аттестационные материалы: отзыв, показатели эффективности, должностной регламент гражданского служащего, годовой отчет, результаты тестирования, также выслушали сообщение аттестуемого о своей работе, ответы на вопросы членов комиссии.
По результатам голосования членов аттестационной комиссии ФИО1 признана не соответствующей замещаемой должности гражданской службы единогласно (7 голосов из 7).
Оценив имеющиеся в деле доказательства применительно к указанным выше нормам права, суд первой инстанции, установив, что аттестация проведена ответчиком в соответствии с установленным порядком, порядок проведения аттестации не нарушен, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания указанного решения незаконным.
Исходя из ч. 12 ст. 48 от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом, согласно части 2 той же нормы под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами и/или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Таким образом, приведенными выше нормативными положениями в их взаимной связи установлен запрет на включение в состав аттестационной комиссии лиц, чья личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное проведение аттестации гражданских служащих. При этом законом определены критерии оценки, позволяющие определить наличие либо отсутствие конфликта интересов и личной заинтересованности в деятельности аттестационной комиссии.
Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ).
Частью 3 ст. 67 ГПК РФ определено, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких данных суд обоснованно пришел к выводу о том, что вопреки приведенным положениям процессуального закона, в ходе рассмотрения дела не предоставлено объективных доказательств, свидетельствующих о наличии у кого-либо из членов аттестационной комиссии по проведению аттестации личной заинтересованности в результатах аттестации истца.
При этом, как верно указал суд в решении, в состав аттестационной комиссии входили так же независимые эксперты, не заинтересованные в результате аттестации.
Доводы жалобы, сводящиеся к несогласию с решением в части вывода суда о праве гражданского служащего в случае несогласия с отзывом предоставить заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя, указав на то, что отзыв не подлежит обжалованию, ошибочны и подлежат отклонению.
Пунктом 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01 февраля 2005 года N 110 установлено, что аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
Указание в жалобе на то, что в виду отсутствия должностных обязанностей работодателем предъявлялись к ответчику необоснованные и завышенные требования, не могут повлиять на правильность принятого судом решения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, служебные (должностные) обязанности государственного гражданского служащего, занимающего должность ведущего специалиста-эксперта отдела статистики предприятий, сельского хозяйства, региональных счетов и балансов закреплены в должностном регламенте, утвержденном <Дата обезличена> руководителем Комистата. Доводы о том, что обязанности, предусмотренные данным регламентом для замещаемой должности истцом являются общими, ошибочны.
Возражения истицы относительно состава аттестационной комиссии о нарушении порядка аттестации не свидетельствует, на правильность принятого судом решения не влияют.
Заседание аттестационной комиссии проводилось полномочным составом, утвержденным в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отклонено ходатайство о допросе свидетелей, необходимых, по мнению ФИО1, для рассмотрения дела, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в силу ч. 2 ст. 56, ст. 59 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и принимает только те доказательства, которые имеют значение для дела. При рассмотрении данного дела судом правильно установлены факты, имеющие значение для дела, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, решение суда содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи, с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: