ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4522/20 от 24.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Кадыкова О.В. Дело № 33-4522/2020

УИД 76RS0014-01-2019-003852-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Сеземова А.А.,

судей Кутузова М.Ю., Виноградовой Т.И.,

при секретаре Никитниковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Ю. Кутузова

24 августа 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 19 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Признать незаконным решение мэрии города Ярославля от 08.08.2019 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет на основании Закона ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области» ФИО1.

Обязать мэрию города Ярославля назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 01.07.2019 года.

Взыскать с мэрии города Ярославля в пользу ФИО1 судебные расходы на оформление доверенности 1500 рублей, расходы по оплате услуг представителя 6 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

По делу установлено:

ФИО1 обратилась в суд с иском к мэрии города Ярославля, в котором просила признать незаконным отказ мэрии города Ярославля от 08.08.2019 года в назначении пенсии за выслугу лет на основании Закона ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области», обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет, взыскать судебные расходы в размере 31 500 рублей.

В обоснование требований указала, что 26.06.2019 года обратилась в мэрию города Ярославля с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему в соответствии с Законом ЯО от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области». Однако решением комиссии от 08.08.2019 года в назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что ФИО1 уволена с муниципальной службы в порядке перевода к другому работодателю (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ) до приобретения права на страховую пенсию по старости. С данным отказом истица не согласилась, указала, что до 31.10.2001 года (даты увольнения) она замещала муниципальную должность заместителя начальника отдела социальной защиты населения территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля, в функции отдела входило решение вопросов государственного пенсионного обеспечения граждан. В целях проведения государственной пенсионной реформы Президентом Российской Федерации 27.09.2000 года был издан Указ №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому полномочия по выплате государственных пенсий закрепились за Пенсионным фондом Российской Федерации. В целях реализации данного Указа 22 августа 2001 года губернатором Ярославской области подписано постановление № 541 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий». Согласно Закону ЯО от 27 июня 2007 года N 46-з муниципальный служащий Ярославской области имеет право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям: реорганизация органа местного самоуправления ЯО; сокращение должностей муниципальной службы. Фактически в ходе реорганизации пенсионной службы при передаче функций назначения пенсий Пенсионному фонду происходило сокращение численности и штата отдела социальной защиты населения, что подтверждает фактическое увольнение по сокращению штата. В связи с фактическим завуалированным увольнением по сокращению штата, необходимые условия для назначения истцу пенсии по выслуге лет как муниципальному служащему имелись.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанности установленных решением суда обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального и процессуального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного от 03 февраля 2020 года апелляционная жалоба мэрии г. Ярославля оставлена без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 июня 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 03 февраля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав возражения относительно доводов жалобы представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет имелись предусмотренные Законом Ярославской области от 22 декабря 2016 г. N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих Ярославской области" основания для ее назначения. При этом, суд исходил из соблюдения условий назначения пенсии за выслугу лет, какие требуются в случае увольнения с муниципальной службы по основанию сокращения численности или штата работников организации.

Судебная коллегия с данным выводом суда не соглашается, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела, сделан с нарушением норм материального права.

В силу пункта 5 части 1 статьи 23 ФЗ от 02 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.01.1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на день увольнения ФИО1 с муниципальной службы - 31.10.2001 года, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространялись права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы.

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона Ярославской области от 30.09.1996 года № 15-з «О государственной службе в Ярославской области» в редакции, действовавшей на 31.10.2001 года, государственный служащий Ярославской области, замещавший должность, которая согласно действующему законодательству Российской Федерации и Ярославской области дает право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет работникам органов исполнительной власти, и вышедший с этой должности на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», либо высвобождаемый с данной должности в связи с прекращением полномочий, увольнением из органов государственной власти Ярославской области в случае их ликвидации, сокращения численности или штата работников, при наличии 12,5 лет стажа службы в органах государственной власти у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.

Закон Ярославской области от 10.10.1997 года № 27-з «О муниципальной службе в Ярославской области» в ст. 19 в редакции, действовавшей так же на 31.10.2001 года, предусматривал, что до принятия федерального закона, регулирующего установление и выплату государственной пенсии государственным служащим за выслугу лет, назначение, исчисление и выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим в Ярославской области осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных служащих Ярославской области законодательством Ярославской области о государственной службе.

Исходя из приведенных нормативных положений, право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета возникало у муниципального служащего при назначении ему пенсии по старости или инвалидности либо при увольнении в связи с ликвидацией органа, сокращением численности или штата работников после выработки определенного стажа замещения муниципальных должностей.

Страховая пенсия по инвалидности назначена ФИО1 с 27.08.2007 г. по 10.09.2017 г., страховая пенсия по старости - с 11.09.2017 года. ФИО1 уволена с муниципальной службы 31.10.2001 года по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ в связи с переводом к другому работодателю (л.д. 11). Таким образом, поскольку на момент увольнения ФИО1 ей пенсия по старости(инвалидности) не назначалась, права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета на момент увольнения с муниципальной службы ФИО1 не имела.

В силу ч.1, ч.2 ст. 3 Закона Ярославской области от 22.12.2016 года № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области», муниципальный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет в случае увольнения с гражданской (муниципальной) службы по соответствующему основанию с соблюдением условий, установленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Перечень оснований увольнения с гражданской (муниципальной) службы с указанием условий, дающих гражданину право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с гражданской (муниципальной) службы по соответствующему основанию (за исключением служебного стажа), определяется приложением к настоящему Закону

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Ярославской области от 22.12.2016 года № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области», действующей на момент назначения ФИО1 пенсии по старости, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», или пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно части 4 этой же статьи в случае увольнения до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) гражданин имеет право на пенсию за выслугу лет при наличии служебного стажа продолжительностью не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением он замещал должности гражданской службы или должности муниципальной службы не менее 7 лет и был уволен, в частности, в связи с переводом работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю.

В пункте 1 части 5 той же статьи указано, что право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии минимальной продолжительности служебного стажа в 15 лет сохраняется за гражданами, которые до 1 января 2017 года уволены с гражданской (муниципальной) службы и до указанной даты приобрели право на пенсию за выслугу лет.

В силу пункта 21 Приложения к Закону Ярославской области от 22.12.2016 года №90-з, при увольнении с должности муниципальной службы группы должностей(исключая высшую группу должностей) по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 77 ТК РФ(перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю) право на назначение пенсии за выслугу лет возникает при условии замещения должностей гражданской(муниципальной) службы перед увольнением не менее 1 года и при наличии к моменту увольнения права на пенсию по старости или инвалидности(либо пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Стаж муниципальной службы ФИО1 исчисляется с 01.08.1982 года до 31.10.2001 года и составляет 19 лет 2 месяца 2 дня. Увольнение с муниципальной службы состоялось в связи с переводом работника по его согласию на работу к другому работодателю. На момент увольнения с муниципальной службы у истца не возникло право на страховую пенсию по инвалидности(по старости). Поэтому право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы до приобретения права на страховую пенсию у истца не возникло.

Права на пенсию за выслугу лет до 1 января 2017 года ФИО1 не приобрела. В связи с этим, несмотря на наличие у истца служебного стажа более 15 лет, ей не может быть назначена пенсия за выслугу лет. В связи с изложенным, ссылки на наличие стажа муниципальной службы 15 лет несостоятельны и не влекут назначение пенсии за выслугу лет.

31.10.2001 года ФИО1 на основании ее заявления была уволена с должности <данные изъяты> в порядке перевода (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ) в <данные изъяты>. Перевод работника с его согласия на другое предприятия, в учреждение, организацию или переход на выборную должность являлся самостоятельным основанием для прекращения трудового договора(п.5 ст.29 КЗоТ РСФСР). Аналогичное основание для прекращения трудового договора установлено п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Указанное в трудовой книжке основание увольнения ФИО1 с 2001 года в установленном порядке не оспаривалось. При наличии записи в трудовой книжке об увольнении в порядке перевода, согласия истца на увольнение в порядке перевода, у суда не было оснований для вывода о вынужденном характере увольнения и фактическом увольнении по сокращению численности (штата) работников.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска ФИО1 у суда первой инстанции не имелось.

В связи с тем, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, оснований для возмещения истцу судебных расходов в порядке ст. ст. 98, 100 ГПК РФ не имеется.

По изложенным мотивам решение суда подлежит отмене, по делу должно быть вынесено новое решение об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 19 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к мэрии г. Ярославля оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи