ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4522/2013 от 26.08.2013 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Е.В.Юрченко Дело № 33-4522/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Семенчиной Л.А.,

судей Захваткина И.В., Пристром И.Г.

при секретаре Забоевой Н.Ю.

рассмотрела в судебном заседании 26 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты»

на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 июня 2013 года, по которому

отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере приходящейся доли фактического потребления услуги, с <Дата обезличена>.

Признано за ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с <Дата обезличена>.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» обязано предоставить ФИО1 меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с <Дата обезличена>.

Взысканы с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» в пользу ФИО1 расходы по оказанию юридических услуг в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 предъявила в суде иск к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты», в котором просит признать право на предоставление мер социальной поддержки и обязать ответчика произвести выплату компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. В обоснование указала, что является специалистом образования, работающим и проживающим в поселке городского типа, в связи с чем ей без каких-либо ограничений должны предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилья (плата за наем) и коммунальных услуг: содержание и ремонт жилья, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оплаты доли, приходящейся на нее, фактического объема потребления по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению; отопление и освещение. Однако ответчик предоставляет ей данную льготу в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения и только на нее одну без учета членов семьи с <Дата обезличена>

Ответчик исковые требования не признал и пояснил, что истица не является педагогическим работником, меры социальной поддержки предоставляются как специалисту государственного учреждения Республики Коми в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим изменению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истица ФИО1. зарегистрирована и проживает по адресу: <Адрес обезличен> Кроме нее в указанной квартире зарегистрированы: супруг З.В.А., сын З.И.В., сын З.А.В., дочь З.А.В.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления <Адрес обезличен> является поселком городского типа подчиненным г. Воркута.

ФИО1 работает с <Дата обезличена> работает в должности ... в Государственном учреждении Республики Коми «... дом ребенка ...», расположенном по адресу: <Адрес обезличен>.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ФИО1 частично, исходил из того, что Государственное учреждение Республики Коми «... дом ребенка ...» является учреждением осуществляющим как лечебную, так и педагогическую деятельность. Должностные обязанности ... «... дома ребенка ...», которые исполняет истица, соответствуют должностным обязанностям ..., предусмотренным квалификационными характеристиками должностей работников образования. Исходя из этого, суд признал, что ФИО1 является педагогическим работником, работающим и проживающим в поселке городского типа, и соответственно имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории населения в соответствии с ст. 55 Федерального закона «Об образовании».

Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 344н утверждено типовое положение о доме ребенка, согласно которому дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по принятию типового положения определены статьей 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Также в соответствии со статьей 54 Федерального закона Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 343н утвержден Порядок содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения согласно приложению.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года, действовавшего на период разрешения спора, к образовательным относятся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному этому положению это Положение является типовым для следующих видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

На основе Типового положения образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.

Таким образом, из действующих нормативных актов следует, что дом ребенка не отнесен к образовательным учреждениям.

Уставом ГУ РК «... дом ребенка ...» предусмотрено осуществление доврачебной, педагогический и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с рождения до 4-х лет 11 месяцев 29 дней. Для достижения указанных целей Дом ребенка занимается педагогической, медицинской, фармацевтической деятельностью. Вместе с тем данные обстоятельства не дают основания дл отнесения Дома ребенка к образовательным учреждениям в силу нового правового регулирования.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что ФИО1 является педагогическим работником образовательного учреждения после <Дата обезличена> является неправомерным. Признание за истицей права на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории населения в соответствии с ст.55 Федерального закона «Об образовании» после указанной даты является неправомерным. В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании», действовавшего до 1 сентября 2013 года, определяющей права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Приведенные апелляционной жалобе ответчика доводы об отсутствии у истицы права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями ст. 55 Закона РФ «Об образовании» до нового правового регулирования деятельности ... дома ребенка не соответствуют материалам дела и противоречат требованиям закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить в части указания права истицы на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и отказом в удовлетворении требования за период после <Дата обезличена>. Поскольку после указанной даты предоставление мер социальной поддержки истице осуществлялось в соответствии с положениями Закона Республики Коми № 55-РЗ «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми» как специалисту государственного учреждения Республики Коми (образование, культура, здравоохранение, ветеринарная служба, физическая культура и спорт), работающему и проживающему в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда от 27 июня 2013 года изменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг холодного водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, горячего водоснабжения в размере приходящейся доли фактического объема потребления услуги, водоотведения в размере приходящейся доли фактического потребления услуги, с <Дата обезличена>, о признании права на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с <Дата обезличена> отказать.

Признать за ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» предоставить ФИО1 меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения (найм), в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, теплоснабжения (отопления) в размере 100 % без ограничения социальной нормой жилой площади, электроснабжения в размере 100 % без ограничения нормой потребления с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Председательствующий-

Судьи-