УИД 58RS0028-01-2023-000474-26
Судья Иванова Е.Ю. дело № 33-83/2024
(№ 33-4522/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Копыловой Н.В.
судей Богатова О.В., Черненок Т.В.
при ведении протокола помощником судьи Колгановой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-498/2023 по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое время» о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое время» на решение Пензенского районного суда Пензенской области от 2 июня 2023 г., которым с учетом определения об исправлении описки от 27 октября 2023 г. постановлено:
исковые требования ФИО1 к ООО «УК «Новое время» о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО УК «Новое время» по не предоставлению к ознакомлению ФИО1 технической документации на лифтовое оборудование по <адрес>.
Признать незаконными действия ООО УК «Новое время» по несвоевременному ответу на заявление от 16 января 2023 г. №58-2023-112 ФИО1
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «Новое время» предоставить ФИО1 к ознакомлению техническую документацию на лифтовое оборудование по <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «УК «Новое время» (ОГРН/ИНН <***>/5829000072) в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес>, паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., а также штраф в размере 500 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «УК «Новое время» госпошлину в доход местного бюджета в размере 600 руб.
Заслушав доклад судьи Копыловой Н.В., объяснения ФИО1, просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое время» (далее – ООО «УК «Новое время») о признании незаконным действий по не предоставлению ему для ознакомления технической документации на лифтовое оборудование по <адрес>, понуждении предоставить указанную документацию для ознакомления, признании незаконными действий по несвоевременной даче ответа на заявление, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. и штрафа.
Требования мотивированы тем, что он является собственником квартиры № в доме № по <адрес>, управление которым осуществляет ООО «УК «Новое время». В связи с поломкой 9 января 2023 г. лифта в подъезде № 3 вышеуказанного многоквартирного дома (далее – МКД) и необходимости проведения общего собрания собственников МКД по вопросу капитального ремонта лифта истец 16 января 2023 г. посредством системы ГИС ЖКХ обратился к ответчику с заявлением № 58-2023-112 об ознакомлении с технической документацией на лифтовое оборудование. 31 января 2023 г. ответчик отказал в ознакомлении с документацией, сославшись на то, что она находится у общества с ограниченной ответственностью «Спутник» (далее – ООО «Спутник»), тем самым нарушив 10-дневный срок рассмотрения заявления. Полагает, что отказ в ознакомлении с документами нарушает права истца как потребителя, поскольку он имеет право на ознакомление с технической документацией с целью инициирования собрания по проведению ремонта лифта либо принятия решения о его текущем ремонте, а также проведения независимой экспертизы. Незаконным отказом ответчика в предоставлении для ознакомления документации истцу был причинен моральный вред. Поскольку ответчик в добровольном порядке требования истца не исполнил, с него подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пензенский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ООО «УК «Новое время» просит об отмене решения, выражая несогласие с выводом суда относительно несвоевременной дачи ответа на заявление истца от 16 января 2023 г. В силу п. 6 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», в случае заключения договора на обслуживание лифта владелец объекта передает в специализированную организацию документацию и копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта. Между заказчиком ООО «УК «Новое время» и подрядчиком ООО «Спутник» заключен договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем лифтовой диспетчерской и связи от 1 апреля 2015 г., п. 3.2.3 которого предусматривает хранение всей технической документации у подрядчика ООО «Спутник». Поскольку у ООО «УК «Новое время» техническая документация отсутствует, законодательством и договором управления не предусмотрена обязанность управляющей компании истребовать техническую документацию у подрядчика в целях ознакомления с ней собственников помещений в МКД, запрашиваемая документация не входит в перечень информации, подлежащей раскрытию, а вся необходимая информация о лифтах размещена на основной посадочной площадке в каждом подъезде, то оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по предоставлению к ознакомлению документации не имелось. Кроме того, считает недоказанным факт причинения истцу нравственных или физических страданий.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика ООО «УК «Новое время» и третьего лица ООО «Спутник», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 ст.162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст.153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст.161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по <адрес> (л.д. 30).
Управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет ООО «УК «Новое время», основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
16 января 2023 г. ФИО1 через ГИС ЖКХ обратился в ООО «УК «Новое время» с заявлением об ознакомлении с технической документацией на лифты, указав на неисправность лифта в третьем подъезде дома №<адрес>, которая требует капитального ремонта. Ссылаясь на п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», просил предоставить для ознакомления техническую документацию на лифты в вышеуказанном доме для проведения независимой экспертизы по вопросу ремонта лифта (л.д. 91).
31 января 2023 г. ООО «УК «Новое время» на данное обращение сообщило ФИО1 о том, что техническая документация на лифтовое оборудование МКД № по <адрес> находится в ООО «Спутник» - организации, обслуживающей лифтовое оборудование (л.д. 91 оборот).
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь ст. ст. 162 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее- Правила № 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 (далее – Правила № 416), пришел к выводу о наличии у ФИО1, являющегося собственником квартиры в многоквартирном доме, права на ознакомление с технической документацией на лифтовое оборудование МКД, в связи с чем возложил на ответчика такую обязанность. Кроме того, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком срока для дачи ответа на обращение собственника МКД. Ввиду удовлетворения заявленного требования суд в соответствии с положениями ст.15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее также – Закон о защите прав потребителей) взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей взыскал штраф в размере 500 руб.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Согласно п. 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с п.1.5.1 которых в состав технической документации длительного хранения входит паспорт лифтового хозяйства.
В соответствии с п.1.5.2 указанных Правил техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Согласно п.27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы.
Согласно п. 3.1 договора управления МКД, заключенного с ФИО1, управляющая компания взяла на себя обязательства в том числе осуществлять прием, хранение и передачу технической документации на многоквартирный дом и иных, связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, а также их актуализацию и восстановление (при необходимости).
Обязанности управляющей организации по приему, хранению и передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, а также по ознакомлению собственников жилых помещений в многоквартирном доме с информацией о деятельности по управлению многоквартирным домом и технической документацией на дом с целью осуществления контроля также предусмотрены Правилами № 416.
Как следует из положений Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе посредством обеспечения собственниками помещений МКД контроля за выполнением перечней работ и услуг, повышение безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе путем: предоставления собственникам помещений в МКД отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом, раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации, приема и рассмотрения заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в МКД, обеспечения участия представителей собственников помещений в МКД в осуществлении контроля за качеством услуг и работ. При этом, управление многоквартирным домом в части информационного обеспечения не ограничивается только представлением сведений о деятельности управляющей организации, но и предполагает возможность собственника жилого помещения ознакомиться с имеющейся в управляющей организации документацией по вопросам технической эксплуатации жилого дома.
Таким образом, обязанность управляющей организации иметь в наличии техническую документацию на многоквартирный дом, в отношении которого осуществляется управление, включая паспорта лифтового хозяйства, предусмотрена законодательством и положениями заключенного договора управления МКД.
Ссылка ответчика на отсутствие у управляющей компании технической документации на лифтовое оборудование ввиду ее хранения в соответствии с договором на техническое обслуживание лифтов у подрядчика ООО «Спутник» не освобождает его от обязанности обеспечить ознакомление с ней собственника помещения многоквартирного дома.
Требования к организации безопасного использования и содержания лифтов установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. №743, в соответствии с п.3 которых владельцем объекта в отношении объектов в многоквартирном доме является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, которое обязано обеспечить сохранность документов на объект. Указанными правилами не предусмотрена передача технической документации на лифт специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт лифта на основании договора. В соответствии с указанными Правилами специализированной организации передается лишь копия руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Таким образом, лицом, ответственным за хранение технической документации, является управляющая организация, которая обязана обеспечить собственникам помещений МКД возможность ознакомления с такой документацией в случае обращения с соответствующим заявлением. В этой связи предусмотрев в договоре между управляющей организацией и специализированной организацией условие относительно хранения технической документации у подрядчика, ответчик взял тем самым на себя риск связанных с этим неблагоприятных последствий.
Как следует из материалов дела, 10 января 2023 г. директором ООО УК «Новое время» был утвержден акт № АДС-06/2023, из которого следует, что эксплуатируемый в подъезде № дома № по <адрес> лифт попадает под категорию капитального ремонта, вопрос о проведении которого отнесен в соответствии со ст.189 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников МКД. Этим и было обусловлено обращение истца по вопросу ознакомления с технической документацией.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконном отказе истцу в предоставлении к ознакомлению технической документации на лифтовое оборудование является правильным.
Разрешая требование истца о признании незаконными действий ООО «УК «Новое время» по несвоевременному ответу на его заявление, суд правомерно исходил из п. 36 Правил № 416, которым срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в п.п. 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией запроса (обращения).
Учитывая, что с заявлением в ООО «УК «Новое время» ФИО1 обратился 16 января 2023 г., последним днем ответа на него был 30 января 2023 г., однако истцу был дан 31 января 2023 г., в связи с чем суд обоснованно признал действия ООО «УК «Новое время» по несвоевременному ответу на заявление ФИО1 незаконными.
Установив нарушение прав истца как потребителя, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей, указав, что при решении вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием для удовлетворения требования является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда определен судом с учетом характера допущенного ответчиком нарушения.
Обоснованным является также вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика штрафа, размер которого определен в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Пензенского районного суда Пензенской области от 2 июня 2023 г. с учетом определения об исправлении описки от 27 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новое время» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 января 2024 г.