ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4526/18 от 12.07.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья: Кузнецов А.А. стр.68г/п 3000 руб.

Докладчик: Бланару Е.М. № 33-4526/2018 12 июля 2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гулевой Г.В.,

судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Лисянской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2018 г. в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области на решение Онежского городского суда Архангельской области от 24 апреля 2018 г., которым постановлено:

«исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о включении периодов работы в специальный стаж, об обязании назначить страховую пенсию по старости, о взыскании судебных издержек удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области от 28.02.2018 об отказе в назначении пенсии незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области включить в стаж работы, учитываемый при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, ФИО1 периоды работы: с 01.08.2013 по 15.09.2013, с 01.10.2013 по 04.11.2013, с 25.02.2014 по 18.06.2014, с 01.08.2014 по 24.06.2016, с 01.09.2016 по 12.09.2016 в качестве уборщика производственных помещений в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «<данные изъяты>».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области назначить ФИО1 в соответствии с п.п. 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию с 25.02.2018.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.».

Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Онежском районе), с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решение от 28 февраля 2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 01 августа 2013 г. по 15 сентября 2013 г., с 01 октября 2013 г. по 04 ноября 2013 г., с 25 февраля 2014 г. по 18 июня 2014 г., с 01 августа 2014 г. по 24 июня 2016 г., с 01 сентября 2016 г. по 12 сентября 2016 г. в качестве уборщика производственных помещений, назначить страховую пенсию досрочно с 25 февраля 2018 г.

В обоснование заявленных требований указала, что в связи с достижением пенсионного возраста 14 февраля 2018 г. она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Онежском районе с заявлением о назначении пенсии. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Решением ответчика от 28 февраля 2018 г. в досрочном назначении пенсии по старости ей отказано. При этом пенсионным органом не включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанные выше периоды. Считала отказ ответчика в назначении пенсии незаконным. В оспариваемые периоды она работала уборщиком производственных помещений. Характер ее работы подтверждается трудовым договором от 24 февраля 2014 г., выпиской из штатного расписания, в которой указана штатная единица – 0,8, вредные условия – <данные изъяты>%, районный коэффициент – <данные изъяты>%, северная надбавка – <данные изъяты>%.

Истец ФИО1 в суде первой инстанции настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что согласно представленным документам истец в оспариваемые периоды работала в режиме неполного рабочего времени. Сам работодатель не подтверждает льготный характер работы истца за спорные периоды.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в Онежском районе ФИО3 просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно представленным доказательствам (справке от 22 декабря 2016 г., трудовому договору, выписке из штатного расписания) истец в спорные периоды работала в режиме неполного рабочего времени: 4,8 ч. в день и 28,8 ч. в неделю. Основным условием включения периодов работы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является осуществление трудовой деятельности в течение полного рабочего дня. Применение к исчислению данного вида стажа разъяснений Минтруда № 5, утвержденных постановлением Минтруда РФ № 26 от 22 мая 1996 г. невозможно, поскольку данные разъяснения даны в отношении вопроса назначения пенсии в связи с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2. Истец же претендует на назначение пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». Для назначения пенсии по данному основанию истцу необходимо представить доказательства работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня, то есть не менее 36 ч. в неделю. Дополнительное сокращение рабочего времени (до 80%) к уже предоставленному сокращенному рабочему дню (при 36-часовой рабочей неделе) невозможно. Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета особый характер работы истца в спорные периоды не подтверждается. Доказательств того, что работодателем поданы неверные или ошибочные сведения, произведена неполная уплата взносов, не имеется. Вопреки выводам суда работодатель исполнял свои обязанности в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета были приняты пенсионным органом, прошли проверку, нарушений при их предоставлении не обнаружено.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом в установленном гражданском процессуальном порядке извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, истец просит о рассмотрении дела без своего участия. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч. 4,5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (ст.8).

Согласно п.6 ч.1 ст.32 данного Федерального закона ранее достижения указанного возраста страховая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) также женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 14 февраля 2018 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Онежском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2, п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ с момента достижения возраста 50 лет, то есть с 25 февраля 2018 г.

Решением пенсионного органа от 28 февраля 2018 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости как в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ, так и в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 названного закона истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указанный стаж на дату обращения истца за назначением пенсии пенсионным органом учтен в размере 15 лет 10 месяцев 24 дня (при требуемом 17 лет в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ), страховой стаж составил 22 года 7 месяцев 10 дней. При этом при подсчете стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, были исключены периоды работы на неполную ставку (0,8 ставки) с 01.08.2013 по 15.09.2013, с 01.10.2013 по 04.11.2013, с 25.02.2014 по 18.06.2014, с 01.08.2014 по 24.06.2016, с 01.09.2016 по 12.09.2016.

Не согласившись с позицией пенсионного органа, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и включая в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, спорные периоды работы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что трудовые функции ФИО1, определенные трудовыми договорами, свидетельствуют о фактическом исполнении ею трудовых обязанностей в указанные периоды постоянно в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели в особых климатических условиях, с выплатой заработной платы с учетом северной надбавки и компенсации за вредность, отвергнув данные персонифицированного учета, сданные работодателем в системе обязательного пенсионного страхования. Установив, что с учетом включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанных периодов, данный стаж истца составит более 17 лет, судом признано незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии и истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 и п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 февраля 2018 г.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 работала в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «<данные изъяты>» в должности уборщика производственных помещений в периоды с 01.07.2013 по 04.11.2013, с 25.02.2014 по 26.09.2016.

ФИО1 была установлена шестидневная рабочая неделя с неполным рабочим днем – 0,8 ставки. Продолжительность ежедневной рабочей смены составляла – 4,8 часа, в неделю – 28,8 часов. Данный вид трудовой деятельности для истца являлся основным местом работы.

Исходя из положений ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» одним из условий назначения страховой пенсии по старости досрочно является наличие определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним.

Как следует из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, чье действие подтверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665.

Положения ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 г., аналогичны положениям ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 г.

В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

При этом в данных Правилах понятие «полный рабочий день» не раскрывается.

Согласно положениям ст. 91, ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя.

Законом для определенной категории работников может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 данного Кодекса). Так, в силу ст. 320 Трудового кодекса Российской Федерации для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

Принимая во внимание данные обстоятельства, а также положения Конвенции №175 Международной организации труда «О работе на условиях неполного рабочего времени (заключена в г.Женеве 24 июня 1994 г.), неполным рабочим денем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.

Исходя из изложенного, нормальная продолжительность рабочего времени и сокращенная продолжительность рабочего времени по своей сути являются видами полного рабочего времени, в течение которого работник отрабатывает установленную законом норму продолжительности рабочего времени.

Вместе с тем, при неполном рабочем времени норма продолжительности рабочего времени, установленная законом, не вырабатывается.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учитываются периоды работы, выполняемой в условиях постоянной занятости. Постоянной занятостью для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является выполнение работ в таких районах не менее 36 часов в неделю (ст. 320 Трудового кодекса Российской Федерации), для мужчин – не менее 40 часов в неделю.

Иного порядка исчисления стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, законодательство не содержит.

Дополнительное сокращение рабочего времени (до 80%) к уже предоставленному сокращенному рабочему дню (при 36-часовой рабочей неделе для женщин) права на включение таких периодов работы в стаж в особых климатических условиях не дает.

Положения п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 5 о том, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда, не менее 80 процентов рабочего времени, на которое сослался суд первой инстанции, включая спорные периоды в стаж работы в особых климатических условиях, к исчислению стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, неприменимы, поскольку данное Разъяснение, исходя из Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29, определяет порядок применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», т.е. только применительно к праву на пенсию в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»), праву на пенсию граждан, занятых на подземных и открытых горных работах (ст. 78 данного закона) и праву на пенсию за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота (ст. 78.1 данного закона).

Учитывая, что в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включается только постоянная работа полный рабочий день в особых территориальных условиях, работа в режиме неполного рабочего дня такого права не дает.

При этом выплата истцу работодателем районного коэффициента и северной надбавки за работу в спорные периоды также не является основанием для вывода о возможности включения таких периодов в стаж работы в особых климатических условиях.

Более того, суд дал неверную оценку сведениям персонифицированного учета, переданным работодателем в отношении истца за спорные периоды в систему обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из материалов дела, истец зарегистрирована в системе государственно пенсионного страхования 10 декабря 1998 г.

Согласно индивидуальным сведениям персонифицированного учета, сданным работодателем в Пенсионный фонд РФ, в оспариваемые периоды льготный характер работы в особых климатических условиях не подтвержден.

Учитывая изложенное, оснований для включения спорных периодов в стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у суда первой инстанции не имелось, вследствие чего отсутствовали основания и для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», за недостаточностью стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Помимо прочего, пенсионный орган обязан судом назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по двум основаниям: как в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», так и в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 данного Федерального закона, что не соответствует требованиям пенсионного закона. При том, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» женщине, достигшей возраста 50 лет, требуется не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также наличие страхового стажа 20 лет. Между тем, даже с учетом необоснованно включенных судом спорных периодов в стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, такой стаж истца составит 18 лет 4 месяца 13 дней, что менее 20 лет.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 24 апреля 2018 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.

Председательствующий Г.В. Гулева

Судьи Е.М. Бланару

Д.А. Маслов