ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4529/2012 от 23.08.2012 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Судья: Позднякова А.С. Дело № 33-4529/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Судак О.Н., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Антонове А.И.,

с участием прокурора Устабаева Е.Т.,

рассмотрев 23 августа 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения Сакмарского района» на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2012 года гражданскому делу по иску прокурора Сакмарского района Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Центр занятости населения Сакмарского района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по исполнению требований прокурора.

Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителей ГБУ «ЦЗН Сакмарского района» ФИО1, действующего на основании доверенности от 28 августа 2012 года № 171 и ФИО2, действующую по доверенности от 8 августа 2012 года № 165, просивших апелляционную жалобу удовлетворить, прокурора Устабаева Е.Т., возражавшего против отмены решения суда, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Сакмарского района Оренбургской области обратился в суд с названным иском в интересах неопределённого круга лиц к ГБУ «ЦЗН Сакмарского района», указывая, что во исполнение пункта 13 «Комплексного плана мероприятий прокуратуры Сакмарского района Оренбургской области по противодействию коррупции на 2010-2012 годы», а также приказа Генеральной прокуратуры РФ № 188 от 26 ноября 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуратурой района 17 февраля 2012 года был направлен запрос в ГБУ «ЦЗН Сакмарского района» о предоставлении в срок до 24 февраля 2012 года информации за период 2011 - 2012 годы о лицах, признанных в соответствии с действующим законодательством безработными и получающими пособие по безработице с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их проживания или регистрации, места и даты рождения.

Информация запрашивалась в целях установления лиц, получающих пособие по безработице и одновременно имеющих другой доход от трудовой и (или) иной оплачиваемой деятельности, использующих статус безработного как возможность получения незаконного дохода в личных целях, установления коррупционных факторов злоупотребления должностными полномочиями либо предоставления необоснованных привилегий должностными лицами ГБУ «ЦЗН Сакмарского района», что в результате повлекло бы необоснованную выплату пособий по безработице, которые являются средствами бюджета Российской Федерации, установления лиц, обязанных по решению суда к уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей, вставших на учёт в Центр занятости и представивших документы о постановке на учёт в Федеральную службу судебных приставов, при этом работающих и как следствие уплачивающих алименты в меньшем размере, чем положено по решению суда.

Однако в указанный в запросе срок в представлении запрашиваемой информации прокурору было отказано. Более того, с вынесенным 2 марта 2012 года представлением прокурора директор ГБУ ЦЗН «Сакмарского района» также не согласился, хотя ответчик представил информацию с указанием фамилии, имени, отчества граждан, признанных безработными за 2012 год, без указания адреса их проживания, места и даты рождения. Сведения за 2011 год представлены не были.

В связи с указанным прокурор просил признать незаконным бездействие директора ГБУ ЦЗН «Сакмарского района» ФИО3 по неисполнению запроса прокуратуры Сакмарского района № 7/9-2012 от 17 февраля 2012 года и обязать его предоставить запрашиваемую информацию.

Определением суда от 29 мая 2012 года произведена замена ответчика - директора учреждения ФИО3 на надлежащего ответчика - ГБУ ЦЗН «Сакмарского района».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор просил заявление удовлетворить.

Директор ГБУ ЦЗН «Сакмарского района» ФИО3 иск прокурора не признал и возражал против его удовлетворения.

Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2009 года иск прокурора удовлетворён. Признано незаконным бездействие ГБУ ЦЗН «Сакмарского района» по неисполнению запроса прокуратуры Сакмарского района № 7/9-2012 от 17 февраля 2012 года. На ответчика возложена обязанность предоставить в прокуратуру Сакмарского района Оренбургской области запрашиваемые сведения в полном объеме.

С таким решением суда не согласно ГБУ ЦЗН «Сакмарского района», которое в своей апелляционной жалобе просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в иске.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к документам и материалам некоммерческих организаций, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Доводы апелляционной жалобы ГБУ ЦЗН «Сакмарского района» о том, что данное юридическое лицо не может являться объектом прокурорской проверки, основаны на неверном толковании норм материального права. Согласно действующему законодательству учреждение является разновидностью некоммерческих организаций и за их деятельностью может быть установлен прокурорский надзор.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о совершеннолетних и молодежи» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

Комплексным планом мероприятий прокуратуры Сакмарского района Оренбургской области по противодействию коррупции на 2010-2012 годы предписано не реже одного раза в полугодие проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в территориальных органах федеральных государственных органов исполнительной власти, территориальных органов государственной власти, органах местного самоуправления (п. 13 плана).

Судом установлено, что 17 февраля 2012 года в пределах своих полномочий прокурором Сакмарского района в адрес ГБУ «ЦЗН Сакмарского района» направлен запрос о предоставлении в срок до 24 февраля 2012 года информации за период 2011 - 2012 годы о лицах, признанных в соответствии с действующим законодательством безработными и получающими пособие по безработице с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их проживания или регистрации, места и даты рождения.

Однако в установленный срок, как и впоследующем, запрашиваемая информация в полном объёме предоставлена не была.

Поскольку право получать документы у некоммерческих организаций, в том числе у учреждений, и корреспондирующая ей обязанность таких организаций предоставлять их по соответствующему обоснованному запросу, прямо установлено действующим законодательством, то решением суда требования прокурора удовлетворены правильно.

Доводы апелляционной жалобы ГБУ ЦЗН «Сакмарского района» основанные на положениях Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» о том, что персональные данные могут быть представлены только самим субъектом персональных данных, а не их оператором, основаны на неправильном толковании закона.

При этом после получения персональных данных прокуратура сама становиться в смысле ст. 3 названного Федерального закона оператором персональных данных, и уже на неё возлагаются все обязанности по обеспечению их сохранности, предусмотренные главой 4 Федерального закона «О персональных данных».

Остальные доводы апелляционной жалобы основаны на переоценке обстоятельств, надлежащая правовая оценка которым дана а решении суда, в связи с чем судебная коллегия с ними не соглашается.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 29 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения Сакмарского района» Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: