Дело № 33-4532 Судья Сазонова Л.Н. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре Байрамхановой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
15 ноября 2016 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО7
на решение Оленинского районного суда Тверской области
от 25 августа 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Управления Министерства внутренних дел России по Тверской области к ФИО1 ФИО8 о прекращении права управления транспортными средствами категории «ВЕ» и «ДЕ» удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами по категориям «ВЕ» и «ДЕ» ФИО1 ФИО9,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего водительское удостоверение
<данные изъяты>, выданное ДД.ММ.ГГГГ ГИБДД <адрес>.
Взыскать с ФИО1 ФИО10 госпошлину в размере <данные изъяты> в доход государства».
Судебная коллегия
установила:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о прекращении права управления транспортными средствами категории «ВЕ» и «DЕ».
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Управлением ГИБДД УМВД России по Тверской области проверки о законности получения ФИО1 водительского удостоверения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с разрешающими категориями «А», «В», «С», «D», «Е», «ВЕ», «СЕ», «DЕ» установлено, что после прохождения обучения и сдачи квалификационных экзаменов ФИО1 выдано водительское удостоверение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с разрешающими категориями «В», «С». В период с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ООО ПШ «<данные изъяты>» прошел подготовку водителей транспортных средств категории «СЕ» и по результатам сдачи внутреннего экзамена получил свидетельство №ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выдано водительское удостоверение <данные изъяты>, разрешающие категории «В», «С», «ВЕ», «СЕ», сведения о составе транспортных средств, на которых ФИО1 сдавал практический экзамен в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не конкретизированы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ООО
ПШ «<данные изъяты>» пройдена переподготовка с категории «С» на категорию «D» и получено водительское удостоверение <данные изъяты> с разрешающими категориями «В», «С», «ВЕ», «СЕ», «DЕ», что противоречит пункту 2
статьи 26 Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому право на управление транспортными средствами предоставляется составами транспортных средств категория «Е» лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано водительское удостоверение <данные изъяты> в связи открытием новой категории «А». Согласно письму директора ООО ПШ «<данные изъяты>» подготовка водителей категории «ВЕ», «DЕ» в данной образовательной организации никогда не проводилась. В протоколах приема квалификационных экзаменов МРЭО ГИБДД <данные изъяты> за <данные изъяты> отметки о сдаче ФИО1 квалификационных экзаменов на категории «ВЕ» и «DE» отсутствуют. Таким образом, право на управление транспортными средствами категорий «ВЕ» и «DE» предоставлено ФИО1 в нарушение положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а имению без наличия соответствующего профессионального обучения, а также при отсутствии стажа управления транспортным средством категории «D» менее 12 месяцев.
Истец Управление МВД России по Тверской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в письменном заявлении исковые требования поддержал.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, заявил, что доказательств того, что он не проходил обучение и не сдавал экзамены на категории «ВЕ», «DЕ», не представлено. Считает, что поскольку в протоколе указано, что он экзаменовался на категорию «Е», то имеет право на управление транспортными средствами всех категорий с «Е». Кроме того, заявил об истечении срока исковой давности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобе ФИО1 указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии оснований для применения срока исковой давности, полагает, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента допуска его к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами соответствующих категорий, поскольку согласно «Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МФД РФ», должностное лицо ГИБДД по результатам соответствующей проверки документов перед экзаменами должно было принять решение о его допуске либо об отказе к допуску к сдаче экзамена.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в периоды прохождения им обучения в ООО ПШ «<данные изъяты>» к подготовке водителей к управлению транспортными средствами категории «СЕ» и «DЕ», разграничений на подкатегории «ВЕ», «СЕ», «DE» в автошколе не производилось, ООО ПШ «<данные изъяты>» обучало водителей к управлению транспортными средствами категории «Е» и «D», по окончанию обучения по программам подготовки водителей транспортных средств категорий «Е», «D», ему выдавались ООО ПШ «<данные изъяты>» соответствующие свидетельства, на основании которых ему в МРЭО ГИБДД выдавались водительские удостоверения с соответствующими категориями, что не противоречило действующему на тот момент законодательству Суд данные обстоятельства не учел, а также не дал правовую оценку тому, что указание в письме директора ООО ПШ «<данные изъяты>» об отсутствии в автошколе программ по обучению по категориям «СЕ» и «DЕ» противоречит выданным ему по окончании обучения в ООО ПШ «<данные изъяты> к подготовке водителей к управлению транспортными средствами категории «Е» и «D» свидетельствам. Вывод суда об отсутствии в графе «Особые отметки» оснований для открытия категорий «СЕ» и «DЕ» в его водительском удостоверении не подтвержден соответствующими доказательствами.
Управление МВД России по Тверской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, сведений об уважительности причин отсутствия не представило, об отложении рассмотрения дела не просил.
С учетом статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления. В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив дело, заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего требований апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, надлежаще проверил все доводы сторон, дал им правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Мотивы по которым суд пришел к выводу об удовлетворении требований Управления МВД Российской Федерации по Тверской области о прекращении у ФИО1 права управления транспортными средствами категории «ВЕ» и «DЕ», со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении и у судебной коллегии отсутствуют основания с ними не согласиться.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статьи 3 указанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности
государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.
В статье 25 указанного закона определены основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами, установлено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статьей 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в редакции действовавшей на 2011 года, предусматривалось, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение в образовательном учреждении Оленинской средней Общеобразовательной школе по программе подготовки водителей категории «В», «С» о чем получил свидетельство о прохождении подготовки от ДД.ММ.ГГГГ серии АА №, на основании которого и по результатам сдачи квалификационного экзамена ДД.ММ.ГГГГ ему выдано водительское удостоверение <адрес>, разрешающие управление транспортными средствами категории «В», «С».
После прохождения подготовки ФИО1 в период с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе учебной группы № ООО ПШ «<данные изъяты>» по программе подготовки водителей транспортных средств категории «CЕ» и по результатам сдачи внутреннего экзамена получил свидетельство серии 69 06 №, а ДД.ММ.ГГГГ получил водительское удостоверение <данные изъяты>, разрешающие управление транспортными средствами категорий «В», «С», «ВЕ», СЕ».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ООО ПШ «Аверс» пройдена переподготовка с категории «С» на право управления транспортными средствами категории «D» по соответствующей программе (учебная группа №, свидетельство ООО ПШ «<данные изъяты>» серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) и получено водительское удостоверение <данные изъяты> с разрешающими категориями «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DЕ».
После окончания обучения в учебной группе № ООО ПШ «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство серии <данные изъяты>) ФИО1 выдано водительское удостоверение
серии <данные изъяты> в связи с открытием новой категории «А»
Категории допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 1 которой (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений,) граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев; трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.
Согласно статье 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в редакции. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ, устанавливавшей на 2011 год основные требования по подготовке водителей транспортных средств, предусматривалось, что допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 указанного Закона право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона.
Порядок сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на момент возникновения спорных правоотношений регламентировался Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396.
Согласно пункту 4 Правил водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «A», «B», «C», «D» и «E» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: 1) категория «А» - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; 2) категория «В» - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8; 3) категория «С» - автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; 4) категория «D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; 5) категория «Е» - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Согласно пункту 10 указанных Правил к сдаче экзаменов допускаются лица прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий; прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В» может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно. Подготовка водителей транспортных средств осуществляется на основе примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и федеральным органом управления Государственной инспекции; достигшие возраста: шестнадцать лет - для категории «А»; восемнадцать лет - для категорий «В» и «С»; двадцать лет - для категории «D», а также для управления трамваями и троллейбусами; 4) имеющие стаж управления транспортным средством категории «B», «С» или «D» не менее 12 месяцев - для категории «Е».
Из пункта 19 Правил следует, что у кандидатов в водители, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий «A», «B», «C» или «D», проверяются теоретические знания и навыки управления транспортными средствами соответствующих категорий, категории «E» - только навыки управления.
Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический (пункт 21 Правил).
При выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое (пункт 33 Правил).
В графе водительского удостоверения «Особые отметки» проставляются разрешающие отметки на право управления трамваем, троллейбусом, а также другие необходимые данные (водительский стаж, группа крови и другие) (пункт 34 Правил).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и совершенствования экзаменационной деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом
от 20 июля 2000 гола № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396» утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая регламентирует порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
Положениями пункта 34 Инструкции предусмотрено, что после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «E» водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории «B», в графе «Особые отметки» производится запись «E» к «B», если «C», то «E» к «C», если «D» то «E» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «B», «C» и сочлененным автобусом, производится запись «E» к «B, C, D».
Таким образом, право на управление транспортным средством возникает у лица при наличии совокупности обстоятельств прямо указанных в законе, в том числе прохождение им в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Как установлено судом первой инстанции в лицензии от
<данные изъяты> серия <данные изъяты> на право образовательной деятельности, выданной Департаментом образования Тверской области, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, ООО Профессиональная школа «<данные изъяты>», предусмотрен перечень профессиональных образовательных программ, согласно которому школе предоставлено право на обучение водителей по категории «Е» только лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категории «С» <данные изъяты> водитель автомобиля категории «СЕ»). Профессиональных образовательных программ водителей автомобилей по категориям «ВЕ» и «DЕ» указанным перечнем не предусмотрено.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО ПШ «<данные изъяты>» подтверждает, что подготовка водителей категорий «ВЕ» и «DЕ» в ООО ПШ «<данные изъяты>» не проводится и никогда не проводилась.
В протоколах приема квалификационных экзаменов МРЭО ГИБДД отметки о сдаче ФИО1 квалификационных экзаменов - по категории «ВЕ» и «DЕ» отсутствуют.
Доказательств того, что ФИО1 при прохождении обучения cдавал практический экзамен на право управления составами транспортных средств - на тягаче, относящемся к транспортному средству категории «В», а также на тягаче, относящемся к транспортному средству категории «D», суду не представлено, однако, на момент получения ответчиком права управления транспортными средствами категории «Е», так и в настоящее время, порядок допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений на транспортных средствах тех категорий, на управление которыми требуется водительское удостоверение.
Сведения о составе транспортных средств, на которых ФИО1 сдавал экзамены не конкретизированы.
Кроме того, на момент открытия разрешающей категории «DЕ» ФИО1 еще не имел соответствующего водительского стажа на право управления транспортными средствами категории «D», в связи с чем он не мог быть допущен к сдаче практического экзамена для управления составами транспортных средств категории «Е», поскольку указанное противоречит пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о предоставлении ответчику права на управление транспортными средствами категории «ВЕ» и «DE» без законных на то оснований.
Установив, что право на управление транспортными средствами указанных категорий предоставлено ФИО1 без законных на то оснований, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований Управления МВД по России по Тверской области о прекращении действия права управления транспортными средствами категории «ВЕ» и «DЕ» ФИО1
Доказательств, подтверждающих наличие законных оснований возникновения у ответчика права на управление транспортными средствами категории «ВЕ» и «DE», суду не представлено, в связи с чем, доводы жалобы критикующие вывод суда об отсутствии оснований для предоставления ответчику права на управление транспортными средствами категорий «ВЕ» и «DЕ», открытии категорий «ВЕ» и «DЕ» в его водительском удостоверении в графе «Особые отметки», судебная коллегия считает несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что в периоды прохождения им обучения в ООО ПШ «<данные изъяты>» к подготовке водителей к управлению транспортными средствами категории «СЕ» и «DЕ», разграничений на подкатегории «ВЕ», «СЕ», «DE» в автошколе не производилось, ООО ПШ «<данные изъяты>» обучало водителей к управлению транспортными средствами категории «Е» и «D», по окончанию обучения по программам подготовки водителей транспортных средств категорий «Е», «D», ответчику выдавались ООО ПШ «<данные изъяты>» соответствующие свидетельства, на основании которых ему в МРЭО ГИБДД выдавались водительские удостоверения с соответствующими категориями, то есть с категориями «СЕ» и «DЕ», что не противоречило действующему на тот момент законодательству, основаны на неверном толковании норм законодательства, регламентирующего порядок соответствующего обучения по программам обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда об отсутствии оснований полагать, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным им требованиям, о применении которого заявлено ответчиком.
В соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судебная коллегия согласна с выводом суда, который указал, что осуществив проверку в период с 10 по 16 мая 2016 года организации деятельности Госавтоинспекции Тверской области и установив в ходе ее проведения, что право на управление транспортными средствами категорий «ВЕ» и «DЕ» предоставлено ФИО1 без достаточных правовых оснований, истец обратился в суд в пределах срока исковой давности.
Довод заявителя о необходимости исчисления срока исковой давности с момента допуска его к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами соответствующих категорий, является несостоятельным, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам дела. Иная оценка заявителем апелляционной жалобы обстоятельств спора, не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм материального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оленинского районного суда Тверской области от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО11 – без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Цветков
Судьи: М.В. Гудкова
А.С. Беляк