ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4534/19ГОРОД от 28.06.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-4534/2019 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего Дорожко С.И.,

судей: Верхотуровой И.В., Шиловой О.М.,

при секретаре Ермоленковой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2019 года гражданское дело по иску ФИО11 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району», министерству образования и науки Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, возложении обязанности по назначению меры социальной поддержки, перерасчету единовременной денежной выплаты, по апелляционной жалобе краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» - ФИО12, представителя ответчика министерства образования и науки Хабаровского края ФИО13, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО11 обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району», министерству образования и науки Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, возложении обязанности по назначению меры социальной поддержки; по перерасчету единовременной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является приемным родителем семи несовершеннолетних детей, из которых, пятеро детей являются школьниками. В соответствии с Законом Хабаровского края от 25.04.2007 № 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям, находящимся под опекой, предоставляется бесплатный проезд в сельском транспорте. В тоже время, право на назначение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплата (ЕДВ) в размере 720 руб. на каждого ребенка имеют дети из многодетных семей. Семья истца является многодетной. Однако, решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» от 19.11.2018 истцу отказано в назначении и выплате ЕДВ на детей школьного возраста, находящихся под опекой.

Просила признать решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» от 19.11.2018 незаконным; возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» обязанность производить с 01.01.2019 выплату ЕДВ на детей школьного возраста, находящихся под опекой: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения ежемесячно в сумме 720 рублей на каждого ребенка; произвести перерасчет ЕДВ, начиная с 01.01.2019, в сумме 720 руб. ежемесячно на каждого указанного ребенка.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2019 года исковые требования ФИО11 удовлетворены, судом постановлено: решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» от 19.11.2018 об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей, находящихся под опекой истца признать незаконным; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Солнечного района» с 01.01.2019 назначить ежемесячную денежную выплату, установленную пунктом 3 статьи 7 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» на детей находящихся под опекой ФИО11: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения; с 01.01.2019 произвести перерасчет и выплачивать ФИО11 названную ежемесячную денежную выплату, на указанных детей, находящихся под ее опекой.

В апелляционной жалобе ответчик КГКУ «Центр социальной поддержки населения Солнечного района» просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права. Считает, что суд незаконно предоставил истцу право на получение дважды одной и той же меры социальной поддержки, но различным основаниям, предусмотренным Законами Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 и от 26.01.2005 N 254. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254, если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по указанному закону и иным нормативно-правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным актам по выбору гражданина. Указанная норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

В возражениях на апелляционную жалобу министерство образования и науки просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая, что действующая редакция Закона Хабаровского края 26.01.2005 N 254 не связывает назначение и выплату ЕДВ в размере 720 руб. на каждого ребенка, обучающегося в образовательном учреждении, с проездом таких детей на транспорте и не устанавливает какого-либо иного целевого назначения данной выплаты. Считает, что положения ст. 7.2 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 предоставляют гражданам право на замену ЕДВ, по их выбору, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования в порядке и на условиях, установленных Правительством края, таким образом, ЕДВ является основной мерой социальной поддержки. В соответствии с п. 7 Порядка назначения и выплаты ежемесячной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского каря, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2015 №358, опекуны и попечители несовершеннолетних считаются надлежащими заявителями при подаче заявлений о назначении и выплате ЕДВ. Пояснительная записка к Закону Хабаровского края от 30.09.2015 №119, на которую ссылается податель апелляционной жалобы, не является нормативным документом.

Истец ФИО11 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие истца.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» - ФИО12, поддержавшую доводы жалобы, представителя ответчика министерства образования и науки Хабаровского края - ФИО13, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу п. «ж» ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наряду с дополнительными гарантиями права на образование, предусмотренными статьей 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств краевого бюджета или местных бюджетов по основным общеобразовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) в порядке, установленном Правительством края.

В целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2005 N 34-пр (в редакции постановлениям Правительства Хабаровского края от 21.03.2017 N 74-пр) утвержден Порядок обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств краевого бюджета или местных бюджетов по основным общеобразовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси)», согласно которого, обеспечение бесплатным проездом на транспорте осуществляется органами местного самоуправления на основании договоров, заключаемых с организациями, оказывающими услуги по перевозке населения (далее - транспортные организации).

Бесплатный проезд на транспорте осуществляется указанной категорией лиц при предъявлении в транспорте справки, выданной территориальным структурным подразделением опеки и попечительства министерства образования и науки Хабаровского края по форме согласно приложению к настоящему Порядку, подтверждающей факт того, что предъявитель справки относится к категории детей либо лиц, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, и обучается в муниципальной организации, осуществляющей обучение.

В случае отсутствия транспортных организаций либо невозможности заключения указанных договоров по объективным причинам органы местного самоуправления вправе в порядке, установленном муниципальным правовым актом, определить иной порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных организациях, осуществляющих обучение, бесплатным проездом на транспорте.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) (далее - Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254) многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата в размере 720 рублей на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации.

Статьей 1 названного Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 предусмотрено, что многодетной семьей является семья, имеющая трех и более детей (в том числе пасынков и падчериц, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в данных семьях под опекой и попечительством) в возрасте до 18 лет.

Частью 1 статьи 7.2 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 установлено, что многодетным семьям, получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего закона, указанная выплата по их выбору может быть заменена на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в порядке и на условиях, установленных Правительством края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2015 N 358-пр утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края.

Согласно п. 1 Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края (далее - Порядок) регулирует отношения, возникающие при назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 26 января 2005 г. N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», от 29 мая 2013 г. N 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края».

Согласно пп. «з» п. 2 указанного Порядка, право на ЕДВ имеют дети из многодетных семей, обучающиеся в общеобразовательных организациях.

В соответствии с п. 7 названного Порядка заявления в отношении несовершеннолетних или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, подаются их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», а также граждан, получающих компенсацию расходов по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего закона.

Аналогичное положение содержится в п. 3 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края, устанавливающему, что гражданину, имеющему одновременно право на получение ЕДВ в соответствии с краевым законодательством по нескольким основаниям, предоставляется ЕДВ по одному основанию по выбору гражданина.

Анализ вышеприведенных норм закона дает основание для вывода о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан. В них закреплено право определенной категории граждан на выбор основания для предоставления мер социальной поддержки в том случае, если он имеет право на получение одной и той же меры поддержки по разным основаниям.

Правовое регулирование, по которому лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, предоставляется право выбрать наиболее выгодное основание для пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО11 является опекуном несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения (т. 1 л.д. 10-19, 28-35).

ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5 обучаются в муниципальной бюджетной общеобразовательной школе с. Бриакан муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (т. 1 л.д. 21-25).

02.11.2018 ФИО11 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на указанных детей по основанию - дети из многодетных семей, обучающиеся в общеобразовательных организациях.

Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» от 19.11.2018 ФИО11 отказано в назначении и выплате ЕДВ, с указанием на то, что, согласно действующему законодательству, право на назначение меры социальной поддержки «ежемесячная денежная выплата» имеют дети из многодетных семей, обучающиеся в общеобразовательных организациях. На данную выплату дети-сироты, дети, находящиеся под опекой право не имеют, так как им предоставляется бесплатный проезд в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.04.2007 № 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно справке от 04.04.2019, представленной ответчиком, меры социальной поддержки в виде ЕДВ истец получает только на двух своих несовершеннолетних детей ФИО8 и ФИО10.

Доказательств, подтверждающих выбор ФИО10 и предоставление мер социальной поддержки на указанных детей, находящихся под опекой, по основаниям, предусмотренным Законом Хабаровского края от 25.04.2007 № 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе, такой меры, как бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в порядке и на условиях, установленных Правительством края, ответчиками в материалы дела представлено не было.

При установленных обстоятельствах, суд обоснованно признал решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» от 19.11.2018 об отказе ФИО11 в назначении и выплате ЕДВ на детей, находящихся под опекой, незаконным и возложил на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Солнечного района» обязанность назначить с 01.01.2019 на детей находящихся под опекой ФИО11: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО9 ежемесячную денежную выплату, установленную пунктом 3 статьи 7 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 N 254.

Доводы апелляционной жалобы ответчика выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.

На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 апреля 2019 года по делу по иску ФИО11 к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району», министерству образования и науки Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, возложении обязанности по назначению меры социальной поддержки, перерасчете единовременной денежной выплаты оставить без изменения.

Апелляционную жалобу государственного казенного учреждения КГКУ «Центр социальной поддержки населения Солнечного района» оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.И. Дорожко

Судьи: И.В. Верхотуровой

О.М. Шилова