ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4537/2022 от 03.08.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Альжанова А.Х. Дело №

УИД:

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Оганесян Л.С.,

судей областного суда Кирилюк З.Л., Леневой Ю.А.,

при секретаре Овчинниковой Е.О.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Тимофеевой А.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ефремова М.Н. на решение Ленинского районного суда г. Омска от , которым отказано в удовлетворении исковых требований Ефремова М.Н. к АО «Омскоблгаз» о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи областного суда Кирилюк З.Л., судебная коллегия

установила:

Ефремов М.Н. обратился в суд с иском к АО «Омскоблгаз» о защите прав потребителей, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: , a также жилого дома площадью кв м, расположенного на данном участке.

им в адрес АО «Омскоблгаз» представлена заявка на заключение договора o подключении в рамках догaзификации.

ему на электронную почту пришло уведомление o приостановлении рассмотрения заявки от в связи c не предоставлением расчета максимального часового расхода газа c учетом объема потребления газа газоиспользующим оборудованием всех планируемых к подключению объектов капитального строительства, в том числе планируемых, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям гaзораспределения, на каждом земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

После его личного обращения к ответчику, ему на электронную почту пришло уведомление об отказе в рассмотрении заявки в связи c несоответствием критериям догазификации.

Просил обязать АО «Омскоблгаз» заключить c ним договор o подключении (технологического присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов строительства (жилого дома, расположенного по адресу: ) к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, взыскать c ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере рублей.

Истец Ефремов М.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по изложенном в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика АО «Омскоблгаз» Рау О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала представленные в материалы дела письменные возражения, согласно которым подключение домовладений, расположенных внутри границ СНТ, без взимания платы в рамках догазификации Правилами не предусмотрено.

Представитель третьего лица ООО «Мультигаз+» в судебное заседание не явился.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ефремов М.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не было учтено, что СНТ «Заря-3» газифицировано, газораспределительной организацией обслуживающей данные сети является ответчик, необходимо лишь подключить принадлежащий ему жилой дом, находящийся в границах СНТ, к уже существующей газовой сети. Полагает, что отказ в подключении принадлежащего ему жилого дома к газовой сети в рамках программы догазификации является нарушением его конституционных прав.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Омскоблгаз» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие истца Ефремова М.Н., третьего лица ООО «Мультигаз+» по правилам статей 167, 327 ГПК Российской Федерации.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя АО «Омскоблгаз» Рау О.В., выразившей согласие с постановленным по делу решением, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Ф. конституционного закона от -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 8 Ф. закона от № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе утверждает правила технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 года № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее по тесту – Правила), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (пункт 1 Правил).

Согласно части 1 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1549 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление Правительства № 1021).

Абзацем вторым пункта 26(22) Постановления Правительства № 1021 предусмотрено осуществление подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.

Пунктом 2 Правил № 1547 определено, что догазификацией признается осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.

Домовладение – это объект индивидуального жилищного строительства или жилой дом блокированной застройки и примыкающие к ним и (или) отдельно стоящие на общем с объектом индивидуального жилищного строительства или жилым домом блокированной застройки земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты.

Согласно пункту 126 Правил № 1547 в случае если садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество располагается в границах населенного пункта, то подключение к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, осуществляется исполнителем до границ такого товарищества без взимания средств с заявителя за оказание услуги по подключению (технологическому присоединению) при условии возможности строительства сети газораспределения и (или) сети газопотребления внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества с соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и земельного законодательства.

Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения признается публичным договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК Российской Федерации для публичных договоров Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе в соответствии с пунктом 2.1 статьи 123.13 ГК Российской Федерации принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.

Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Федеральный закон от № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики в области газоснабжения устанавливает принцип государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4).

Перечень поручений по реализации Послания Президента Ф. С., утвержденный Президентом Российской Федерации № Пр-753, в пункте 8 указывает на необходимость обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ефремов М.Н. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: (л.д. 7-12).

между ООО «Мультигаз+» и АО «Омскоблагаз» заключен договор аренды газопровода , по условиям которого арендодатель передал за плату во временное владение и пользование, а арендатор принял объекты газораспределительной системы, согласно Приложению к договору (л.д. 78-80).

Газопровод передается в аренду на основании акта приема-передачи объекта аренды (Приложение ). Подписание акта приема-передачи объекта аренды свидетельствует о фактические передачи газопровода от одной стороны к другой (пункт 2.1, 2.2 договора аренды).

В соответствии с актом приема-передачи (Приложение к договору аренды газопровода от ) объектом аренды, кроме прочего, является распределительный газопровод среднего давления к СНТ «», назначение: сооружения трубопроводного транспорта, протяженность м. Адрес: (л.д. 80).

По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от , на сооружение (сеть газораспределения) с кадастровым номером , расположенное по адресу: », зарегистрировано право собственности за ООО «Мультигаз+» (л.д. 33).

По договору аренды от ООО «Мультигаз+» предоставило АО «Омскоблгаз» за плату во временное владение и пользование сеть газораспределения к жилым домам, расположенным на территории СНТ «Заря-3» в городе Омске, протяженностью м кадастровый (л.д. 81-83).

Ефремовым М.Н. в адрес АО «Омскоблгаз» направлена заявка о заключении договора о подключении в рамках догазификации (л.д. 67).

АО «Омскоблгаз» направило в адрес Ефремова М.Н. уведомление об отказе в рассмотрении заявки в связи c несоответствием критериям догазификации, определенным в пункте 126 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям гaзораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от , а именно: располагается вне границ населенного пункта, газифицировано (л.д. 14).

Полагая такой отказ незаконным, Ефремовым М.Н. в адрес АО «Омскоблгаз» направлена претензия, в которой он просил заключить договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по ранее поданной заявке от (л.д. 13).

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Ефремова М.Н. в суд с настоящими исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходя из того, что в случае, если СНТ располагается в границах населенного пункта, в котором проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа, то подключение к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ СНТ, осуществляется исполнителем до границ такого товарищества без взимания средств, пришел к правильному выводу о том, что правовые основания для подключения принадлежащего истцу жилого дома, расположенного на территории СНТ «Заря-3», к сетям газораспределения, расположенным на территории СНТ, в рамках догазификации отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы Ефремова М.Н. о том, что СНТ «Заря-3» газифицировано, газораспределительной организацией, обслуживающей данные сети является ответчик, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат положениям законодательства регулирующим порядок догазификации.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта от , на основании разработанного ООО «Мультигаз+» проекта к СНТ «Заря-3» подведен газопровод (л.д. 55).

В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта от , на основании разработанного ООО «Мультигаз+» проекта , к жилым домам, расположенным на территории СНТ «Заря-3» подведена сеть газораспределения (л.д. 47-49).

Как указывалось выше, определяя особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации, пункт 126 Правил предусматривает обязанность газораспределительной организации осуществить подключение домовладений до границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества без взимания средств за оказание этой услуги, что соответствует гражданскому законодательству и законодательству о газоснабжении.

Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы по-иному определял правила подключения к сетям газораспределения домовладений, расположенных внутри границ садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не имеется.

Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от № отказано в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании недействующим пункта 126 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от .

Ссылки Ефремова М.Н. в апелляционной жалобе на нарушение его прав, а также положений статьи 19 Конституции Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Омска от оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено