Судья Юсупова Н.С. 33-4541/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.,
судей Гареевой А.В., Корчагиной П.А.,
при секретаре Пауловой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, заинтересованные лица – Уссурийская таможня, ФИО1 о признании движимого имущества бесхозяйным, признании права собственности по апелляционной жалобе Уссурийской таможни на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 января 2020 года, которым удовлетворены требования Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: станок фрезерный по дереву и металлу весом брутто ... кг, задержанный должностным лицом Уссурийской таможни по протоколу задержания товаров №ДД.ММ.ГГГГ, находящийся на складе ...» признан бесхозяйной вещью; за РФ в лице Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае признано право собственности на движимую вещь - должностным лицом Уссурийской таможни по протоколу задержания товаров № от ДД.ММ.ГГГГ, находящийся на складе ...
Заслушав доклад судьи Гареевой А.В., выслушав представителя Уссурийской таможни, представителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, судебная коллегия
установила:
Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ поступило уведомление Уссурийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о задержанных товарах, о чем был составлен протокол № о задержании у ФИО1 станка фрезерного по дереву и металлу весом брутто 11,3 кг. Срок хранения задержанного товара определен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ копия протокола задержания № уведомление о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении направлены ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление об истечении срока хранения задержанного товара. Уведомление получено ФИО1, вместе с тем, каких-либо действий по возврату товара им не предпринято. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время задержанный товар находится на ответственном хранении в складе ООО «...». Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Приморском крае просило признать бесхозяйной движимой вещью - станок фрезерный по дереву и металлу весом брутто ... кг, задержанный должностным лицом Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни; признать право собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на движимую вещь - станок фрезерный по дереву и металлу весом брутто ... кг.
Представитель заявителя - Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Уссурийской таможни в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для признания задержанного товара бесхозяйным и признания права собственности Российской Федерации на них.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в адрес суда почтовый конверт возвращен с отметкой «Истек срок хранения».
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 января 2020 года удовлетворены требования Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
Не согласившись с постановленным решением суда, Уссурийская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку задержанные таможенными органами товары подлежат реализации, переработке (утилизации) или уничтожению. Признание таких товаров бесхозяйными не допустимо, поскольку изменяется порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации товаров. ФИО1 вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о получении денежных средств от реализации задержанного товара. Вместе с тем, судом не произведен расчет расходов по хранению данного товара, а также возможной суммы денежных средств, подлежащей возврату ФИО1 от реализации спорного товара. Вывод суда о том, что Уссурийская таможня и Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Приморском крае могут совместно урегулировать возникающие между ними разногласия по поводу удержания пошлин и возмещения расходов, связанных с хранением и реализацией бесхозяйного имущества, не основан на нормах материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае поступило уведомление Уссурийской таможни № о задержанных товарах.
ДД.ММ.ГГГГ государственным таможенным инспектором ОСТП Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни составлен протокол № о задержании станка фрезерного по дереву и металлу весом брутто ... кг, принадлежащего ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ на хранение в СВХ Уссурийской таможни размещен товар - станок фрезерный по дереву и металлу весом брутто ... кг, что подтверждается актом приема – передачи задержанных товаров на хранение от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протоколу задержания товаров и документов на них № срок хранения задержанных товаров определен ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в указанный срок за имуществом никто не обратился. Доказательств обратного суду не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ копия протокола задержания № направлена ФИО1, а также уведомление о необходимости явиться ДД.ММ.ГГГГ к ... часам на Пограничный таможенный пост Уссурийской таможни для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Уссурийской таможней в адрес ФИО1 направлено уведомление об истечении срока хранения задержанных товаров.
Указанное уведомление ФИО1 получено, каких-либо действий по возврату товара им не предпринято.
Указанные вещи были переданы ТУ Росимущества в Приморском крае, что подтверждается уведомлением Уссурийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время задержанный товар находится на ответственном хранении в складе ООО «...».
Разрешая спор и удовлетворяя требования Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, суд руководствовался ст. ст. 212, 214, 218, 225, 226 ГК РФ, ст. 186 Федерального закона «О таможенном регулировании», установив, что не приняты меры к таможенному декларированию вещей, что истекли сроки временного хранения вещей на СВХ и имущество передано для реализации уполномоченному органу, пришел к выводу о том, что имущество может быть признано бесхозяйным и обращено в федеральную собственность.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют как нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Факт задержания товаров и хранения их на складе временного хранения (СВХ) таможенными органами не оспаривается.
В соответствии со статьями 381, 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) задержанный товар подлежит возврату декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса, подлежат реализации.
Согласно ст. 317 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» невостребованные задержанные товары подлежат реализации или уничтожению в соответствии со ст. 320 настоящего Федерального закона (п. 12).
В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 320 названного Федерального закона распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством РФ.
В настоящее время такой порядок не определен.
В соответствии со ст. 6 ГК РФ следует применить гражданское законодательство по аналогии и исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 5.5 (2).3 Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле осуществляет организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
То есть Росимущество, как уполномоченный орган на реализацию товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, вправе распорядиться ими на основе норм гражданского законодательства.
В соответствии со ст. ст. 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В силу ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Как указано выше, имущество изъятое у ФИО1. находилось на складе временного хранения Уссурийской таможни, срок хранения имущества истек, при этом собственник товара не предпринимал каких-либо действий, направленных на возврат товара и фактически отказался от него.
Задержанный товар ДД.ММ.ГГГГ передан на ответственное хранение на склад ...», с которым у Территориального управления заключен государственный контракт на оказание услуг по хранению товаров.
Таким образом, товар поступил во владение Росимущества, после того как выяснилось, что собственник не заинтересован в сохранении имущества.
При таких обстоятельствах заявление о признании брошенных движимых вещей бесхозяйными, обоснованно. Такой способ распоряжения имуществом, задержанным таможенными органами, можно признать разумным и справедливым.
С доводом жалобы о том, что при отсутствии возможности реализации задержанного товара он подлежал уничтожению или переработке (утилизации) нельзя согласиться.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» установлен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
По утвержденному Правительством РФ положению обращенное в собственность государства имущество передается Росимуществу, которое осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами переработки (утилизации), уничтожения, реализации (п.п. 1, 4,11). Решение в отношении имущества, обращенного в собственность, принимает комиссия.
При этом реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее - годные остатки).
Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством РФ, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.
При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение оценки имущества как вторичного сырья в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в РФ с последующим соответствующим отражением корректировки учетной стоимости.
Денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости имущества как вторичного сырья, подлежат перечислению на счета органов Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, с отражением на лицевых счетах, открытых Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в органах Федерального казначейства.
Денежные средства, зачисленные на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в доход федерального бюджета Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
То есть в соответствии с указанным нормативным правовым актом при наличии законных оснований для признания имущества бесхозяйным и обращении его в собственность государства приоритетом не устанавливается уничтожение имущества, а наоборот, использование его по прямому назначению, переоценка и зачисление полученных средств в федеральный бюджет.
При таких обстоятельствах с утверждением в жалобе о том, что нарушается порядок осуществления бюджетных полномочий таможенной службой, нельзя согласиться.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и ошибочное толкование норм действующего законодательства, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Уссурийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи