Строка 082г, госпошлина 0 руб.
Судья Моисеенко Н.С.
Докладчик Корепанова С.В. Дело № 33 - 4541/2016 29 августа 2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Пономарева Р.С.,
при секретаре Бугаевой Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционным жалобам УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 17 марта 2016 г., которым постановлено:
«исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения об исключении из сводного списка граждан участников подпрограммы, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат – удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, содержащееся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении ФИО1 из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в хронологическом порядке.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в пользу ФИО1 *** государственной пошлины уплаченной при подаче искового заявления.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний в пользу ФИО1 *** государственной пошлины уплаченной при подаче искового заявления.»
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России о признании незаконным решения об исключении из сводного списка граждан - участников подпрограммы, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Мотивировал требования тем, что зарегистрирован и проживает по договору коммерческого найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение не является его собственностью, договор социального найма на жилое помещение не заключен. Он не имеет жилых помещений для постоянного проживания, как по договору, так и в собственности. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФКУ ОИУ ОУХД – 1 УФСИН России по Архангельской области с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, как гражданин, подлежащий переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и решением жилищно-бытовой комиссии был включен в список под номером №. Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. был включен в сводный список граждан - участников подпрограммы по Архангельской области под номером №. В соответствии с решением жилищно – бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ был незаконно исключен из сводного списка граждан – участников подпрограммы на основании подп. «а» п. 22 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Истец в судебное заседание не явился. Его представитель ФИО2 в суде заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, представитель третьего лица ФКУ КП – 19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явились.
Ранее в судебном заседании представитель ответчиков ФИО3 с иском не согласился, указав, что обязательным условием отнесения граждан, проживающих на территории поселков УИС, к категории граждан, указанной в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации сертификатов, является наличие жилого помещения для постоянного проживания на территории закрытого военного городка либо поселка УИС. Жилое помещение должно принадлежать гражданину на условиях договора социального найма. Коммерческий найм жилья не соответствует условиям наличия жилого помещения для постоянного проживания. Истец был исключен из списка граждан-участников подпрограммы и не был включен в список граждан-получателей сертификатов в планируемом году. С момента включения в список граждан-участников подпрограммы до выдачи сертификата должна быть соблюдена определенная процедура, установленная в Правилах. В случае удовлетворения иска в части выдачи сертификата без указания порядка очередности, будут нарушены права других граждан-участников подпрограммы и граждан-получателей сертификатов, включенных в данные списки ранее истца.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России ФИО3, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционных жалобах приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Ссылаясь на Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 и от 17 декабря 2010 г. № 1050, разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 09 февраля 2015 г. № 3164-ВМ/05, указал, что обязательным условием отнесения граждан, проживающих на территории поселков уголовно-исполнительной системы, к категории граждан, указанной в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации сертификатов является наличие жилого помещения для постоянного проживания на территории закрытого военного городка либо поселка УИС. При этом данное жилое помещение должно принадлежать гражданину на условиях договора социального найма жилого помещения (договора найма жилого помещения). Коммерческий найм жилья не соответствует условиям наличия жилого помещения для постоянного проживания. Истец не отвечает установленным условиям для предоставления ему мер государственной поддержки в виде жилищного сертификата. Не соглашается с выводом суда о возложении на ФСИН России обязанности выдать ФИО1 жилищный сертификат. Заявление истца на получение сертификата не рассматривалось жилищно – бытовой комиссией УФСИН России по Архангельской области на предмет включения в сводный список граждан-получателей жилищного сертификата, следовательно, и жилищно – бытовая комиссия ФСИН России не выносила какого-либо решения в отношении истца по вопросу предоставления (отказа предоставления) жилищного сертификата, поэтому его права не нарушены. Требуя выдать жилищный сертификат, истец, по сути, защищает свои права в будущем, что не предусмотрено законом. Суд незаконно взыскал с ответчиков государственную пошлину, поскольку они по настоящему делу выступают как государственные органы и освобождены от ее уплаты. Кроме этого, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчиков ФИО4, поддержавшую доводы жалоб, возражения на жалобы представителя истца ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
ДД.ММ.ГГГГ между МО «Междуреченское» и ФИО1 заключен договор коммерческого найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он проживает.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по данному адресу постоянно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, проходящий службу и проживающий в пос. Междуреченский по адресу: <адрес>, на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, как гражданин, нуждающийся в переселении из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Приказом ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет выслугу в календарном исчислении 20 лет 09 месяцев 05 дней, в льготном - 30 лет 01 месяц 18 дней.
Решением жилищно – бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы по Архангельской области под номером №.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области, содержащимся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 исключен из сводного списка граждан-участников подпрограммы УФСИН России по Архангельской области в связи с несоответствием требованиям, указанным в п. 5 Правил, а именно по основанию проживания в пос. Междуреченский Пинежского района Архангельской области по договору коммерческого найма.
Принимая решение по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о праве истца, не имеющего на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности в собственности или по договору социального найма жилого помещения для постоянного проживания, быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в связи с чем признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО1 из сводного списка граждан-участников подпрограммы, восстановив нарушенное право истца на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласна.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
Согласно Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно - исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 г. № 267, для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил, подают заявление в учреждение УИС по месту расположения поселка и предоставляют необходимые документы (п. п. 3, 4, 5).
Организацию работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляют учреждения, органы УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и учреждения УИС по месту расположения поселка. В этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы (п. 6).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати (п. 7).
Согласно п. 13 Инструкции, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению № 2 к Правилам по каждой категории граждан.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН России в течение 20 дней рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников подпрограммы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки.
При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов от учреждения УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, а в случае переселения граждан из поселков - учреждения УИС по месту расположения поселка.
В силу п. 14 Инструкции, по результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников подпрограммы по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России (далее - сводный список участников).
Согласно подп. «б» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
При решении вопроса о признании ФИО1 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФИН России по Архангельской области был известен факт проживания истца в пос. Междуреченский на условиях договора коммерческого найма.
Данный факт также рассматривался УФСИН России по Архангельской области при решении вопроса о включении истца в сводный список граждан-участников подпрограммы по Архангельской области.
Факт проживания ФИО1 на территории пос. Междуреченский, отнесенного к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, сторонами не оспаривается. Жилых помещений на праве собственности или на условиях договора социального найма, истец в данном поселке не имеет.
Исключая ДД.ММ.ГГГГ истца из сводного списка, жилищно-бытовая комиссия УФСИН России по Архангельской области руководствовалась разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 09 февраля 2015 г. № 3164-ВМ/05, согласно которым обязательным условием отнесения граждан, проживающих на территории поселков УИС, к категориям граждан, указанных в подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, является наличие жилого помещения для постоянного проживания (на праве собственности или по договору социального найма) на территории такого поселка.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 01 ноября 2013 г. № 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации» Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), ему переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с подп. 6.2 п. 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1038, Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Минстроя России.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что разъяснения данного органа, не носящие обязательного характера, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку даны без учета следующего.
Согласно подп. «ж» п. 44 Правил для получения государственного жилищного сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет наряду с иными документами обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах) только в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» п. 16.1 данных Правил.
В силу п. 16.1 Правил, гражданин-участник подпрограммы и члены его семьи не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, могут быть получателями государственной жилищной гарантии и размер социальной выплаты им должен быть рассчитан исходя из норматива общей площади жилого помещения, предусмотренного п. 16 Правил.
Исходя из анализа данных правовых норм следует, что участниками подпрограммы могут быть не только граждане, имеющие жилые помещения в собственности или по найму для постоянного проживания, но и граждане не имеющие таких жилых помещений.
ФИО1 не относится к категории граждан, перечисленных в подп. «б» и «в» п. 16.1 Правил, в связи с чем, правовые нормы, регулирующие вопросы дачи обязательства о сдаче жилого помещения (расторжении договора найма, безвозмездном отчуждении в пользу государства), которое должно быть предоставлено гражданами – участниками подпрограммы и членами их семей, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах либо имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, к рассматриваемому правоотношению не применимы.
Таким образом, проживание в жилом помещении на условиях договора коммерческого найма, не может служить основанием для отказа истцу в реализации своего права на жилище.
Вопрос о наличии такого права, которому корреспондирует обязанность государства по обеспечению граждан другим жильем, подлежит разрешению в зависимости от того, относится ли гражданин к категории лиц, подлежащих отселению из поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности. При этом значимыми обстоятельствами для разрешения данного вопроса являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, основания увольнения со службы, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела, истец, отвечающий вышеназванным требованиям, в период прохождения службы включен в список участников подпрограммы, и обладает правом на получение жилищного сертификата после увольнения со службы, которое подлежит восстановлению.
Согласно подп. «а» п. 18 Правил, выдачу сертификатов осуществляют: гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Поскольку единственным основанием для исключения истца из списка граждан-участников подпрограммы являлось отсутствие жилого помещения на праве постоянного пользования, исключающее его сдачу, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств в рамках подпрограммы, обязанность выдать ФИО1 жилищный сертификат во исполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в хронологическом порядке.
Исходя из вышеприведенного, апелляционные жалобы ответчиков по существу разрешенного судом спора удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционных жалоб о незаконном взыскании с ответчиков государственной пошлины со ссылкой на пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающий освобождение государственных органов, выступающих в судах общей юрисдикции по делам в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины судебная коллегия также находит несостоятельными.
Согласно ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам, которые в силу ст. 98 ГПК РФ должны быть возмещены стороне, в пользу которой состоялось решение суда, за счет другой стороны.
Ссылка ответчиков на положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку указанная норма, предусматривающая освобождение государственных органов от уплаты госпошлины в бюджет, не освобождает их от возмещения стороне в порядке ст. 98 ГПК РФ понесенных по делу судебных расходов, в том числе и расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
Все доводы, приведенные в апелляционных жалобах, сводятся к повторению процессуальной позиции ответчиков, занятой в суде первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 17 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий М.В.Смоленцев
Судьи С.В.Корепанова
Р.С.Пономарев