ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-454/2017 от 15.02.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2017 года по делу № 33-6400/2016

Судья Меджидов З.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,

Судей Августиной И.Д. и Багаутдиновой Ш.М.,

при секретаре Меджидовой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению ОПФР по РД в Бабаюртовском районе о назначении единовременной денежной выплаты (ЕДВ) с момента его обращения за ее назначением и др. по апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО2 на решение Бабаюртовского районного суда от 5 августа 2016 года, которым постановлено:

«Удовлетворить заявление ФИО1 частично и обязать Управление ОПФР по РД в Бабаюртовском районе назначить ФИО3 единовременной денежной выплаты (ЕДВ) с момента его обращения за ее назначением.

Взыскать с ответчика Управления ОПФ по РД в Бабаюртовском районе в пользу ФИО3 судебные расходы - услуги на представителя в размере <.> рублей» и по апелляционной жалобе начальника ОПФР по РД в Бабаюртовском районе ФИО4 на дополнительное решение Бабаюртовского районного суда от 18 ноября 2016 года, которым постановлено:

«Удовлетворить заявленные требования ФИО1 частично и:

Обязать Бабаюртовское районное отделение пенсионного фонда РФ по РД, назначить ФИО3 ежемесячно с 1 декабря 2016 г. ЕДВ в сумме <.> рублей <.> копеек, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Обязать Бабаюртовское районное отделение пенсионного фонда РФ по РД, назначить «послечернобыльским» детям ФИО3, ежемесячно с 1 декабря 2016 г. ЕДВ в сумме <.> рублей <.> копеек на каждого, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Бабаюртовского районного отделения пенсионного фонда РФ по РД за счет средств пенсионного фонда РФ в пользу ФИО3 и его детей задолженность в период с 05.03.2015 г. (с момента его обращения в ОПФР) по 30.11.2016 г. в размере: <.> рублей <.> копеек».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности ФИО5, просившего решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, возражения представителя истца ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия,

Установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Бабаюртовское управление Отделения ПФ РФ по РД назначить ему ЕДВ с 01 июля 2016 г. из расчета <.> р. <.> к. с последующей индексацией по существующему законодательству, назначить ЕДВ его детям с 01 июля 2016 г. из расчета <.> р. <.> к. на каждого с последующей индексацией по существующему законодательству, выплатить недополученные с ноября 2014г. по июнь 2016г., им и его детьми средства в сумме: <.> рублей <.> копейки и возместить расходы на оплату услуг представителя в сумме <.> рублей за счет средств ПФР РФ по РД.

Свои требования мотивирует тем, что он является участником ЛПК на ЧАЭС 1986 г., имеет соответствующее удостоверение и является получателем льгот и компенсаций по чернобыльскому законодательству.

В соответствии с федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004г. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, на него также претендуют и его дети, как дети, родившиеся после радиационного облучения одного из родителей. Бабаюртовское отделение ПФР РФ по РД, не принимает его документы, со ссылкой на то обстоятельство, что УСЗН «МО «Бабаюртовский район» не имел права выдачи удостоверения, так как он не являлся пенсионером.

Судом постановлено указанное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе заместитель Управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО2 просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.

ФИО3 обратился в УОПФР по РД в Бабаюртовском районе за назначением ЕДВ, предоставив удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, серии <.>, выданный 25 ноября 2014 года. Рассмотрев данное заявление, ему отказано по причине несоответствия процедуры выдачи «чернобыльского» удостоверения.

Данный отказ считают законным и обоснованным на основании Приказа МЧС России №727, Минсоцздравразвития России №831, Минфина России №165н от 08 декабря 2006г. «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно п.3 которого оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими уполномоченными органами (далее -уполномоченные органы):

федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней службу) в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, пенсионерам этих органов, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в данном абзаце;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации -гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;

органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, -пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

Следовательно, удостоверение истцу выдано органом в сфере социальной защиты (абз.3 п.3 Порядка....), т.е. Управлением социальной защиты населения в МО «Бабаюртовский район». Но истец является неработающим гражданином и удостоверение должно быть выдано органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз.2 п.З Порядка).

В апелляционной жалобе начальник ОПФР по РД в Бабаюртовском районе ФИО4 также просит отменить дополнительное решение суда, как незаконное, по аналогичным основаниям, приведенным в апелляционной жалобе заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по РД ФИО2

В возражениях представителя истца ФИО3 относительно апелляционной жалобы ответчика указывается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и на отсутствие оснований для отмены решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО3 получил удостоверение участника ЛПК на ЧАЭС в установленном законом порядке.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции верным, поскольку они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.

В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч.4 ст.15 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.1 данного акта Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

В силу п.4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям №1 и №2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены решения суда с учетом следующего.

Согласно п.3 Порядка оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится, в том числе органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

В соответствии с п.8 Порядка бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.

Основанием выдачи бланка служит заявка, доверенность, оформленные в установленном порядке, и копии документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.

Кроме того, в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

В силу п. 7 Порядка Уполномоченные органы:

осуществляют прием от граждан документов, указанных в пунктах 4,5 и 6 настоящего Порядка;

снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю);

проводят проверку представленных документов.

Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, в уполномоченных органах по распоряжению руководителей (заместителей руководителей) этих органов создаются комиссии и утверждается их персональный состав.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок с момента принятия от гражданина заявления (при необходимости подтверждающих документов) при соблюдении заявителем условий, указанных в пункте 4 либо 5 настоящего Порядка, и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 6 ноября 2007 года №300 (в ред. от 13 декабря 2016 года) утверждено Положение о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан, согласно которому на Министерство возложены, в том числе и полномочия по осуществлению выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

Приказом Минтруда РД от 6 декабря 2012 года №12-3058 (ред. от 15 июня 2016 года) утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым поручено начальникам управлений социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах обеспечить деятельность руководимого управления социальной защиты населения в части оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с требованиями Административного регламента.

Согласно п. 17 указанного Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством через территориальные органы Министерства - управления социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах.

Истцу удостоверение выдано УСЗН в МО «Бабаюртовский район» 25 ноября 2014 года.

Министерство при организации выдачи удостоверения осуществляет взаимодействие с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п. 22 Административного регламента решение о выдаче удостоверения принимается комиссией Министерства по принятию решения о выдаче гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в месячный срок со дня принятия от гражданина заявления со всеми необходимыми документами.

В качестве основания для отмены решения суда приводится довод в апелляционной жалобе о том, что удостоверение истцу выдано органом в сфере социальной защиты (абз.3 п.3 Порядка....), тогда как истец является неработающим гражданином и удостоверение должно быть выдано органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз.2 п.3 Порядка).

Между тем, данных о том, что функции выдачи удостоверений участникам ЛПК на Чернобыльской АЭС в Республике Дагестан возложены, кроме Минтруда РД, и на иной орган исполнительной власти, в материалах дела не имеется, ответчиком не приводится в жалобе, и не ссылались на это в суде.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п.2 ст.330 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 5 августа 2016 года и дополнительное решение Бабаюртовского районного суда от 18 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.

Председательствующий:

Судьи: