ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4550/18 от 20.08.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-4550/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень 20 августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,

судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,

при секретаре Бекшеневе Р.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 31 мая 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени об установлении факта ненадлежащего выполнения обязанности по защите жилищных прав, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья в 2018 году, предоставлении жилого помещения, возложении обязанности заключить договор найма, отказать.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истца ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчиков ФИО3, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени, о возложении обязанности на Департамент социального развития Тюменской области по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья в 2018 году, о возложении обязанности на Правительство Тюменской области по предоставлению благоустроенного жилья площадью не менее 18 кв.м. из специализированного жилищного фонда Тюменской области, о возложении обязанности на Администрацию города Тюмени по заключению договора социального найма предоставляемого жилья.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 <.......> является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать П.А.А. умерла <.......>, когда ФИО1 не достиг совершеннолетия. Факт утраты попечение родителя установлен Решением Калининского районного суда г.Тюмени от 20 декабря 2017 года. При помещении ФИО1 в детский дом г.Тобольска, а затем в школу-интернат №1, жилое помещение за ним закреплено не было. Вопрос о сохранении жилья по адресу: <.......>, в котором ФИО1 проживал до 1983 года, не решался. По сведениям справки УМВД России по Тюменской области №3/2-64157 от 31 октября 2017 года, ФИО1 находился в <.......>. Квартира по адресу: <.......>, была обменена на другую, бабушка ФИО1 – П.А.В. умерла. В настоящее время закрепленного жилья в городе Тюмени ФИО1 не имеет, не является нанимателем жилого помещения на условиях социального найма в г.Тюмени, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество отсутствуют.

Истец и его представители в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали, дали объяснения.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители ответчиков Администрации г.Тюмени и Департамента социального развития Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ФИО1, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и не исследовал уважительных причин. Уважительными причинами является ненадлежащее исполнение обязанностей уполномоченных органов в отношении оставшегося без попечения родителей ФИО1. Органы опеки и попечительства не исполнили обязательств по обеспечению жильем ФИО1 и лишили его гарантированных государством прав. На основании Архивной выписки из Протокола №9 от 27 сентября 1983 года, ФИО1 был помещен в детский дом в связи со смертью матери и отца, что подтверждает его статус сироты. По требованиям закона, обеспечение жильем сироты осуществляется до момента фактического предоставления жилья и с возрастом в 23 года на связано. Отсутствие документов, подтверждающих статус сироты, их утеря средней школой-интернат №1, отсутствие справок о государственных гарантиях ребенка сироты – свидетельствуют о ненадлежащем исполнение обязательств уполномоченных органов. Суд первой инстанции не дал оценку бездействию уполномоченных органов и не отразил результаты оценки доказательств в судебном акте. Кроме того, в тексте судебного решение вместо ФИО1, указано на иное лицо – <.......>.

Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Решением Калининского районного суда г.Тюмени от 20 декабря 2017 года установлен факт утраты попечения родителей ФИО1 с <.......> – даты смерти матери П.А.А. (л.д.14-15).

Согласно Архивной выписки от 04 мая 2017 года №С-349 из Протокола №9 заседания исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Тюмени от 27 сентября 1983 года, ФИО1 был помещен в детский дом в связи со смертью матери, что подтверждает его статус сироты (л.д.44)

По сведениям справки УМВД России по Тюменской области №3/2-64157 от 31 октября 2017 года, ФИО1 находился <.......> (л.д. 96).

Как следует из материалов дела, иск о предоставлении жилого помещения заявлен истцом на основании специальной нормы - Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 1 мая 2017 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статья 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет время вступления закона в силу, то есть время, с которого закон начинает применяться в Российской Федерации.

Общий порядок вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». По общему правилу, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Текст Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 №52, ст. 5880.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие. Содержание данного принципа имеет две составляющие, одна из которых касается вновь возникающих после вступления Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отношений, другая - продолжающихся после введения в действие данного закона правоотношений.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу. Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» применяется в полной мере. К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу названного закона, закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

Истец ФИО1 <.......>, совершеннолетия достиг <.......>, возраста 23 лет – <.......>. Таким образом, действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на истца не распространяется и он не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение по приводимым в иске основаниям.

В связи с изложенным оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 31 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий подпись

Судьи: подписи

Копия верна.

Судья