Дело **** Докладчик Денисова Е.В.
Судья Фомина А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Якушева П.А.
судей Денисовой Е.В., Удальцова А.В.
при секретаре Богатове И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Владимира от 17 июля 2018 года, которым постановлено:
ФИО1 в иске к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Квартирно-эксплуатационной службе войсковой части **** о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о восстановлении на учет в качестве нуждающегося его и членов его семьи в жилых помещениях,- отказать.
Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании не законным решения **** от **** об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, об обязании восстановить его составом семьи 4 человека на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В обоснование иска указал, что поступил на военную службу в Вооруженные силы СССР ****, проходил службу по контракту, был уволен **** в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет на дату увольнения составила 21 год 4 месяца 18 дней. Жилое помещение в собственности не имеет. Фактически проживает с семьей в аварийном доме, в котором арендует комнату. Во время прохождения военной службы **** был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с военной службы был уволен с оставлением в списках очередников на получение жилой площади. В связи с п.1 ст.23 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с целью получения согласия истца на увольнение, руководством в/ч **** было выдано гарантийное письмо, в соответствии с которым командование в/ч гарантирует истцу, что он не будет исключен из очереди на получение жилья. Позднее, протоколом **** заседания жилищной комиссии в/ч **** от ****, заслушав вопрос о выдаче ГЖС для приобретения жилья майору ФИО1 в **** при увольнении из рядов Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям комиссия постановила выдать ГЖС майору ФИО1, уволенному в запас по организационно-штатным мероприятиям для приобретения жилья, как бесквартирному. Указывает, что в течение нескольких лет дожидался предоставления ГЖС для приобретения жилого помещения, однако, при очередном обращении о сроках предоставления ГЖС стало известно о снятии его с очереди с ****. При дальнейших обращениях в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в/ч ****, истец так и не получил ответа о том, в связи с чем, на основании какого решения и по каким основаниям он был снят с очереди на получение ГЖС. Решения о снятии с очереди на предоставление ГСЖ истцу не предоставлено. В 2017 г. он вновь обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в чем ему решением **** от **** было отказано в связи с отсутствием статуса военнослужащего.
Определениями суда от ****, от **** в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, Квартирно-эксплуатационная служба в/ч ****.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании просили удовлетворить иска по указанным в нем основаниям. Считали, что права истца нарушены ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое ведет учет нуждающихся в жилье. Пояснили, что при увольнении командование в/ч гарантировало истцу оставление в очереди на получение жилья, в связи с чем истец дал согласие на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями. После увольнения из Вооруженных сил РФ истец с ноября 2000 г. постоянно зарегистрирован в г.Москва, в квартире, принадлежащей на тот момент его родителям. В 2005 г. истец узнал о том, что был снят с учета на получение жилья, полагает, что снятие с учета произошло в связи с тем, что он убыл в г.Москва и получил там регистрацию по месту жительства. Письменные документы о снятии с учета у истца отсутствуют, имеется только решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях от 2017 г., принятое после его обращения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое истец просит признать незаконным и восстановить его на учете нуждающихся в жилье.
Ответчик ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие, в иске просил отказать (л.д.****
Ответчики Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, Квартирно-эксплуатационная служба в/ч ****, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, возражений на иск не представили (л.д.****
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что основанием для отказа в иске послужил вывод суда о том, что истец получил регистрацию по месту жительства в г.Москва, в связи с чем был снят с учета, однако изложено является только предположением, поскольку письменных документов об основаниям снятия с учета в материалах дела не имеется. Полагает, что ответчики либо специально скрывают сведения о причинах снятия его с очереди нуждающихся в жилье, либо утратили данные документы. Отмечает, что на учет нуждающихся в жилье был поставлен в в/ч **** и уволен с оставлением в списке очередников при наличии соответствующих гарантий со стороны командования в/ч. Полагает, что поскольку был поставлен на учет в период военной службы, то оснований для снятия с учета не имелось, жилищные условия истца не изменились.
Ответчик ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ представило возражения на апелляционную жалобу, в удовлетворении которой просит отказать. Отмечает, что истец с ноября 2000 г. имеет постоянную регистрацию в г.Москва, в 2005 г. узнал об исключении из списка очередников в связи с убытием в г.Москва, с 2005 г. до настоящего времени не предпринимал попыток по решению жилищного вопроса в судебном порядке. Учитывая, что жилое помещение в г.Москва на момент регистрации в нем истца принадлежало его матери, то имеются основания полагать о том, что истец был вселен в жилое помещение в качестве члена семьи собственника и приобрел право пользования жилым помещением. Полагает, что ни в 2005 г., ни в 2017 г. истец не обладал правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ, поскольку был обеспечен жильем.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчики ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, Квартирно-эксплуатационная служба в/ч **** (извещены посредством направления судебных извещений заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении и по факсу, л.д.), представителей не направили, л.д.****), сведений об уважительности причин неявки суду апелляционной инстанции не представили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанных лиц.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положений ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент увольнения истца) военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.1). Военнослужащие, увольняемые с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих (п.13). Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (п.14).
На основании ст.100 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ в п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений, установлено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В этой связи абз.2 п.2 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ) было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.
С 01 января 2011 года абз.2 п.2 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, которым введен в действие п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N297-ФЗ, от 24.11.2014 N360-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом ст.2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 360-ФЗ) предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством РФ порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с ЖК РФ: граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абз.1 п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и ст.2 настоящего Федерального закона.
Согласно положений ст.23 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пп.п.13,14 ст.15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п.13,14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент увольнения истца) постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями увольняемых с военной службы нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. Из положения абз.1-4 п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что для обеспечения жильем по линии Министерства обороны РФ граждане, уволенные с военной службы по указанным в законе основаниям, продолжительность службы которых составляет 10 и более лет, должны быть также поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок постановки на учет в органах местного самоуправления и порядок предоставления жилья гражданам, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года были определены в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв.Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 (далее-Правила).
Из п.1 указанных Правил усматривается, что они устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Как следует из пп. «и» п.7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.
Согласно п.9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей-в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в п.6 Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами (п.12 Правил).
Военнослужащие подают рапорт по команде в год увольнения с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами. Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления (п.п.14-19).
Согласно пп. «в» п.26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства.
Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 (утратила силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1297) (далее-Инструкция), также предусматривала, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или списки членов ЖСК (п.14); военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в т.ч. за счет ГЖС на приобретение и строительство жилья (п.15); военнослужащие, увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение ГЖС для приобретения жилого помещения, при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления (п.16).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ с **** по ****. На момент увольнения проходил военную службу в в/ч **** (****).
Приказом командующего МВО **** от **** уволен в запас по ст**** п.п**** (****). Выслуга на момент увольнения календарная-****., льготная-****
Согласно гарантийного письма от **** командование в/ч **** гарантирует майору ФИО1, что в случае неполучения им квартиры по ГЖС он не будет исключен из очереди на получение жилья.
Согласно протоколу **** заседания жилищной комиссии в/ч **** от ****, предложено выдать ГЖС майору ФИО1, уволенному из рядов Вооруженных сил РФ в запас по ****, для приобретения жилья как бесквартирному. В данном протоколе имеются сведения о составе семьи ФИО1: жена-****, дочь****., сын-**** о нахождении его в списках на получение жилой площади в в/ч с ****, о регистрации ФИО1 по адресу: **** в/ч ****.
Материалами дела подтверждено, ФИО1 не был принят органом местного самоуправления (администрация г.Коврова Владимирской области, администрация Ковровского района Владимирской области) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после увольнения из в/ч **** (л.д****). Отсутствуют в материалах дела сведения и о том, что ФИО1 после увольнения из в/ч **** был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом местного самоуправления по избранному после увольнения месту жительства в г.Москва.
Положениями п.26 Инструкции было установлено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями в/ч и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (п.28). В силу п.30 Инструкции ежегодно КЭЧ района проводили перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), в ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяли жилищные условия очередников, в/ч направляли в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В силу п.31 Инструкции военнослужащие снимались с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: -улучшения жилищных условий и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; - убытия к новому месту прохождения военной службы; - выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; - получения служебного жилого помещения.
В автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (л.д.64), исходя из положений Инструкции, содержатся сведения о том, что ФИО1 был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях **** (дата постановки военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в жилой площади жилищной комиссией в/ч, где военнослужащий проходит службу); ФИО1 был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории-бесквартирный (отнесение к данной категории нуждающихся в жилье означает, что военнослужащий в данном гарнизоне является бесквартирным, имеющим права и желающим получить жилое помещение для постоянного проживания в данном гарнизоне); в/ч ****, в которой военнослужащий ФИО1 проходил военную службу, состояла на квартирном довольствии (квартирном учете) Ковровской КЭЧ, относящейся к КЭЧ Московского военного округа.
Согласно Приложению **** к Инструкции в графу "Основания для снятия с учета" заносилась информация о причинах, по которым военнослужащий выбыл из списков нуждающихся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), перечень значений, которые могут заноситься в данную графу, представлен в таблице ****: «пол.жил.»-получение жилого помещения для постоянного проживания, «пол.сл.жил.»-получение служебного жилого помещения, «выбыл»-выбыл из очереди на служебное жилье (поставлен в очередь на постоянное) или направлен к новому месту военной службы (в запас, отставку) и получил карточку на руки.
В автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (л.д.**** исходя из положений Инструкции, содержатся сведения о том, что ФИО1 снят с учета нуждающихся **** (дата, начиная с которой военнослужащий считается выбывшим из очереди нуждающихся в жилой площади), основание снятия-выбыл. Как следует из объяснений истца, после увольнения из Вооруженных сил РФ он выбыл по месту жительства родителей в г.Москва, где был постоянно зарегистрирован в **** г., документы о смене места регистрации по месту жительства предоставлялись в в/ч ****, в связи с чем, по его мнению, он и был снят с очереди нуждающихся в жилье, однако полагает, что в связи с тем, что его жилищная ситуация не изменилась, оснований для снятия с учета не имелось.
Из ответа ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное отделение ****) в переданных ему архивных документах из Ковровской КЭЧ, датируемых с января 2005 г., решения о снятии с учета военнослужащих в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в т.ч. ФИО1, отсутствуют (л.д.**** Согласно ответу Военного комиссариата **** в личном деле майора в запасе ФИО1 сведений о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют (л.д.**** Отсутствуют данные сведения и у Департамента жилищного обеспечения МО РФ, который согласно приказу Минобороны России от ******** является уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований постановления Правительства РФ от ******** «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» и Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений и Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договорам социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от **** N 1280 (л.д.****). Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ФГКУЭ «Ковровская КЭЧ района» Минобороны России прекратило деятельность **** в связи реорганизацией в форме присоединения, правопреемником является ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, данная организация к участию в деле не привлекалась.
До ****ФИО1 был зарегистрирован по адресу: **** в/ч ****, с **** по настоящее время зарегистрирован по адресу: ****. Указанная квартира площадью **** кв.м., в т.ч. жилой **** кв.м., принадлежала на праве собственности матери истца-Головлевой Ф.И., которая впоследствии произвела отчуждение указанной квартиры ФИО3 по договору дарения квартиры от ****, п.7 которого предусмотрено, что ФИО1 сохраняет право пользования квартирой. Ответчик ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ полагает, что поскольку ФИО1 после увольнения, сменив место жительства, в качестве члена семьи собственника вселился в указанную квартиру, в связи с чем основания нахождения его на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях отпали. Данные доводы ответчика, вопреки мнению истца, не являются безосновательными, и не подтверждают доводы истца о том, что после увольнения с военной службы его жилищные условия не изменились.
В соответствии с п.п.2-3 Приказа Министра обороны РФ от ******** уполномоченный орган Минобороны в области жилищных правоотношений-Департамент жилищного обеспечения МО РФ-осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны Росси, к которым относится и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, к функциям которого относится принятие заявлений военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о предоставлении жилых помещений. ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
****ФИО1 обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 6 человек: ФИО1, жена-**** сын-Головлев **** дочь жены-**** сын жены-**** внук жены ****
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ **** от **** на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.15 Федерального закона от **** N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от **** N 1280, ФИО1 и членам его семьи отказано в постановке на учет нуждающихся. Из данного решения следует, что поскольку ФИО1 уволен с военной службы ****, обратился с заявлением о постановке на учет ****, когда не являлся военнослужащим, то право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ у него отсутствует. Указано также, что сын жены **** дочь жены **** и внук жены **** И.В. не являются членами семьи бывшего военнослужащего ФИО1 в силу п.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", факт нахождения их на иждивении ФИО1 не подтвержден в установленном порядке, ФИО1 зарегистрирован и проживает в г.Москва, остальные лица, указанные им в качестве членов семьи-в ****.
Полагая отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконными, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском. Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 не являлся военнослужащим и право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ у него отсутствовало, указанные ФИО1 в качестве членов семьи **** членами семьи ФИО1 не являются, оснований для признания нуждающимся в жилых помещениях по состоянию на **** (дата составления протокола ****) ФИО1, постоянно зарегистрированного в г.Москва, не имелось, постановка на учет ФИО1 по избранному после увольнения месту жительства не производилась.
В качестве доказательств обоснованности заявленных требований ФИО1 ссылается на гарантийное письмо командования в/ч **** и протокол **** от ****. При оценке данного документе в качестве доказательства по делу суд первой инстанции отметил, что из протокола **** от **** следует, что на дату его составления протокола ФИО1 был зарегистрирован по адресу: **** в/ч **** при том, что с **** он был зарегистрирован по адресу: ****. Поскольку в протоколе указана недостоверная информация в части указания места регистрации ФИО1 на дату составления протокола, суд первой инстанции не принял данный документ в качестве надлежащего доказательства по делу, отметив также, что в протоколе **** от **** не содержится информации о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а лишь предложение выдать **** ГЖС. Ссылка истца на выдачу командованием в/ч **** гарантийного письма о том, что он не будет исключен из очереди на получение жилья, об обоснованности его доводов не свидетельствует. Данному гарантийному письму судом первой инстанции дана надлежащая оценка и постановлен обоснованный вывод о том, что данное гарантийное письмо не предполагает под собой автоматическую постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства и не препятствует снятию с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в случае снятия с воинского учета в одном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства. Судом также указано, что гарантийное письмо и протокол **** от **** не могут являются основаниями для постановки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку ФИО1 с соответствующим заявлением обратился лишь ****.
Учитывая, что ФИО1 на момент обращения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ военнослужащим не являлся, то основания для принятия его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления от **** в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", отсутствовали, безотносительно к тому, был ли ранее (в период военной службы) поставлен ФИО1 на соответствующий учет или нет, и имелись/не имелись основания для снятия его с данного учета. При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ **** от **** является правильным. Судебная коллегия обращает внимание на то, что сторона, заинтересованная в защите своего нарушенного права, вправе выбрать способ его защиты, эффективность которого обусловлена разницей в фактических обстоятельствах спора (основаниях иска), характере нарушенного права и в природе каждого способа защиты. При этом выбор способа защиты права и формулирование предмета и оснований иска является правом истца, процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению предмета иска либо его оснований по своему усмотрению с целью использования более эффективного способа защиты. Принимая во внимание, что с требованием о признании незаконными действий (решений) о снятии с учета нуждающихся в жилье ФИО1 не обращался, соответствующие действия (решения) по снятию ФИО1 с учета нуждающихся в жилье незаконными в установленном порядке не признавались, то основания для удовлетворения иска о восстановлении ФИО1 составом семьи 4 человека (сведения о постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилье составом семьи 4 человека имеются в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (л.д.****)), у суда первой инстанции отсутствовали. ФИО1 не лишен возможности обратиться в суд за защитой своих прав, предъявив иные исковые требования, в т.ч. о признании незаконным действий (решений) о снятии с учета нуждающихся в жилье.
Судебная коллегия полагает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств и его выводов, оснований к чему не имеется. При разрешении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1-без удовлетворения.
Председательствующий П.А.Якушев
Судьи Е.В. Денисова
А.В.Удальцов