Дело № 33-4552/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 29 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Сенякина И.И., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ташлинском районе Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 07 мая 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ташлинском районе Оренбургской области о включении в специальный стаж работы периодов работы, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии, о праве на досрочное назначение пенсии.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснение представителей ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ташлинском районе Оренбургской области ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
Т. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ташлинском районе Оренбургской области (далее УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области), указав, что (дата) она обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, представив документы о трудовом стаже в качестве педагогического работника. В назначении пенсии Т. было отказано из-за отсутствия у нее требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В специальный стаж не включен период работы с (дата) по (дата) в качестве "должность" Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "наименование учреждения", поскольку наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Полагая отказ пенсионного органа во включении в стаж указанного периода педагогической деятельности необоснованным, Т. в исковом заявлении просит обязать УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области включить спорный период в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).
В судебном заседании истец Т. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 07.05.2015 года исковые требования Т. удовлетворены. Суд постановил обязать УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области включить в специальный стаж работы для назначения трудовой пенсии Т. период работы с (дата) по (дата) и обязать назначить досрочную пенсию с (дата).
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истцом Т. представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
С 01.01.2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
На основании пунктом 19 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 4 статьи 30 указанного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности)
Правительством Российской Федерации 16.07.2014 года утверждено Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с пунктом 3 которого Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей и учреждений предусмотрена должность "преподаватель" в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумах всех наименований.
Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, работа за период с 01.11.1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, (дата) Т. обратилась с заявлением в УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Как следует из решения начальника УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области № от (дата), в специальный стаж Т. пенсионным органом включено *** года *** месяцев *** дней.
В специальный стаж не засчитана работа в период с (дата) по (дата) "должность" Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "наименование учреждения". Отказ мотивирован тем, что п. 1.10 Раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования. Учреждения профессионального образования Списком не предусмотрены.
Другие обстоятельства, в соответствии с которыми включение спорного периода работы Т. в специальный стаж работы является невозможным, пенсионным органом не приведены.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования о включении указанного периода работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд первой инстанции указал, что Т. в спорный период работы фактически выполняла трудовую функцию "должность" в образовательном учреждении, осуществляющем реализацию программ среднего профессионального образования детей, что предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.
Данный вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым судом дана по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Суд обоснованно исходил из того, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости закон связывает с характером выполняемой лицом, претендующим на такую пенсию, работы. Условием реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости является деятельность педагогических работников в учреждениях для детей, поэтому назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от наименования образовательного учреждения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, (дата) Т. принята на работу на должность "должность" в Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования "наименование учреждения" (ГАОУ НПО "наименование учреждения").
В соответствии со справкой № от (дата) о льготном характере работы имели место переименования учреждения.
(дата) ГАОУ НПО "наименование учреждения" переименовано в Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ГАОУ СПО) "наименование учреждения" области на основании Постановлении правительства Оренбургской области от (дата) №.
Согласно Уставу ГАОУ СПО "наименование учреждения" является некоммерческой организацией, созданной в связи с реорганизацией ГАОУ НПО ***, с целью реализации программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения для подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности; руководствуется в своей деятельности законами и положениями об общеобразовательных учреждениях; осуществляет следующие виды деятельности: реализует программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, образовательные программы среднего общего образования, дополнительные профессиональные программы.
Период работы истца в ГАОУ СПО "наименование учреждения" в должности "должность" включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
(дата) ГАОУ СПО "наименование учреждения" переименовано в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение (ГАПОУ) "наименование учреждения" на основании постановления Правительства Оренбургской области от (дата) №
Согласно справке ГАПОУ "наименование учреждения" от (дата) № следует, что по состоянию на (дата) общее количество студентов составляет *** человека, из которых возрастом до 18 лет - *** человек, процентная численность студентов возрастом до 18 лет к общему числе студентов составляет ***%.
В своей деятельности ГАПОУ "наименование учреждения" является правопреемником ГАОУ СПО "наименование учреждения", руководствуется Уставом ГАОУ СПО "наименование учреждения" в измененной редакции; основным видом деятельности является: реализация образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования (п. №), основным программам профессионального обучения (базового, повышенного уровней) (п. №), образовательным программам среднего общего образования (п. №), а также дополнительным профессиональным программам (п. №).
На основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, работая в ГАПОУ "наименование учреждения", осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении, у которого менялись названия, но сохранялись одни и те же функции по реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования и программ профессионального обучения.
Следовательно, ГАПОУ "наименование учреждения" по своему типу подпадает под действие п. 1.10 раздела «Наименвание должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 – «образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникум.
Доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на положения части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, основанием для отмены обжалуемого решения не являются.
Определяя характер работы истицы по оспариваемому периоду, судом всесторонне и объективно исследованы доказательства, представленные сторонами.
Из представленных документов следует, что после (дата) Т. продолжала работать в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии. Начиная с (дата) и по настоящее время, Т. имеет неизменные должностные обязанности, место работы, условия труда.
Таким образом, характер профессиональной деятельности Т. и выполняемой ею работы в ГАОУ СПО "наименование учреждения" в связи с переименованием образовательного учреждения в ГАПОУ "наименование учреждения" не изменился, что ответчиком не оспаривалось.
Из дела также видно, что изменения организационно-правовой формы образовательного учреждения в период работы Т. не происходило.
Как отмечено выше, право на досрочную трудовую пенсию по старости работники образовательных учреждений имеют в связи с характером выполняемой ими работы, и данное право не может быть поставлено в зависимость от наименования образовательных учреждений, с которыми работники состояли в трудовых отношениях.
Кроме того, изменение наименования учреждения, в котором работала истица, имело объективный характер, было связано с выполнением требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013 года, часть 5 статьи 108 которого устанавливала, что наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 01.01.2016 года, в частности образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации.
Оснований полагать, что суд фактически установил тождественность образовательного учреждения, в котором работала истец, учреждению, предусмотренному Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, как отмечается в апелляционной жалобе, не имеется. Статус ГАПОУ "наименование учреждения" как среднего специального учебного заведения надлежащим образом подтвержден представленными учредительными документами и доводами ответчика не опровергнут. Отсутствие в наименовании работодателя формального указания на принадлежность его к учреждениям, поименованным в Списке, при доказанности факта осуществления истцом педагогической деятельности в образовательном учреждении для детей, реализующем образовательные программы среднего профессионального образования, не имеет правового значения при определении права истца на досрочное пенсионное обеспечение и не должно влиять на его реализацию.
Таким образом, отказ УПФР в Ташлинском районе Оренбургской области во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является не обоснованным.
Поскольку включение спорного периода работы с (дата) по (дата) с учетом учтенных ответчиком периодов работы составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную пенсию (более 25 лет), суд обоснованно обязал ответчика назначить Т. трудовую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, т.е. с (дата).
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые не были бы предметом оценки суда и могли бы повлиять на законность и обоснованность решения, а потому не может быть принята во внимание в качестве основания к отмене решения суда.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ташлинском районе Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи