ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4554/13 от 20.11.2013 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья: Бурнашев А.А.      Дело № 33-4554/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск.                                      20 ноября 2013г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой М.Н., судей Никодимова А.В., Седалищева А.Н.

при секретаре Неустроевой С.П.

с участием прокурора Ефремова Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора на решение Усть-Майского районного суда от 01 октября 2013 года по делу по заявлению Прокурора Усть-Майского района в интересах неопределенного круга лиц и администраций поселений Усть-Майского района о признании недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановления Главы администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в МР «Усть-Майский улус (район)» на 2012-2016 годы» от 08 февраля 2012г. № 113-п, которым

постановлено:

В удовлетворении заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., заключение прокурора об отмене решения суда и удовлетворении заявления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Главой администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» 08 февраля 2012г. принято постановление № 113-п «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в МР «Усть-Майский улус (район)» на 2012-2016 годы», которым утверждены Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (п.1), Порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (п.2), Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья (п.3), Порядок предоставления молодой семье дополнительной социальной выплаты на приобретение жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка (п.4).

Прокурор Усть-Майского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и администраций поселений района о признании недействующим и не подлежащим применению с момента принятия указанного постановления в целом, ссылаясь на его незаконность, указав, что оно принято с превышением установленных законом полномочий, противоречит требованиям федерального законодательства, Бюджетному кодексу РФ, кроме того, в установленном законом порядке постановление не было опубликовано.

Суд постановил указанное выше решение. В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что оспариваемое постановление не обладает признаком нормативного правового акта, поскольку официально не опубликовано, и не подлежит оспариванию в судебном порядке, установленном ч.1 ст.251 ГПК РФ.

Указанные выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из приведенных правовых положений следует, что прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд в порядке главы 24 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если оно принято и опубликовано в установленном порядке.

Судом установлено, что оспариваемое постановление опубликовано не было.

В таком случае, суду первой инстанции следовало рассмотреть дело в порядке главы 25 ГПК РФ как оспаривание решений местного самоуправления по применению неопубликованного нормативного правового акта, не подлежавшего применению.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст.76 Конституции РФ).

В соответствии п.2 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

В соответствии с абз.«1» ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абз.1).

В целях поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010г. утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

Подпрограмма в качестве организационного мероприятия на региональном уровне предусматривает отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой нормативными актами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с пунктами 8, 21, 26 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение (строительство) жилья и их использования порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.8).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.21).

Орган исполнительной власти субъекта РФ может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта РФ, в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи-претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный п.27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой (п.26).

Согласно подп.«в» п.3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья условием участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации является принятие субъектом РФ обязательств по предоставлению молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка дополнительной социальной выплаты в размере не менее чем 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

В соответствии с указанной федеральной целевой программой принято Постановление Правительства РС(Я) № 673 от 30 декабря 2011г. "О мерах по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РС(Я) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы".

Пунктами 1, 2, 3, 4 указанного постановления утверждены Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, Порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья, Порядок предоставления молодой семье дополнительной социальной выплаты на приобретение жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка.

Согласно подп.«а» п. 6, п. 7 Порядка отбора муниципальных образований и распределения субсидий местным бюджетам муниципальных образований, участвующих в реализации Республиканской подпрограммы, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.2011 № 673, критерием участия муниципального района является наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы.

Следовательно, участником Республиканской подпрограммы может являться только муниципальный район.

Главой администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» 08 февраля 2012г. принято постановление № 113-п «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в МР «Усть-Майский улус (район)» на 2012-2016 годы».

Участие администрации МР «Усть-Майский район» в названой Республиканкой подпрограмме подтверждается заключенными ежегодными соглашениями между министерством архитектуры и строительного комплекса РС(Я) и администрацией МР «Усть-Майский район» № ... от 05.07.2012 г., № ... от 25.07.2013 г.

Пункты 17, 22, 37 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья обязывают администрации поселений: организовать работу по проверке сведений предоставленных молодой семье, принимать решение о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей программы, принимать решение о выдаче либо отказе в выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Таким образом, передача администрацией МР «Усть-Майский район» своих обязанностей администрациям поселений незаконна, поскольку только муниципальный район является участником Республиканской подпрограммы, с которой ежегодно заключаются соглашения в соответствии с п. 12 Порядка отбора муниципальных образований и распределения субсидий местным бюджетам муниципальных образований, участвующих в реализации Республиканской подпрограммы. Последующая передача полномочий по Республиканской подпрограмме не предусмотрена действующим законодательством. Администрации поселений Усть-Майского района не являются участниками Республиканской подпрограммы.

Пункты 1, 2, 3, 4 оспариваемого постановления главы администрации МР «Усть-Майский район», утверждающие названные порядки приняты с превышением установленных законом полномочий, поскольку названные порядки определяются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление Главы администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» № 113-п от 08 февраля 2012г. «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в МР «Усть-Майский улус (район)» на 2012-2016 годы» следует признать незаконным.

Поскольку при рассмотрении дела судом допущено нарушение норм материального права, решение суда подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1 330 ГПК РФ с вынесением нового судебного постановления об удовлетворения заявления прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Майского районного суда от 01 октября 2013 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Усть-Майского района в интересах неопределенного круга лиц и администраций поселений Усть-Майского района удовлетворить:

Постановление Главы администрации Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в МР «Усть-Майский улус (район)» на 2012-2016 годы» от 08 февраля 2012г. № 113-п признать незаконным.

Председательствующий:         Иванова М.Н.

Судьи:     Никодимов А.В.

    Седалищев А.Н.