ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4564/2023 от 26.07.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

47RS0011-01-2021-002268-56

Дело №33-4564/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 26 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Матвеевой Н.Л.,

судей: Герман М.В., Заплоховой И.Е.

при помощнике судьи: Ануфриевой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 4 августа 2022 года по делу № 2-486/2022 по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, выступающего в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения истца прокурора Чигаркиной Е.Н., объяснения представителя ответчика местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области ФИО8, представителя ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО9, представителя третьего лица Правительства Ленинградской области ФИО10, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в Ломоносовский районной суд Ленинградской области к администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил:

обязать администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение в течение шести месяцев организовать электроснабжение, газоснабжение в <адрес> до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером площадью 1213 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в течение шести месяцев организовать водоснабжение и водоотведение в <адрес> до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1213 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что по обращению ФИО12 прокуратурой района проведена проверка по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации и Закона Ленинградской области от 17.07.2018 № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее – Закон № 75-оз), по результатам которой установлено следующее.

Администрацией муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на территории муниципального образования Горбунковское сельское поселение с целью реализации указанного областного закона, многодетной семье ФИО12 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 1213 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов.

Указанный земельный участок предоставлен ФИО12 в собственность бесплатно, с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, на основании постановления администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 16 июня 2020 года № 684/20.

В настоящий момент граждане, которым, предоставлены земельные участки для осуществления индивидуального жилищного строительства, в том числе ФИО12, не могут в полной мере воспользоваться своим правом на владение и пользование земельным участком, в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, водоотведению.

Проведение данных коммуникаций за счет лиц, которым предоставлены земельные участки, является невыполнимым в связи с большими материальными затратами.

Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 4 августа 2022 года постановлено исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.

Суд обязал администрацию муниципального образования Горбунковское сельское поселение в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение, газоснабжение в д. <адрес> до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1213 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>

Суд обязал Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение в д. <адрес> до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1213 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 215-224, том 1).

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение просит отменить решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 04 августа 2022 года, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований прокурора отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, подан иск к ненадлежащему ответчику, указывая, что до предоставления спорного земельного участка гражданам обеспечение его необходимой инфраструктурой возложено на администрацию муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, а после предоставления – на ресурсоснабжающую и сетевую организации (АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», ПАО «Россети Ленэнерго») в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 1547 и 861.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области также не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 4 августа 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований прокурора к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что, принимая во внимание отсутствие в настоящее время в собственности Ленинградской области объектов водоснабжения и водоотведения, необходимых для реализации полномочий в соответствующей сфере, а также требования пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Комитет полагает, что решение суда вынесено без учета фактических обстоятельств и требований действующего законодательства, что повлечет неисполнение комитетом вынесенного по делу решения, в то время как у ресурсоснабжающей организации (АО «ИЭК») для этого есть все правовые и материальные средства. При этом прокурор не представил доказательства нарушения ресурсоснабжающей организацией и Комитетом прав несовершеннолетних детей.

Кроме того, указывает, что никаких прокурорских проверок в отношении Комитета не проводилось, в связи с чем, вывод суда в указанной части является необоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18 января 2023 года решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 4 августа 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области об обязании в течение шести месяцев организовать электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение в <адрес>, <адрес> до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером , площадью 1213 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 3 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18 января 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции поставлен на обсуждение вопрос о передаче настоящего дела для рассмотрения судебной коллегией по административным делам Ленинградского областного суда в связи с тем, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Представитель истца прокурор Чигаркина Е. Н. возражала против передачи настоящего дела для рассмотрения судебной коллегией по административным делам.

Представитель ответчика местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области ФИО8, представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО9, представитель третьего лица Правительства Ленинградской области ФИО10 против рассмотрения настоящего дела в порядке административного судопроизводства не возражали.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 1, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.05.2017 N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24.11.2005 N 508-О, от 19.06.2007 N 389-О-О, от 15.04.2008 N 314-О-О).

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства с применением норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Учитывая изложенные нормы закона, их официальное разъяснение и толкование, а также характер заявленных истцом требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что настоящее дело не может быть рассмотрено по нормам ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вследствие чего надлежит принять определение в соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Передать дело с апелляционными жалобами в Судебную коллегию по административным делам.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: