Судья – Еремнко С.Н. Дело № 33-4576/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Внукова Д.В.,
судей: Ждановой Т.В., Иваненко Е.С.,
по докладу судьи Ждановой Т.В.,
при секретаре Пилипенко И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» по доверенности ФИО1 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2018 года,
Заслушав доклад судьи Ждановой Т.В. об обстоятельствах дела, содержании обжалуемого решения, апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ Упрдор «Черноморье») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортному объекту федеральной собственности-федеральной автомобильной дороге <...>
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2018 года в удовлетворении требований ФКУ Упрдор «Черноморье» к ФИО2 о взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортному объекту федеральной собственности- федеральной автомобильной дороге <...> отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» по доверенности ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, причину неявки суду не сообщили, в связи с чем, в соответствии со ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие, признав причины их неявки неуважительными.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно справке ФКУ Упрдор «Черноморье» автомобильная дорога общего пользования федерального <...>, в состав которой входит пункт весового контроля СПВГК-4, в соответствии с Распоряжением руководителя Федерального дорожного агентства от 01.07.2014 № 1296-р числится на балансе Учреждения.
30 июля 2015 года на пункте весового контроля СПВГК-4, расположенного на федеральной автомобильной дороге <...> установлен факт несанкционированного проезда автомашины, выполняющей грузоперевозку, <...> г/н <...>, прицеп/полуприцеп, которой был допущен провоз груза с превышением допустимых весовых параметров, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в государственной собственности Российской Федерации, причинен вред на сумму 63432,00 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, пришел к выводу о том, что «ФКУ Упрдор «Черноморье» не представлено в суд достаточных доказательств, подтверждающих исковые требования.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Между тем, приведенным выше нормам постановленное судом решение в полной мере не отвечает.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2011 N 282, от 09.01.2014 N 12 (ред. 27.12.2014)), осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил N934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374), Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе, осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Управление образовано в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 и от 20.05.2004г. № 649, постановлениями Правительства РФ от 07.04.2004г. № 184 и от 30.07.2004г. № №398.
Основными функциями в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является: - осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения. В соответствии с Положением о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 августа 2009 года №ВП-889фс п. 6.4.3.Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля.
Таким образом, в действиях сотрудника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея входит в том числе и передача уполномоченному лицу ФКУ Упрдор «Черноморье», на CПBK актов взвешивания транспортных средств и копии документов, подтверждающих факт перевозку груза.
Осуществление весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, является государственной функцией, которая осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 года № 193 (далее Административный регламент), который устанавливает сроки и последовательность административных действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Госавтодорнадзор).
ФКУ Упрдор «Черноморье» является учреждением, подведомственным Федеральному дорожному агентству. В соответствии с Уставом ФКУ Упрдор «Черноморье», Учреждение наделено полномочием предоставления услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанных транспортных средств проходят по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух или более субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных Федеральным дорожным агентством полномочий.
Постановлением от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядок определения размера такого вреда (далее - Правила N 934) и Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.06.1997 N 1334), которые предусматривают взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом автомобильным дорогам.
Исходя из действующих норм закона и правил грузоперевозчик, владельцы транспортного средства, которое превышает разрешенные весовые параметры, обязан обратиться в уполномоченный орган управления автодорог, получить в установленном порядке разрешение и уплатить стоимость ущерба нанесенного автодороге.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил N 934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик, осуществив провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, которое выдается после внесения платы за проезд тяжеловесного транспортного средства, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плата за проезд тяжеловесного транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлены предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющие перевозку тяжеловесных грузов.
Расчет ущерба, причиненного автомобильным дорогам федерального значения, производится контрольной системой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 и фиксируется в форме расчетного листа, который прилагается к акту о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси.
Расчет истца не оспорен, контррасчет в суде первой, в суде апелляционной инстанции представлен не был.
Факт превышения установленных предельных значений осевых нагрузок транспортного средства, находившегося во владении ответчика на момент причинения ущерба, подтвержден материалами дела.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, возмещают их владельцы.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу закона владельцем грузового фургона, марки <...> г/н <...> на момент составления акта являлся ФИО2, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8, статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации грузоперевозчики несут ответственность за неисполнение актов государственных органов власти, в данном случае за неисполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Факт причинения ущерба зафиксирован в акте от 30 июля 2015 года № 392 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси, что в соответствии с положениями абз. 2 ч. 1 ст. 1064 и ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет обязанность возмещения причиненного вреда ответчиком.
Истец представил подробный расчет суммы заявленной компенсации со ссылкой на методику составления расчётов, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 N 306.
Вместе с тем суд первой инстанции данные обстоятельства оставил без внимания, в связи с чем, пришел к неправомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу о том, что допущенные судом первой инстанции вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, поэтому решение суда подлежит отмене.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности одновременно, с учетом представленных по делу доказательств, принять новое решение об удовлетворении требований Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 о взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортному объекту федеральной собственности-федеральной автомобильной дороге А<...>
Учитывая, что требования, заявленные истцом удовлетворены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственная пошлина, оплаченная при подаче иска в суд Управлением федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, также подлежит взысканию с ФИО2 в пользу истца в размере 2102,96 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2018 года – отменить.
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 о взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортному объекту федеральной собственности-федеральной автомобильной дороге <...> – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» причиненные убытки в размере 63432,00 (шестьдесят три тысячи четыреста тридцать два) рубля.
Взыскать с ФИО2 в пользу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» государственную пошлину в размере 2102,96 (две тысячи сто два) рубля 96 коп.
Председательствующий:
Судьи: