Судья Машкалева О.А. Дело № 33-4577/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе АО «Комиавиатранс» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2017 года, по которому
признаны незаконными действия АО «Комиавиатранс» по снижению средней расчетной часовой ставки на полетное время для тренировочных и других полетов и средней километровой расценки за 10 километров пути при выполнении транспортных полетов для командира воздушного судна и второго пилота, начиная с апреля 2016 года, признан незаконным и отменен пункт 1 приказа № 155 от 07.04.2015, который устанавливает срок действия приказа с 01.03.2015 по 31.03.2016, признан незаконным и отменен приказ № 136 от 29.03.2016, признан незаконным и отменен приказ № 474 от 30.09.2016.
Взыскана с АО «Комиавиатранс» в пользу ФИО1 недополученная заработная плата с апреля по декабрь 2016 года в сумме ... рубля ... копеек, компенсация морального вреда в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика ФИО2, истца ФИО1, его представителя ФИО3, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Комиавиатранс» о признании незаконными действий по снижению средней расчетной часовой ставки на полетное время для тренировочных и других полетов и средней километровой расценки за 10 километров пути при выполнении транспортных полетов для командира воздушного судна и второго пилота, начиная с апреля 2016 года, признании незаконным и отмене пункта 1 приказа № 155 от 07.04.2015г., который устанавливает срок действия приказа с 01.03.2015г. по 31.03.2016г., признании незаконным и отмене приказа № 136 от 29.03.2016г., взыскании недополученной заработной платы с апреля 2016 года, компенсации морального вреда. В обоснование указал, что ответчиком, без уведомления работников авиаэскадрильи, приказ № 155 от 07.04.2015г., которым установлена оплата летной работы, был изменен и установлен срок его действия с 01.03.2015г. по 31.03.2016г. Приказом № 136 от 29.03.2016г. были снижены расценки за полетное время. Приказы приняты с нарушением требований коллективного договора и трудового законодательства.
В ходе судебного заседания истец дополнил требования, просил признать незаконным и отменить приказ № 474 от 30.09.2016г.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что стороны состоят в трудовых отношениях, при этом истец с 06.06.2014г. был принят на работу вторым пилотом самолета Эмбраер-145, с 25.05.2016г. – назначен командиром воздушного судна Эмбраер-145.
В соответствии с п. 5.1. трудового договора, заключенного между АО «Комиавиатранс» и ФИО1, работодатель обязан производить оплату труда работника в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором. Согласно п. 5.2 трудового договора истцу установлен должностной оклад, надбавка за работу в РКС и МКС, районный коэффициент и за выслугу лет.
Приказом № 843 от 31.12.2014г. в связи с началом выполнения полетов на самолете Эмбраер-145 с 01.01.2015г. установлена для расчета оплаты за выполнение летной работы на самолете средняя расчетная часовая ставка за полетное время для тренировочных и т.д. (в случаях, когда характер работы не позволяет устанавливать километровую оплату), в том числе для командира самолета – 1345 рублей за 1 час полетного времени, для второго пилота самолета – 1076 рублей за 1 час полетного времени, и средняя километровая расценка за 10 километров пройденного пути для выполнения транспортных полетов, в том числе для командира самолета – 19,67 рублей за 10 километров пройденного пути, для второго пилота самолета – 15,74 рублей за 10 километров пройденного пути.
Приказом № 155 от 07.04.2015г. в связи с началом выполнения полетов на самолете Эмбраер-145 и на период ввода его в эксплуатацию с 01 марта 2015 года по 31 марта 2016 года установлена для расчета оплаты за выполнение летной работы на самолете средняя расчетная часовая ставка за полетное время для тренировочных и т.д. (в случаях, когда характер работы не позволяет устанавливать километровую оплату), в том числе для командира самолета – 1345 рублей за 1 час полетного времени, для второго пилота самолета – 1076 рублей за 1 час полетного времени, и средняя километровая расценка за 10 километров пройденного пути для выполнения транспортных полетов, в том числе для командира самолета – 19,67 рублей за 10 километров пройденного пути, для второго пилота самолета – 15,74 рублей за 10 километров пройденного пути. Приказ № 843 от 31.12.2014 с 01.02.2015 отменен.
Приказом № 136 от 29.03.2016г. в связи с окончанием ввода в эксплуатацию самолета Эмбраер-145 и учитывая финансовое состояние предприятия с 01 апреля 2016 года по 30 сентября 2016 года установлена для расчета оплаты за выполнение летной работы на самолете средняя расчетная часовая ставка за полетное время для тренировочных и т.д. (в случаях, когда характер работы не позволяет устанавливать километровую оплату), в том числе для командира самолета – 1143 рублей за 1 час полетного времени, для второго пилота самолета – 915 рублей за 1 час полетного времени, и средняя километровая расценка за 10 километров пройденного пути для выполнения транспортных полетов, в том числе для командира самолета – 16,72 рублей за 10 километров пройденного пути, для второго пилота самолета – 13,38 рублей за 10 километров пройденного пути. Приказ № 155 от 07.04.2015 с 01.04.2016 отменен.
Приказом № 474 от 30.09.2016г. было продлено действие приказа № 136 от 29.03.2016г. до 31.12.2016г.
Приказом № 520 от 31.10.2016г. для оплаты за выполнение летной работы летному составу авиационной эскадрильи самолетов Эмбраер-145 с 01 января 2017 года установлена для расчета оплаты за выполнение летной работы на самолете средняя расчетная часовая ставка за полетное время для тренировочных и т.д. (в случаях, когда характер работы не позволяет устанавливать километровую оплату), в том числе для командира самолета – 1345 рублей за 1 час полетного времени, для второго пилота самолета – 1076 рублей за 1 час полетного времени, и средняя километровая расценка за 10 километров пройденного пути для выполнения транспортных полетов, в том числе для командира самолета – 19,67 рублей за 10 километров пройденного пути, для второго пилота самолета – 15,74 рублей за 10 километров пройденного пути. Приказ № 136 от 29.03.2016 с 01.01.2017 отменен.
С приказами № 155 от 07.04.2015г. и № 136 от 29.03.2016г. истец под роспись ознакомлен не был.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь нормами трудового законодательства и коллективного договора, действующего у ответчика, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что введя в действие приказ № 843 от 31.12.2014г., а в дальнейшем приказ № 155 от 07.04.2015г. и № 136 от 29.03.2016г., работодатель тем самым урегулировал оплату труда летного состава воздушного судна Эмбраер-145 в сдельной части, что, по сути, является Приложением № 8а к коллективному договору, однако условия коллективного договора об учете мнения представительного органа работников и об уведомлении работников об изменении оплаты труда за два месяца соблюдены не были, в связи, с чем действия работодателя по снижению оплаты труда и приказы являются незаконными и в пользу истца подлежит взысканию недополученная заработная плата за период с апреля по декабрь 2016 года, а также компенсация морального вреда за нарушение трудовых прав.
С выводами суда согласиться нельзя.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть 1 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации). Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 Трудового кодекса РФ).
Согласно п. 7.1.1 коллективного договора, действующего у ответчика, стороны договорились, что основным документом, определяющим порядок оплаты труда, является настоящий коллективный договор.
Указанный коллективный договор не предусматривает спорную выплату для летного состава на самолете Эмбраер-145.
Приходя к выводу о том, что оспариваемые приказы фактически являются приложением № 8а к коллективному договору в сдельной части оплаты труда, суд не учел, что указанное приложение регулирует оплату труда летного, инструкторского и командно-летного состава вертолетов Ми-8 и Ми-2, к которым истец не относится. Тем самым суд безосновательно придал расширительное толкование условиям коллективного договора, действующего у ответчика.
В трудовом договоре, заключенном с истцом установлен размер его заработной платы, где спорные выплаты отсутствуют. Условия действующего коллективного договора также не предусматривают спорной выплаты пилоту самолета Эмбраер-145. Следовательно, постоянной составляющей заработной платы истца спорная выплата не являлась, и положения ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации об уведомлении работника за два месяца об изменении условий трудового договора, применению при разрешении настоящего спора, не подлежат.
Кроме того, признав оспариваемые приказы приложением к коллективному договору, суд не учел, что в трудовом законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор (в целом либо его части) в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров. Главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, причем правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст. ст. 29 - 31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 Трудового кодекса Российской Федерации наделены не конкретные работники, а их представители.
Исходя из установленных обстоятельств дела, судебная коллегия считает, что спорная выплата была введена работодателем временно в связи с вводом в эксплуатацию самолетов Эмбраер-145 и началом выполнения полетов на них, о чем прямо указано в приказах № 843 от 31.12.2014г. и № 155 от 07.04.2015г. Судебная коллегия отмечает, что спорная выплата впервые была введена приказом № 843 от 31.12.2014г. без соблюдения требований коллективного договора о принятии локальных нормативных актов, регулирующих оплату труда с учетом мнения представительного органа, что также свидетельствует о ее временном характере.
Признание судом представленного ответчиком приказа № 155 от 07.04.2015г. ненадлежащим доказательством по делу не может однозначно свидетельствовать о наличии оснований для взыскания недополученной заработной платы за время снижения спорной выплаты с апреля по декабрь 2016 года, поскольку снижены выплаты были на основании приказа № 136 от 29 марта 2016 года.
Издание приказов о введении, последующем изменении спорной выплаты не противоречит нормам действующего трудового законодательства и прав истца не нарушает, так как система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности в нормальных условиях труда, а стимулирующие выплаты зависят от усмотрения работодателя и могут носить временный характер.
Учитывая, что оснований для признания приказа № 136 о снижении спорной выплаты незаконным не имеется, не имеется и оснований для взыскания недополученной заработной платы за период с апреля по декабрь 2016 года и компенсации морального вреда, так как нарушений трудовых прав истца работодателем не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд правового значения не имеют, поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении требований по существу заявленного спора.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 апреля 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Комиавиатранс» о признании незаконными действий по снижению средней расчетной часовой ставки на полетное время для тренировочных и других полетов и средней километровой расценки за 10 километров пути при выполнении транспортных полетов для командира воздушного судна и второго пилота, начиная с апреля 2016 года, признании незаконным и отмене пункта 1 приказа № 155 от 07.04.2015г., который устанавливает срок действия приказа с 01.03.2015г. по 31.03.2016г., признании незаконным и отмене приказа № 136 от 29.03.2016г., взыскании недополученной заработной платы с апреля 2016 года, компенсации морального вреда.
Председательствующий:
Судьи: