Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-4577/2015
Судья Макашкин Д.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В., при секретаре судебного заседания Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности прекратить сброс на рельеф местности канализационных стоков и организовать водоотведение в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 10 августа 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики прекратить сброс на рельеф местности канализационных стоков и организовать водоотведение в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности прекратить сброс канализационных стоков на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного в <данные изъяты> м от дома №<адрес> и организовать водоотведение в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики через Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру и Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике поступило коллективное обращение граждан, проживающих в <адрес> по факту сброса на рельеф местности канализационных стоков. Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках рассмотрения вышеуказанного обращения проведено обследование вышеуказанного участка с выездом на место и установлен факт сброса канализационных стоков на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного на расстоянии <данные изъяты> метров от дома №<адрес>. Согласно действующему законодательству полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района. Неисполнение администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики возложенных на неё полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселений способствует неконтролируемому сбросу загрязнённых стоков на рельеф местности, нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также создаёт опасность причинения вреда здоровью жителей поселения и окружающей среде.
В судебном заседании представители Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1, ФИО2поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО3 исковые требования не признал, привел свои доводы суду, полагал, что администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по данному гражданскому делу является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является администрация Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель третьего лица Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО4поддержала исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, просила их удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиком администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что у администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики отсутствуют полномочия по принятию мер по организации водоснабжения населения и администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не производит сброс канализационных стоков. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом входит в полномочия Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, что подтверждается его Уставом. Вывод суда о том, что канализационные сети, расположенные на территории Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, остаются в собственности муниципального образования Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, не соответствует действительности. Согласно действующему законодательству Сутчевское сельское поселение Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязано провести работу по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов, в том числе и объектов водоотведения, расположенных на территории поселения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО3, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя третьего лица Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО4,проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 42 вышеуказанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности до 1 июля 2013 года.
Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» вопросы организации водоснабжения населения и водоотведения на территориях сельских поселений отнесены к полномочиям администраций сельских поселений (ч. 4 ст. 8 Закона).
Законом Чувашской Республики от 05 октября 2006 года № 48 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями» была осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности муниципального района, в собственность поселения.
В Приложении № 154 к вышеуказанному закону указано, какое имущество было передано из муниципальной собственности Мариинско-Посадского района в собственность Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. В данном списке отсутствует указание о передаче канализационных сетей в собственность Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с Уставом Мариинско-Посадского района Чувашской Республики права собственника муниципального имущества Мариинско-Посадского района, если иное не предусмотрено законодательством или решениями Мариинско-Посадского районного собрания депутатов, осуществляет администрация района.
Статьей 9 Устава Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предусмотрено, что органы местного самоуправления Мариинско-Посадского района обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Удовлетворяя исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по возложению обязанности на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики прекратить сброс на рельеф местности канализационных стоков и организовать водоотведение в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что канализационные сети, расположенные на территории Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики надлежащим образом не были переданы в собственность администрации данного сельского поселения, что позволяет сделать вывод о том, что канализационные сети остаются в собственности муниципального образования Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, так как он сделан на основе действующего законодательства, и полагает, что на основании п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Мариинско-Посадского района Чувашской Республики администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики должна осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности данного муниципального района.
Доводы жалобы о том, что полномочиями по принятию мер по организации водоотведения в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не обладает, что канализационные сети были переданы в собственность указанного сельского поселения, судебной коллегией отклоняются, так как в соответствии с анализом Приложения № 154 к Закону Чувашской Республики от 05 октября 2006 года № 48 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями» данные объекты муниципального имущества в списке переданного имущества отсутствуют. После надлежащей передачи объектов водоотведения в ведение сельского поселения у него возникнет обязанность по надлежащему исполнению полномочий по организации водоотведения в границах поселения.
Доводы жалобы об обязаности Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по проведению работ по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов, судебной коллегией отклоняются, так как не относятся к существу настоящего спора.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, исходя из предмета исковых требований, обязав администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики прекратить сброс канализационных стоков на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного в <данные изъяты> м от дома №<адрес> и организовать водоотведение в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда. Судебная коллегия считает указанный срок для устранения нарушений достаточным для надлежащего исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 10 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 10 августа 2015 года, изложив ее в следующей редакции:
«Обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики прекратить сброс канализационных стоков на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного в <данные изъяты> м от дома № по <адрес> и организовать водоотведение в границах Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда».
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Юркина