Судья Мархаев П.С.
Поступило ... г. 33-457
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 30 января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Мирзаевой И.И. и Кушнаревой И.К., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на определение Заиграевского районного суда РБ от 08 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении ходатайства ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче иска к ФИО1о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы, отказать;
исковое заявление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы оставить без движения, известив об этом истцов и предложив им в срок до 26 ноября 2018 г. включительно исправить указанные недостатки;
в случае, если истец в установленный срок выполнит указания судьи, исковое заявление считать поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае исковое заявление считается поданным и подлежит возвращению истцу со всеми приложенными к нему документами.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ обратилось с иском в суд к ФИО1, в котором просил взыскать задолженность по оплате за пользование жилым помещением, по содержанию жилого помещения, коммунальные услуги за период с 01.11.2017 г. по 31.08.2018 г. в размере 56473,62 руб.
Одновременно истец заявил ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины в порядке подп. 1.1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ, так как учреждение является получателем бюджетных средств.
Вышеуказанным определением ходатайство истца об освобождении от уплаты госпошлины оставлено без удовлетворения, исковое заявление оставлено без движения для исправления недостатков.
В частной жалобе представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по доверенности ФИО2 просит определение отменить, освободить истца от уплаты государственной пошлины, указывая на то, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ является исполнительным органом власти, к основным задачам которого относятся: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере ЖКК. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ входит в систему Вооруженных сил РФ, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, относится к структурным подразделениям МО РФ, в связи с чем в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождено от уплаты госпошлины. Также апеллянт обращает внимание суда апелляционной инстанции, что суд ошибочно приравнивает к отношениям, вытекающим из деликтно-правовой ответственности, взыскание задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги. В рамках договора №... управление жилищным фондом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ осуществляет управление жилым фондом со 100% собственностью МО РФ, оказывает услуги по управлению жилищным фондом, содержанию общего имущества жилых домов, а также предоставление коммунальных услуг в соответствии с действующим жилищным законодательством, осуществляет взыскание с виновных лиц сумму задолженностей за неоплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.3 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты госпошлины суд первой инстанции указал, что истец не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, а потому исковое заявление подлежит оставлению без движения для исправления недостатков при подаче иска в суд.
В соответствии со ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 136 Гражданского процессуального кодекса РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.
Законодательством Российской Федерации установлено, что федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно пункту 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 с 1 апреля 2017 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Цель деятельности – содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не является органом военного управления, относящимся к государственному органу, созданному в целях обороны и безопасности государства, то положения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, на него не распространяются.
В этой связи оспариваемое истцом определение судьи является законным и обоснованным, оснований для их отмены по доводам частной жалобы коллегия не усматривает.
Доводы истца о том, что требования истца о взыскании задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги судья отнес к отношениям, вытекающим из деликтно-правововой ответственности заслуживают внимание судебной коллегии, поскольку исковые требования вытекают из договорных отношений, не являясь деликтными. Указанное суждение подлежит исключению из определения суда.
Руководствуясь статьями 333 и 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из мотивировочной части определения Заиграевского районного суда РБ от 08 ноября 2018 года указание суда о том, что по данному иску ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является истцом в связи с отношениями, вытекающими из деликтно-правовой ответственности.
В остальной части определение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: С.Д.Васильева
Судьи: И.К.Кушнарева
И.И.Мирзаева