ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4580/2016 от 26.09.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик АгеевО.В.

Апелляционное дело № 33-4580/2016

Судья Изоркина Л.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2016 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Агеева О.В.,

судей Карачкиной Ю.Г., Степановой Э.А.,

при секретаре Петрове М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО2 к Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики, Главе Ядринского района Чувашской Республики, Контрольно – счетному органу Ядринского района Чувашской Республики об оспаривании решения Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года и распоряжения главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года об увольнении, восстановлении на муниципальной службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики и апелляционному представлению прокурора Ядринского района Чувашской Республики на решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 10 мая 2016 года.

Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики о признании решения незаконным, восстановлении на муниципальной службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Требования истицей мотивированы тем, что решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года и распоряжением главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года она незаконно была освобождена от занимаемой должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики и уволена с муниципальной службы в связи с истечением срока полномочий.

Истица просила признать незаконными и отменить решение Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года , распоряжение главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года об увольнении, восстановить ее в должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики с 10 мая 2016 года, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, судебные расходы.

Решением Ядринского районного суда Чувашской Республики от 10 мая 2016 года требования истицы удовлетворены.

Указанное решение суда от 10 мая 2016 года обжаловано ответчиком Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики и участвовавшим в деле прокурором Шоркиным С.В. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 сентября 2016 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

При производстве по делу истица изменила требования, предъявив их к Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики, Контрольно- счетному органу Ядринского района Чувашской Республики (КСО Ядринского района), а также главе Ядринского района Чувашской Республики, и просила признать незаконными и отменить решение Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года «Об освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики в связи с истечением срока полномочий» и распоряжение от 24 февраля 2016 года главы Ядринского района Чувашской Республики, восстановить ее в должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики, взыскать с Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики и Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., возместить судебные расходы в размере 17000 руб. Требования истицей мотивированы тем, что на должность председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики она была назначена на основании распоряжения главы Ядринского района Чувашской Республики от 11 марта 2013 года , в тот же день с нею был заключен трудовой договор без конкретной даты его окончания, но с формулировкой «…на срок полномочий Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики». 5 февраля 2016 года ей вручили письмо о рассмотрении 9 февраля 2016 года собранием депутатов вопроса об освобождении ее от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий. Решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года ее освободили от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий на основании ч. 4 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и п.4.1 Положения о Контрольно-счетном органе Ядринского района Чувашской Республики от 16 августа 2013 года №10. Распоряжением главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года она освобождена от занимаемой должности и уволена с муниципальной службы в связи с истечением срока полномочий, согласно п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Свое увольнение истица считает незаконным, ссылаясь на то, что срок полномочий Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики 5-го созыва истек 21 сентября 2015 года, однако вопрос об освобождении ее от должности в связи с истечением срока полномочий был рассмотрен только 9 февраля 2016 года - по истечении 4 месяцев со дня окончания срока полномочий собрания депутатов. В силу п.4 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» срок полномочий председателя контрольно-счетного органа устанавливается законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее срока полномочий законодательного (представительного) органа. Уставом Ядринского района Чувашской Республики срок полномочий депутата районного собрания депутатов установлен в 5 лет. Так как ее назначение произведено 11 марта 2013 года, срок ее полномочий по должности заканчивается 11 марта 2018 года. Срок полномочий председателей контрольно-счетных органов составляют не менее пяти лет. Незаконным увольнением истице причинен моральный вред.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Е.И.ВБ. и она же как представитель Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики поддержала уточненные исковые требования по изложенным основаниям.

Представитель истицы С.В.ВА. поддержала позицию доверителя.

Представитель ответчика Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики, ответчик глава Ядринского района Чувашской Республики извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Ответчиком Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики представлен отзыв на уточненное исковое заявление истицы, согласно которому требования являются необоснованными.

Прокурор ОвчинниковаН.А. полагала увольнение истицы незаконным, произведенным с нарушением закона.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В силу ч.4 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.

Согласно п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 Трудового кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения

В силу ч. 1 ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.

Как следует из материалов дела, Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики принято решение от 6 марта 2013 года о назначении Е.И.ВВ. на должность председателя контрольно-счетного органа Ядринского района.

На основании решения Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 6 марта 2013 года между Ядринским районом Чувашской Республики в лице главы Ядринского района Чувашской Республики ФИО1 и ФИО2 11 марта 2013 года заключен трудовой договор , по которому истица принята на должность муниципальной службы председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики по основному месту работы с указанной даты (п.п. 1.1, 2.2). Трудовой договор заключен на срок полномочий Ядринского Собрания депутатов Чувашской Республики (п.2.1). В тот же день издано распоряжение главы Ядринского района Чувашской Республики о назначении Е.И.ВВ. на указанную должность.

Распоряжением главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года Е.И.ВБ. освобождена от занимаемой должности и уволена с 24 февраля 2016 года с муниципальной службы в связи с истечением срочного трудового договора по п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст.41 Устава Ядринского района Чувашской Республики, принятого решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 марта 2012 года , Контрольно-счетный орган Ядринского района Чувашской Республики является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики.

Положением о контрольно-счетном органе Ядринского района Чувашской Республики, утвержденным решением Ядринского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 16 августа 2013 года №10, предусмотрено, что председатель Контрольно-счетного органа назначается на должность решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики на срок его полномочий (п.4.1).

Из приведенных положений ч.4 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п. 4.1 Положения о контрольно-счетном органе Ядринского района Чувашской Республики следует, что срок полномочий председателя контрольно-счетного органа, исчисляемый годами или месяцами, не установлен, не привязан к деятельности собрания депутатов какого-либо созыва и не должен оканчиваться с прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления определенного созыва. Следовательно, применительно к рассматриваемому делу с учетом того, что председатель Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики назначается на должность только решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики, а не главой Ядринского района Чувашской Республики, в решении Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 6 марта 2013 года о назначении истицы ФИО2 на должность председателя контрольно-счетного органа не указан срок в годах или месяцах, на который она назначается, или срок, соответствующий сроку полномочий Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики пятого созыва, в трудовом договоре не могло быть условие о принятии истицы на работу на оставшийся срок полномочий Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики пятого созыва (немногим более двух лет), и условия трудового о сроке не могут истолковываться таким образом.

Статьей 4 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 года № 41 о сроке полномочий и численном составе органов местного самоуправления предусмотрено, что срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 1).

Уставом Ядринского района Чувашской Республики предусмотрено, что Ядринское районное Собрание депутатов состоит из депутатов, избираемых сроком на 5 лет (п. 1 ст. 27); полномочия депутата прекращаются со дня начала работы Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики нового созыва (п. 1 ст. 31).

Из приведенных положений п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 31 Устава Ядринского района Чувашской Республики следует, что срок полномочий Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики, состоящего из депутатов, не может быть менее пяти лет, и он оканчивается со дня начала работы собрания депутатов нового созыва.

В силу ч.3 ст.2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить данному Федеральному закону.

Таким образом, учитывая, что срок полномочий председателя контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики обусловлен сроком полномочий представительного органа муниципального образования, а депутаты Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики избираются сроком на пять лет, нормативно-правовые акты Ядринского района Чувашской Республики не устанавливают срок полномочий председателя контрольно-счетного органа, равный сроку полномочий избравшего его Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики определенного созыва, соответственно председатель контрольно-счетного органа подлежал назначению на указанную должность на срок не менее пяти лет, трудовой договор, заключенный с истицей, не мог быть прекращен ранее 11 марта 2018 года. Поэтому оснований для расторжения с ней трудового договора по должности председателя КСО Ядринского района и увольнения с муниципальной службы по основаниям истечения срока полномочий и истечения срока действия трудового договора не имелось.

Поскольку Ядринское районное Собрание депутатов Чувашской Республики не имело оснований прекращать полномочия председателя контрольно-счетного органа Е.И.ВВ. в связи с истечением срока полномочий, глава Ядринского района Чувашской Республики во исполнение данного решения не имел права на издание распоряжения об освобождении от занимаемой должности и увольнении истицы с муниципальной службы в связи с истечением срочного трудового договора, то решение Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года «Об освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики в связи с истечением срока полномочий», распоряжение главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года признаются незаконными, истица Е.И.ВБ. подлежит восстановлению на работе в должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики.

Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, послужило принятие судом решения, затрагивающего права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле –Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики, что в силу п. 2 ст. 328, п.4 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда и принятия по делу нового решения.

В связи с тем, что на основании решения Ядринского районного суда Чувашской Республики от 10 мая 2016 года Е.И.ВБ. с 11 мая 2016 года восстановлена на работе, что подтверждается распоряжением главы Ядринского района Чувашской Республики от 11 мая 2016 года , решение суда в этой части следует считать исполненным.

Статьей 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2); контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (часть 4); деятельность контрольно-счетных органов не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа (часть 5); наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 6); контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (часть 8).

По Положению о контрольно-счетном органе Ядринского района Чувашской Республики, утвержденному решением Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 16 августа 2013 года №10, контрольно-счетный орган является органом местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и бланки со своим собственным наименованием (п.1.4); финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Контрольно-счетного органа осуществляется за счет средств местного бюджета (п.1.5).

Поскольку Контрольно-счетный орган Ядринского района Чувашской Республики в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положения о контрольно-счетном органе Ядринского района Чувашской Республики является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно, обладает правами юридического лица, является органом местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета местного бюджета Ядринского района Чувашской Республики, на указанном органе лежит обязанность по возмещению истице материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения ее возможности трудиться и морального вреда в результате нарушения ее трудовых прав незаконным увольнением. В связи с этим судебная коллегия отказывает истице в удовлетворении требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, предъявленных к Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики.

Согласно ч.2 ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В силу ч.3 ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Незаконное увольнение истицы повлекло возникновение у нее вынужденного прогула с 25 февраля 2016 года по 10 мая 2016 года в количестве 49 рабочих дней.

С учетом положений ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу истицы с КСО Ядринского района за счет средств местного бюджета подлежит взысканию заработная плата за период вынужденного прогула из расчета среднедневной заработной платы в 1235 руб. 67 коп. исходя из сведений, содержащихся в справках КСО Ядринского района Чувашской Республики о заработной плате Е.И.ВВ. за период с февраля 2015 года по январь 2016 года, которые сторонами не оспаривались, в сумме 60548 руб. 13 коп. Из указанной суммы подлежит удержанию налог на доходы физических лиц в общем порядке.

Согласно ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1); в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).

Принимая во внимание характер нарушенных трудовых прав истицы, обстоятельства при которых они были допущены, степень перенесенных нравственных страданий в связи с нарушением трудовых прав, индивидуальных особенностей истицы, с учетом требований разумности и справедливости, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации считает необходимым взыскать с КСО Ядринского района Чувашской Республики компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истицей понесены расходы на оплату услуг представителя ФИО3 за участие в суде первой инстанции в размере 17000 руб., которые она просит взыскать с ответчиков.

Учитывая характер защищаемого права, продолжительность рассмотрения заявленного трудового спора, конкретные обстоятельства, сложность дела, количество судебных заседаний, в которых участвовал представитель истицы, продолжительность, объем оказанной представителем юридической помощи, документы, соблюдая требования разумности, баланс между правами лиц, участвующими в деле, судебная коллегия считает необходимым взыскать с КСО Ядринского района Чувашской Республики в пользу Е.И.ВВ. указанные расходы в размере 15000 руб.

Доводы ответчика о том, что председатель контрольно-счетного органа муниципального образования подлежал назначению на срок полномочий Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики, который исчислялся с 15 октября 2010 года со дня первого заседания и окончился в день заседания собрания депутатов нового созыва 21 сентября 2015 года, судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет, так как действующим законодательством установлен минимальный срок полномочий председателя контрольного счетного органа, равный или более срока полномочий соответствующего представительного органа, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не предусмотрено прекращение полномочий председателя контрольно-счетного органа в связи с истечением срока полномочий депутатов представительного органа, законом определен минимальный срок назначения должностного лица органа финансового контроля.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ядринского районного суда Чувашской Республики от 10 мая 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым:

Признать незаконным решение Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 9 февраля 2016 года «Об освобождении от занимаемой должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики в связи с истечением срока полномочий».

Признать незаконным распоряжение главы Ядринского района Чувашской Республики от 24 февраля 2016 года .

Восстановить ФИО2 в должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики с 25 февраля 2016 года.

Взыскать с Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики за счет средств бюджета Ядринского района Чувашской Республики, выделяемых на финансирование Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики, в пользу ФИО2 заработную плату за время вынужденного прогула с 25 февраля 2016 года по 10 мая 2016 года в размере 60548 рублей 13 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Решение суда в части восстановления ФИО2 в должности председателя Контрольно-счетного органа Ядринского района Чувашской Республики считать исполненным.

ФИО2 отказать в удовлетворении требований к Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 25 февраля 2016 года по 10 мая 2016 года, компенсации морального вреда.

Председательствующий: Агеев О.В.

Судьи: Карачкина Ю.Г.

Степанова Э.А.