РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Радченко И.И. Дело № 33-4587/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Быстровой М.А., Струковой А.А.,
с участием прокурора Мяшиной З.А.,
при секретаре Лакман Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Славского районного суда Калининградской области от 31 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным Решения Совета МО «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года и его отмене, об отмене выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» Калининградской области, назначенных на 13 сентября 2015 года и о признании незаконным решения Славской ТИК о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» незаконным и его отмене.
Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения против доводов жалобы представителя Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» - ФИО2 и главы муниципального образования «Славский муниципальный район» - ФИО3, полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора Мяшиной З.А., полагавшей решение районного суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов МО « Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года и отмене его; об отмене выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальеый район» Калининградской области, назначенных на 13 сентября 2015 года; о признании незаконным решения Славской ТИК о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» и его отмене.
В обоснование требований указал, что решением районного совета депутатов муниципального образования «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» на 13 сентября 2015 года. С указанным решением не согласен, считает его незаконным, ссылаясь на то, что официально опубликованным 17 июня 2015 года и вступившим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Законом Калининградской области № 423 от 11 июня 2015 года «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Славский муниципальный район» и организации местного самоуправления на объединенной территории» ранее существовавшее муниципальное образование «Славский муниципальный район» преобразовано в городской округ. В силу п. 3 ч. 16 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа, преобразованного муниципального района прекращены досрочно, в связи с чем, по мнению заявителя, оспариваемое решение принято неправомочным органом. Кроме того, обращает внимание на незаконность назначения выборов в представительный орган муниципального района, который не существует. Полагает, что выборы должны быть назначены не в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район», а в Совет депутатов МО «Славский городской округ», поскольку в соответствии со ст. 20 Устава МО «Славский городской округ», который прошел 04.08.2015 года публичные слушания и одобрен народом, представительным органом местного самоуправления является окружной Совет депутатов МО «Славыский городской округ». Полагает, что оспариваемым решением нарушены его конституционное избирательное право и право на осуществление местного самоуправления.
Кроме того, ссылается на то, что оспариваемое решение о назначении выборов опубликовано с нарушением установленного законом срока. 27 июня 2015 года, в газете «Славские новости» было опубликовано Решение № 36 от 23 июня 2015 года «О назначении выборов депутатов районного Совета МО «Славский муниципальный район». Затем, 2 июля 2015 года, была опубликована заметка под названием «Поправка», в которой указано о технической ошибке в опубликовании Решения, и указан весь текст решения № 36 от 23 июня 2015 года, следовательно, днем опубликования считается 02 июля 2015 года. В связи с этим оспариваемое решение о назначении выборов опубликовано с нарушением срока – 9 дней, что запрещено действующим законодательством.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Продолжает настаивать на том, что оспариваемое решение принято неправомочным органом, поскольку в силу ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа преобразованного муниципального района прекращены досрочно. Кроме того, Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» должен был назначить выборы депутатов не в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район», а в окружной совет депутатов МО «Славский городской округ» с возможностью приступить к исполнению своих прямых обязанностей с 01 января 2016 года на срок, установленный действующим законодательством и Уставом МО « Славский городской округ».
В возражениях на жалобу Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» и глава МО «Славский муниципальный район» ФИО3 просят решение суда оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Согласно ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В силу ст. 12 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район» жители муниципального района осуществляют свое право на участие в решении вопросов местного значения путем: местного референдума; участия в муниципальных выборах; голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческой инициативы граждан; публичных слушаний; собрания граждан; конференции граждан (собрания делегатов); опроса граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам Калининградской области.
Структуру органов местного самоуправления муниципального района в соответствии с ч.1 ст. 23 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район» образуют: Совет депутатов МО «Славский муниципальный район», глава МО «Славский муниципальный район»; администрация МО «Славский муниципальный район»; контрольно-счетная палата МО «Славский муниципальный район».
Как следует из материалов дела, 14 марта 2010 года состоялись выборы районного совета депутатов МО «Славский муниципальный район».
На основании ч.2 ст. 24 Устава МО «Славский муниципальный район» срок полномочий районного совета депутатов МО «Славский муниципальный район» равен 5 годам.
Днем окончания срока, на который избран районный Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является второе воскресенье сентября 2015 года. При этом указанной нормой не регулируется срок прекращения полномочий органа местного самоуправления. По общему правилу, установленному ч.1.2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия представительного органа местного самоуправления прекращаются со дня первого заседания вновь избранного органа.
Учитывая окончание второго сентября 2015 года календарного срока полномочий районного совета депутатов МО «Славский муниципальный район», оспариваемым решением районного совета депутатов муниципального образования «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» на 13 сентября 2015 года.
Данное решение вступило в силу с момента его официального опубликования в районной газете «Славские новости» 27 июня 2015 года и реализуется путем организации проведения выборов 17 депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район».
Доводы ФИО1 о том, что оспариваемое решение опубликовано с нарушением установленного законом срока, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку оспариваемое решение № 36 от 23 июня 2015 года о назначении выборов было опубликовано в срок 27 июня 2015 года, а техническая описка в названии представительного органа местного самоуправления была устранена 02 июля 2015 года путем опубликования поправки, не меняя сути решения районного Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года. В связи с этим доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Законом Калининградской области № 423 от 11 июня 2015 года «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Славский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединённой территории» (ст. 1) объединены территории муниципального образования всех поселений, находящихся в границах муниципального образования «Славский муниципальный район», без изменения границ общей территории МО « Славский муниципальный район». В результате объединения поселений с 01.01.2016г. прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединенных поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории МО «Славский муниципальный район» входят один город и территории сельских населенных пунктов, не являющиеся муниципальными образованиями. Наделить городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования «Славский муниципальный район», статусом городского округа (далее - Славский городской округ).
Вышеуказанный закон вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования 17.06.2015г. на официальном интернет портале правовой информации http://www/pravo.gov.ru.
В силу ч.3,8 ст. 13 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и абз. 8 ч.5 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований, в случаях, предусмотренных ч.3,4,5,6 ст. 13. До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
В связи с этим доводы жалобы ФИО1 о том, что полномочия районного Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» прекращены досрочно в связи с принятием Закона Калининградской области № 423 не соответствуют требованиям вышеназванного закона, устанавливающим, что органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения на территории Славский муниципальный район, продолжают осуществлять свои полномочия до 01.01.2016г. Более того, на момент принятия оспариваемого решения о назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» муниципальное образование «Славский муниципальный район» не утратило статус муниципального района, поскольку Закон Калининградской области от 30 июня 2008 года № 261 « Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Славский городской округ», на который в своей жалобе ссылается заявитель, продолжал действовать на момент принятия решения.
В соответствии со ст. 14 Устава МО «Славский муниципальный район» муниципальные выборы назначаются районным Советом депутатов в сроки, предусмотренные Уставом муниципального образования и действующим законодательством. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 12.06.2002г. Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в который истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Принимая оспариваемое решение от 23.06.2015 года о назначении выборов на 13.09.2015г., районным Советом депутатов МО «Славский муниципальный район» указанные требования закона были соблюдены.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем решение районного Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года принято правомочным органом, в соответствии с действующим законодательством, а так же избирательные права заявителя, который воспользовался активным избирательным правом, 28.07.2015г. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу №, не нарушает.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием к отмене решения.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по доводам жалобы, не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Славского районного суда Калининградской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, доводы жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: