ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4591/20 от 20.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

судья I инстанции Русинов Д.М. дело № 33-4591/2020

УИД 76RS0022-01-2020-000772-19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Сезёмова А.А.,

судей Виноградовой Т.И., Рыбиной Н.С.,

при секретаре Никитниковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

20 августа 2020 года

гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Ярославля на решение Заволжского районного суда города Ярославля от 3 июня 2020 года, которым постановлено:

«Обязать мэрию г. Ярославля в срок до 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование с целью последующего выполнения МАУ г. Ярославля Дом культуры «Энергетик» капитального ремонта (строительство пешеходных дорожек, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, строительство пандуса из эвакуационного выхода, замена входных групп, поручней на лестнице, установка кнопки вызова персонала, предупредительной полосы перед лестницей, строительство нового санитарно-гигиенического помещения для инвалидов, приобретение электрических подъемников, устройство тактильной плитки на путях движения, устройство видео, аудио и тактильных систем информирования); текущего ремонта учреждения (ремонт асфальтобетонного покрытия, ремонт покрытия на пандусе, замена поручней пандуса, установка дополнительных поручней на лестницах шириной более 4 м, оборудование специальных мест в зрительном зале для инвалидов колясочников, оборудование специальными средствами мест для слепых и глухих).

Обязать МАУ г. Ярославля Дом культуры «Энергетик» в срок до 6 месяцев с момента обеспечения мэрией г. Ярославля финансирования принять меры к выполнению капитального ремонта (строительство пешеходных дорожек, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, строительство пандуса из эвакуационного выхода, замена входных групп, поручней на лестнице, установка кнопки вызова персонала, предупредительной полосы перед лестницей, строительство нового санитарно-гигиенического помещения для инвалидов, приобретение электрических подъемников, устройство тактильной плитки на путях движения, устройство видео, аудио и тактильных систем информирования); текущего ремонта учреждения (ремонт асфальтобетонного покрытия, ремонт покрытия на пандусе, замена поручней пандуса, установка дополнительных поручней на лестницах шириной более 4 м, оборудование специальных мест в зрительном зале для инвалидов колясочников, оборудование специальными средствами мест для слепых и глухих).».

Заслушав доклад судьи Рыбиной Н.С., объяснения прокурора Бурлаковой Е.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Заместитель прокурора Заволжского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, МАУ города Ярославля Дом культуры «Энергетик» о возложении обязанности обеспечить финансирование с целью последующего выполнения ремонта.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Заволжском районе города Ярославля. По результатам проверки установлено, что в нарушение положений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов МАУ города Ярославля Дом культуры «Энергетик» не выполнены следующие работы по адаптации объекта: капитальный ремонт (строительство пешеходных дорожек, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, строительство пандуса из эвакуационного выхода, замена входных групп, поручней на лестнице, установка кнопки вызова персонала, предупредительной полосы перед лестницей, строительство нового санитарно-гигиенического помещения для инвалидов, приобретение электрических подъемников, устройство тактильной плитки на путях движения, устройство видео, аудио и тактильных систем информирования); текущий ремонт (ремонт асфальтобетонного покрытия, ремонт покрытия на пандусе, замена поручней пандуса, установка дополнительных поручней на лестницах шириной более 4 м, оборудование специальных мест в зрительном зале для инвалидов колясочников, оборудование специальными средствами мест для слепых и глухих).

В связи с изложенным, ставился вопрос о возложении на мэрию города Ярославля обязанности в срок до 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование с целью последующего выполнения МАУ города Ярославля Дом культуры «Энергетик» капитального ремонта (строительство пешеходных дорожек, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, строительство пандуса из эвакуационного выхода, замена входных групп, поручней на лестнице, установка кнопки вызова персонала, предупредительной полосы перед лестницей, строительство нового санитарно-гигиенического помещения для инвалидов, приобретение электрических подъемников, устройство тактильной плитки на путях движения, устройство видео, аудио и тактильных систем информирования); текущего ремонта учреждения (ремонт асфальтобетонного покрытия, ремонт покрытия на пандусе, замена поручней пандуса, установка дополнительных поручней на лестницах шириной более 4 м, оборудование специальных мест в зрительном зале для инвалидов колясочников, оборудование специальными средствами мест для слепых и глухих); о возложении на МАУ города. Ярославля Дом культуры «Энергетик» обязанности в срок до 6 месяцев с момента обеспечения мэрией города Ярославля финансирования принять меры к выполнению капитального ремонта (строительство пешеходных дорожек, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, строительство пандуса из эвакуационного выхода, замена входных групп, поручней на лестнице, установка кнопки вызова персонала, предупредительной полосы перед лестницей, строительство нового санитарно-гигиенического помещения для инвалидов, приобретение электрических подъемников, устройство тактильной плитки на путях движения, устройство видео, аудио и тактильных систем информирования); текущего ремонта учреждения (ремонт асфальтобетонного покрытия, ремонт покрытия на пандусе, замена поручней пандуса, установка дополнительных поручней на лестницах шириной более 4 м, оборудование специальных мест в зрительном зале для инвалидов колясочников, оборудование специальными средствами мест для слепых и глухих).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление культуры мэрии города Ярославля, департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик мэрия города Ярославля.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к нарушению судом первой инстанции норм материального права, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Ярославля – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав объяснения прокурора Бурлаковой Е.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

С выводом суда об удовлетворении исковых требований и мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, так как они основаны на материалах дела и законе – статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьях 16, 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Заволжского района города Ярославля проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Заволжском районе города Ярославля.

По результатам проверки установлено, что директором МАУ города Ярославля «Дом культуры «Энергетик» 21 февраля 2019 года утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры № 01.01/5/8, которым предусмотрены рекомендации по адаптации объекта для оказания услуг инвалидам.

Между тем, в МАУ города Ярославля Дом культуры «Энергетик» не выполнены следующие работы по адаптации объекта: капитальный ремонт (строительство пешеходных дорожек, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки, строительство пандуса из эвакуационного выхода, замена входных групп, поручней на лестнице, установка кнопки вызова персонала, предупредительной полосы перед лестницей, строительство нового санитарно-гигиенического помещения для инвалидов, приобретение электрических подъемников, устройство тактильной плитки на путях движения, устройство видео, аудио и тактильных систем информирования); текущий ремонт (ремонт асфальтобетонного покрытия, ремонт покрытия на пандусе, замена поручней пандуса, установка дополнительных поручней на лестницах шириной более 4 м, оборудование специальных мест в зрительном зале для инвалидов колясочников, оборудование специальными средствами мест для слепых и глухих).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно исходил из того, что выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями, имеющих право доступа в здание учреждения с целью осуществления их прав и охраняемых законом интересов.

Доводы автора апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на мэрию города Ярославля обязанности по финансированию работ являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры.

Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава МАУ города Ярославля «Дом культуры «Энергетик» учредителем и собственником имущества автономного учреждения является городской округ город Ярославль. Функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляет мэрия города Ярославля.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

В силу положений статей 69, 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Учитывая изложенное, соблюдение законодательства в сфере социальной защиты инвалидов является обязанностью, в том числе, и органов местного самоуправления, в силу чего доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для возложения обязанности по финансированию работ на мэрию города Ярославля являются не состоятельными.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в жалобе, судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

По изложенным мотивам, апелляционная жалоба подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Оставить решение Заволжского районного суда города Ярославля от 03 июня 2020 года без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на указанное решение – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи