ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4592/2021 от 28.04.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Чикулаева И.Б.

Дело № 33 – 4592/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.

судей Бабиновой Н.А., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28.04.2021 дело по апелляционной жалобе Белобородовой Елизаветы Петровны на решение Ленинского районного суда г.Перми от 17.06.2020, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Белобородовой Елизаветы Петровны к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности восстановить в очереди, согласно заявлению от 13.11.2018, с составом семьи 5 человек на получение единовременной социальной выплаты – отказать».

Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., представителя ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю – М., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Белобородова Е.П. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ГУФСИН России по Пермскому краю) о возложении обязанности восстановить истца в очереди согласно заявлению от 13.11.2018 с составом семьи 5 человек на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь.

В обоснование требований указано, что в ноябре 2018 года истец сдала пакет документов в жилищную службу ГУФСИН России по Пермскому краю для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. 13.11.2018 была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 5 человек. 30.04.2019 снята с учета в соответствии с пп. «г» п. 15 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, со ссылкой на заявление, в котором Белобородова Е.П. указала, что ранее социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ей не предоставлялась. Однако в заявлении в данном пункте ничего не писала, какого-либо умысла не имела, сотруднику УСБ ГУФСИН России по Пермскому краю даны объяснения. 03.06.2019 следственным комитетом Орджоникидзевского района г. Перми в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления. Социальная выплата была получена в 2009 году в связи с участием в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» в размере 564 480 руб. на 42 кв.м, в 2010 году приобретена квартира по адресу: ****, общей площадью 28,1 кв.м. В 2012 году квартира продана, приобретено жилое помещение площадью 41,7 кв.м по адресу: ****. Заявление на субсидию было сдано по вновь приобретенной квартире, при этом при подаче заявления, она уточняла, необходимо ли указывать данные сведения, однако, в ответ ей ничего не пояснили, попросили оставить данные строки пустыми. Документы сдавала на улучшение жилищных условий на недостающую площадь за вычетом уже имеющейся.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в 2009 году Белобородова Е.П. реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Белобородова Е.П. просит решение суда отменить. В жалобе приводит обстоятельства, на которых основаны исковые требования. Указывает, что в феврале 2014г. был зарегистрирован брак с Б1., в браке родились две дочери. Данные члены семьи участниками программы «Молодая семья» не были. Заявление на субсидию истцом было сдано по вновь приобретенной квартире с составом семьи 5 человек. Документы сданы согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 369, а именно «Расчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» на улучшение жилищных условий на недостающую площадь за вычетом уже имеющейся.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31.08.2020 указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31.08.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика М. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Истец в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на интернет-сайте Пермского краевого суда. Об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщила, об отложении дела не просила.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).

На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ и пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.

Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

В соответствии п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательство Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 26.10.2014 № 550 комиссия осуществляет функцию принятия документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их формирования.

В соответствии с пп. «г» п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указывается в числе прочего, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Белобородова Е.П. (ранее – Точилкина, фамилия сменена в связи с вступлением в брак 14.02.2014) проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности ***. Общая продолжительность службы по состоянию на 06.11.2018 в календарном исчислении составляет 13 лет 06 мес. 08 дней.

Впоследствии 30.04.2019 решением комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю Белобородова Е.П. составом семьи 5 человек снята с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пп. «г» п. 15 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, в связи с тем, что ранее в 2009 году семье Точилкиной Е.П. на состав семьи 2 человека, в том числе сын Х., предоставлена социальная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае».

В ходе рассмотрения дела, факт получения социальной выплаты (субсидии) в рамках мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в 2009г. на состав семьи, включая сына Х. истцом не оспаривался.

На полученные денежные средства (субсидию) истцом была приобретена двухкомнатная квартира площадью 28,1 кв.м по адресу: ****. В 2012 году данная квартира продана, приобретено жилое помещение площадью 41,7 кв.м по адресу: ****.

Согласно материалам учетного дела на основании договора купли-продажи квартиры от 20.07.2010 за Точилкиной Е.П. (доля в праве – 1/2), Х. (доля в праве – 1/2) на праве общей долевой собственности зарегистрирована квартира общей площадью 43,7 кв.м по адресу: **** с ограничением (обременением) права – ипотека в силу закона. Государственная регистрация данного права прекращена 24.12.2012. На основании договора купли-продажи квартиры от 25.12.2012 за Точилкиной Е.П. (доля в праве – 1/3), Х. (доля в праве – 2/3) на праве общей долевой собственности зарегистрирована 2-х комнатная квартира общей площадью 41,7 кв.м по адресу: **** с ограничением (обременением) права – ипотека в силу закона.

Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска и обоснованности решения комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от 30.04.2019 о снятии Белобородовой Е.П. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.

При этом суд исходил из того, что участие в программе по улучшению жилищных условий «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае», исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий. Белобородова Е.П., обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрала способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий – приобрела в собственность в рамках федеральной целевой программы жилое помещение, тем самым, уже реализовала свое право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в связи с этим, оснований для повторной постановки истца на учет для получения социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона № 283-ФЗ не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.

Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным выше требованиям судебное постановление не соответствуют.

Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральных целевых программ «Жилище», реализация которых осуществлялась в разные периоды (2002-2010 годы, 2011-2015 годы, 2015-2020 годы), в настоящее время вошли в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050.

В соответствии с положениями подпрограмм целью их реализации является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям - участникам подпрограмм социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома осуществляется путем выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты.

Исходя из цели и задач подпрограмм, требований к их участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограмм не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограмм являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.

Положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.

На основании изложенного решение суда следует отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, учитывая наличие у истца необходимого стажа службы, отсутствие обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, необходимой площади, нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти и отсутствие ранее реализованного истцом права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 17.06.2020 отменить.

Принять новое решение.

Обязать ГУФСИН России по Пермскому краю восстановить Белобородову Елизавету Петровну в очереди согласно заявлению от 13.11.2018 с составом семьи 5 человек на получение единовременной социальной выплаты на недостающую площадь.

Председательствующий

Судьи