Дело № 33-4595 судья Куликова Н.Ю. 2018 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2018 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Голубевой О.Ю., Булавкина А.А.
при секретаре Коршуновой Е.А.
по докладу судьи Голубевой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам третьих лиц - АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» на решение Кимрского городского суда Тверской области от 27 августа 2018 года, которым постановлено:
«исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ГорЭнерго» удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «ГорЭнерго», направленные на прекращение производственной деятельности по производству тепловой энергии и оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей на территории города Кимры Тверской области.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «ГорЭнерго» обязанность продолжить производственную деятельность по производству тепловой энергии и оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей на территории города Кимры Тверской области посредством эксплуатации находящихся в ведении объектов теплоснабжения - газовых котельных: БМК-24 в период отопительного периода 2018-2019 гг., а также БМК-20 до момента продажи указанного имущества либо передачи муниципальному образованию «Город Кимры Тверской области» в порядке, установленном законодательством о банкротстве».
Судебная коллегия
установила:
Кимрский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ГорЭнерго» о признании незаконными действий, направленных на прекращение производственной деятельности по производству тепловой энергии и оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей на территории города Кимры Тверской области.
В основании иска указал, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере и соблюдения требований законодательства о банкротстве в деятельности теплоснабжающей организации ООО «ГорЭнерго», которая является ресурсоснабжающей организацией, установлены следующие нарушения.
Основной производственной деятельностью общества в соответствии с п. 1.2.1 Устава является производство тепловой энергии и теплоснабжение потребителей г. Кимры (район «Заречье» и пос. Южный) на цели отопления и горячего водоснабжения. В целях осуществления уставной деятельности на основании полученной лицензии ООО «ГорЭнерго» осуществляется эксплуатация опасных производственных объектов - газовых котельных: БМК-24, расположенной по адресу: <...> (договор аренды от 3 августа 2015 года с ООО «КДЕЗ» пролонгирован дополнительным соглашением от 31 мая 2017 года до 31 марта 2019 года), БМК-20, расположенной по адресу: г. Кимры, <...>. ООО «ГорЭнерго» имеет тариф, установленный ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, аттестованный персонал.
Собранием кредиторов ООО «ГорЭнерго», состоявшимся 18 октября 2017 года и оформленным протоколом от 19 октября 2017 года, принято решение о прекращении производственной деятельности ООО «ГорЭнерго» после окончания отопительного сезона 2017-2018 г.г. Решением Арбитражного суда Тверской области от 2 апреля 2017 года ООО «ГорЭнерго» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Тверской области от 2 апреля 2018 года конкурсным управляющим утверждена ФИО1 - член Ассоциации СРО ОАУ «Лидер».
О необходимости прекращения производственно-хозяйственной деятельности ООО «ГорЭнерго» с 1 мая 2018 года, что приведет к отсутствию горячей воды в летний период и отопления в зимний период 2018-2019 г.г., ФИО1 уведомила администрацию г. Кимры письмом от 17 апреля 2018 года № 2, ООО «КДЕЗ» - письмом от 7 мая 2018 года № 96 (вх. № 865 от 21 мая 2018 года), в том числе, о прекращении договорных отношений по договору теплоснабжения от 1 октября 2013 года, по аренде блочно-модульной котельной, ООО «ВЖКУ» - письмом № 98 от 7 мая 2018 года (вх. № 243 от 16 мая 2018 года), в том числе, о прекращении договорных отношений по договору теплоснабжения от 1 октября 2013 года.
Единственным источником тепловой энергии в пос. Южный и в районе «Заречье» г. Кимры являются названные выше блочно-модульные котельные, расположенные соответственно по ул. Ильича, д. 2 и ул. Комсомольская, д. 49К. ООО «ГорЭнерго», используя их, осуществляет теплоснабжение 76-ти многоквартирных домов, 79-ти частных жилых домов, 3-х детских садов, 3-х школ, 2-х колледжей, больницы и прочих потребителей, состоит в договорных отношениях с данными потребителями. Согласно схеме теплоснабжения города Кимры Тверской области в зонах деятельности ООО «ГорЭнерго» альтернативные поставщики теплоснабжения (теплоснабжающие организации) отсутствуют, МУП «ВКХ» является единственным поставщиком тепловой энергии.
В качестве правовых оснований иска привел положения статей 4, 7, 13, 16, 27, 28-39 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ, статьи 27 Закона РФ «О защите прав потребителей», подпунктов «в» и «г» пункта 3 Раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Решением Кимрского городского суда Тверской области от 24 мая 2018 года административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Кимры Тверской области» по исполнению полномочий по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории г. Кимры удовлетворены, установлено, что администрацией муниципального образования «Город Кимры Тверской области» денежные средства на проведение капительного ремонта изношенных тепловых сетей и котельных для подготовки г. Кимры к отопительному периоду 2018-2019 гг. в необходимом объеме в бюджете города не предусмотрены, не созданы теплоснабжающие организации, имеющие возможность эксплуатировать объекты системы теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Кимры Тверской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Ссылаясь на положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» об опасных производственных объектах, требованиях промышленной безопасности, видах деятельности в области промышленной безопасности, часть 4 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», часть 3 статьи 22 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку уведомления от конкурсного управляющего ООО «ГорЭнерго» о прекращении производственно-хозяйственной деятельности с 1 мая 2018 года поступили в администрацию г. Кимры Тверской области 19 апреля 2018 года и 16 мая 2018 года, полагает, что ответчиком не соблюдены сроки такого уведомления.
На основании пункта 6 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» считает, что решение собрания кредиторов должника о прекращении хозяйственной деятельности ООО «ГорЭнерго» противоречит закону, так как прекращение хозяйственной деятельности ООО «ГорЭнерго» повлечет прекращение эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения - объектов теплоснабжения, нарушение прав неопределенного круга потребителей коммунальной услуги - жителей района «Заречья» и пос. Южный г. Кимры, организаций, в том числе, социального назначения на бесперебойное обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и, как следствие, нарушение установленных требований пригодности жилых помещений для постоянного проживания граждан, невозможность удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей, создаст угрозу здоровью несовершеннолетних, находящихся в детских садах и иных учреждениях. Собранием кредиторов, конкурсным управляющим ООО «ГорЭнерго» не предусмотрены и не приняты меры по недопущению остановки и обеспечению дальнейшей эксплуатации объектов теплоснабжения в случае прекращения производственно-хозяйственной деятельности должника.
Просил суд признать незаконными действия ООО «ГорЭнерго», направленные на прекращение производственной деятельности по производству тепловой энергии и оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей на территории г. Кимры Тверской области; возложить на ООО «ГорЭнерго» обязанность продолжить производственную деятельность по производству тепловой энергии и оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей на территории г. Кимры Тверской области посредством эксплуатации находящихся в его ведении объектов теплоснабжения - газовых котельных БМК-24 в период отопительного периода 2018-2019 гг., а также БМК-20 до момента продажи указанного имущества либо передачи МО «Город Кимры Тверской области» в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
В судебном заседании прокурор Кочергин С.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - ООО «ГорЭнерго» ФИО2 иск прокурора не признал и пояснил, что 18 октября 2017 года на собрании кредиторов ООО «ГорЭнерго» было принято решение о прекращении производственной деятельности Общества после окончания отопительного сезона 2017-2018 г.г. Данная информация была размещена в ЕФРСБ - публичном источнике. Данное решение является законным, принято большинством голосов, каких-либо нарушений при проведении собрания кредиторов выявлено не было, не оспаривалось в арбитражном суде. Указание прокурора на то, что конкурсным управляющим нарушен годичный срок уведомления, несостоятельно, поскольку конкурсным управляющим в установленные Законом о банкротстве сроки были уведомлены соответствующие организации и муниципальные органы.
Представитель третьих лиц - администрации города Кимры Тверской области и Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области ФИО3 с исковыми требованиями прокурора согласилась, отметив, что до направления 17 апреля 2018 года в адрес администрации уведомления о прекращении ООО «ГорЭнерго» хозяйственной деятельности данная информация в органе местного самоуправления отсутствовала. МУП «Городское хозяйство» не имеет возможности принять на баланс котельные и предоставлять населению услуги по подаче горячего водоснабжения и отопления, поскольку у организации отсутствуют соответствующие лицензия и специалисты.
Представитель третьего лица - ООО «КДЭЗ» ФИО4 в ходе судебного разбирательства выразила согласие с исковыми требованиями, указав, что решение кредиторов о прекращении ООО «ГорЭнерго» хозяйственной деятельности неисполнимо, поскольку передать котельные некому, а договор аренды с ООО «ГорЭнерго» не расторгнут.
Представитель третьего лица - ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО5 просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что на собрании кредиторов ООО «ГорЭнерго» 18 октября 2017 года приняты решения о прекращении производственной деятельности ООО «ГорЭнерго» по окончании отопительного сезона 2017-2018 годов и о прекращении арендных отношений с ООО «КДЕЗ» по окончании срока действия договора (30 апреля 2018 года). Решение собрания кредиторов не обжаловано. В собрании кредиторов участвовали, в том числе, администрация г. Кимры, Комитет по управлению имуществом г. Кимры, ООО «КДЕЗ» и иные лица. Решение собрания кредиторов в полной мере соответствует положениям пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве, поскольку направлено на смену лица, эксплуатирующего объекты теплоснабжения, в межотопительный период. Администрация г. Кимры знала о принятом решении, а, следовательно, и о необходимости обеспечения теплоснабжения на территории г. Кимры после прекращения деятельности ООО «ГорЭнерго». ООО «КДЕЗ» знало о предстоящем прекращении арендных отношений с ООО «ГорЭнерго» и необходимости либо самостоятельной эксплуатации БМК- 24, либо поиска иного арендатора. Каких-либо действий в данном направлении не предпринято. Прокуратурой бездействие ООО «КДЕЗ» не обжаловано. Прекращение деятельности предприятия-банкрота не предполагает консервацию объектов теплоснабжения, находящихся у него в собственности, имеется возможность передачи данных объектов в аренду иному лицу. На территории г. Кимры действует МУП «Городское хозяйство», к видам деятельности которого относится производство и передача пара и горячей воды (ОКВЭД 35.30). Данный вид деятельности внесен на основании решения муниципалитета г. Кимры именно для организации теплоснабжения на территории г. Кимры в ноябре 2016 года. Для целей эксплуатации котельных весь штат работников котельных может быть переведен в указанное предприятие, тем более что работники ООО «ГорЭнерго» в марте 2017 года уведомлены о предстоящем увольнении в соответствии со статьей 129 Закона о банкротстве, могут быть приняты на работу в ООО «КДЕЗ» для эксплуатации котельной.
Представители третьих лиц - АО «Газпром газораспределение Тверь» ФИО6 и АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО7 поддержали позицию представителя ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».
Представители третьих лиц - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, ООО «ВЖКУ», МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство», ООО «Водопроводно-канализационное хозяйство», ПАО «МРСК Центра», ИП ФИО8, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица - АО «АтомЭнергоСбыт» просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить на том основании, что суд рассмотрел дело о прекращении деятельности ООО «ГорЭнерго» с нарушением правил подведомственности.
Третье лицо - ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь», оспаривая решение суда, просит его отменить и принять новое решение. Полагает, что дело подлежало рассмотрению арбитражным судом.
По существу рассмотренного судом спора отмечает, что администрации г. Кимры и ООО «КДЭЗ» было известно о предстоящем прекращении деятельности ООО «ГорЭнерго». Факт невозможности эксплуатации котельных иной теплоснабжающей организацией не доказан. ООО «ГорЭнерго» не сможет осуществлять поставку тепловой энергии по сетям до заключения соответствующего договора.
В своих возражениях на апелляционные жалобы третьих лиц Кимрский межрайонный прокурор критикует доводы жалоб и просит оставить решение суда без изменения.
Присутствовавшие в суде апелляционной инстанции представители апеллянтов ФИО9 и ФИО10 доводы жалоб поддержали.
Прокурор Миронова М.С. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представитель администрации города Кимры Тверской области и Комитета по управлению имуществом города Кимры Тверской области ФИО11 просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, и их представители, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей третьих лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Принятое по делу решение суда отвечает указанным требованиям.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «ГорЭнерго» является ресурсоснабжающей организацией, основной производственной деятельностью которой в соответствии с пунктом 1.2.1 Устава является, в том числе, производство тепловой энергии и оказание услуг по теплоснабжению, в целях осуществления которого обществом 9 января 2014 года получена лицензия на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Согласно схеме теплоснабжения города Кимры Тверской области на период 2014-2029 годов ООО «ГорЭнерго» эксплуатирует котельные «Заречье» и «ДОК» в границах районов Заречье и поселок Южный. В зонах деятельности ООО «ГорЭнерго» альтернативные поставщики теплоснабжения (теплоснабжающие организации) отсутствуют.
ООО «ГорЭнерго» эксплуатирует опасные производственные объекты - газовые котельные: БМК-24 и БМК-20, расположенные соответственно по адресам: <...> и <...>, и являющиеся единственными источниками тепловой энергии на территориях района Заречье и п. Южный.
БМК-20 принадлежит ООО «ГорЭнерго» на праве собственности, БМК-24 арендовано обществом у ООО «КДЕЗ» с 3 августа 2015 года до 31 марта 2019 года.
Эксплуатируя данные котельные, ООО «ГорЭнерго» осуществляет теплоснабжение 76-ти многоквартирных домов, 79-ти частных жилых домов, 3-х детских садов, 3-х школ, 2-х колледжей, больницы и прочих потребителей.
Собранием кредиторов ООО «ГорЭнерго», состоявшимся 18 октября 2017 года и оформленным протоколом от 19 октября 2017 года, большинством голосов принято решение о прекращении производственной деятельности ООО «ГорЭнерго» после окончания отопительного сезона 2017-2018 г.г.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 2 апреля 2017 года ООО «ГорЭнерго» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурсный управляющий ФИО1 уведомила о прекращении производственно-хозяйственной деятельности ООО «ГорЭнерго» с 1 мая 2018 года: администрацию г. Кимры - 17 апреля 2018 года; ООО «КДЕЗ» и ООО «ВЖКУ» - 7 мая 2018 года.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», частью 4 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», частью 3 статьи 22 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», учитывая, что альтернативные поставщики теплоэнергии в районах обслуживания ООО «ГорЭнерго» отсутствуют, решение об изменении схемы теплоснабжения (водоснабжения) органом местного самоуправления не принято, производственно-хозяйственная деятельность ООО «ГорЭнерго» прекращена с 1 мая 2018 года, а уведомление о прекращении деятельности было направлено в администрацию г. Кимры лишь 17 апреля 2018 года, суд пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсным управляющим нарушены сроки уведомления органа местного самоуправления о выводе объектов водоснабжения и теплоснабжения из эксплуатации, что не позволяло ответчику прекратить деятельность по производству тепловой энергии и оказанию услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям на территории города Кимры Тверской области.
Суд правомерно признал, что в отсутствие решения органа местного самоуправления об изменении схемы теплоснабжения (водоснабжения) и альтернативных поставщиков теплоэнергии в районах обслуживания ООО «ГорЭнерго», прекращение ООО «ГорЭнерго» производственно-хозяйственной деятельности и остановка котельных повлекут нарушение прав жителей района Заречья и пос. Южный г. Кимры, организаций, в том числе, социального назначения, расположенных на данных территориях, на бесперебойное обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами, установленных требований пригодности жилых помещений для постоянного проживания граждан и создаст неблагоприятные последствия для потребителей данных услуг, связанные с невозможностью удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей, угрозу здоровью несовершеннолетних, находящихся в детских садах и иных учреждениях.
Доводы жалобы ООО «Газпром Межрегионгаз» о том, что администрации г. Кимры и ООО «КДЭЗ» было известно о предстоящем прекращении деятельности ООО «ГорЭнерго» с момента проведение общего собрания кредиторов являлись предметом проверки суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки утверждению апеллянта ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь», факт невозможности эксплуатации котельных иной теплоснабжающей организацией в судебном заседании нашел свое подтверждение.
Так, у ООО «КДЕЗ» и МУП «Городское хозяйство» отсутствует лицензия на осуществление данного вида деятельности, равно как и персонал, имеющий специальные познания, необходимые для работы с оборудованием, установленным на котельных.
Данное обстоятельство установлено и решением Кимрского городского суда Тверской области от 24 мая 2018 года, в котором отмечается, что денежные средства на проведение капитального ремонта изношенных тепловых сетей и котельных для подготовки г. Кимры к отопительному периоду 2018-2019 гг. в необходимом объеме в бюджете города Кимры не предусмотрены, администрацией муниципального образования «Город Кимры Тверской области» теплоснабжающие организации, имеющие возможность эксплуатировать объекты системы теплоснабжения и горячего водоснабжения в г. Кимры Тверской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не созданы.
Позиция АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь», изложенная в апелляционных жалобах, о нарушении судом норм процессуального права ввиду рассмотрения настоящего дела с нарушением правил подведомственности аналогична той, что была заявлена суду первой инстанции, и мотивированно отклонена судом.
Вывод суда в этой части представляется судебной коллегии правильным, ибо существо спора о понуждении ответчика к продолжению производственной деятельности обусловлено интересами неопределенного круга лиц потребителей, получающих от ООО «ГорЭнерго» услуги по теплоснабжению и подаче горячей воды на территории г. Кимры.
Нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности в статье 52 названного Кодекса, не предусмотрено право прокурора на обращение в арбитражный суд в интересах неопределенного круга лиц, равно как и отсутствует специальный закон, регулирующий рассмотрение споров по искам прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах доводы апеллянтов о подведомственности данного спора арбитражному суду не могут быть признаны состоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено при точном соблюдении норм процессуального права, при правильном применении и толковании материальных норм права, выводы суда основаны на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, на анализе совокупности представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая юридическая оценка в соответствии с положениями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кимрского городского суда Тверской области от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Цветков
Судьи О.Ю. Голубева
А.А. Булавкин