ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4597/2014 от 25.07.2014 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

 В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей О.Ю. Сахновской

 дело № 33-4597/2014

 ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе

 Председательствующего судьи : И.А. Чемякиной

 судей: О.В. Герасимовой, Е.П. Иском

 при секретаре: Е.А. Козаченко

 рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2014 года гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края,

 по апелляционной жалобы заявителя ФИО1 на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09 апреля 2014 года.

 заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя Правительства Хабаровского края ФИО2, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края, мотивируя свои требования тем, что постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122 установлено право бесплатного проезда пенсионеров, имеющих единый социальный проездной билет, на городском частном транспорте общего пользования. Заявитель относится к данной категории пенсионеров. Указанное постановление в городе Комсомольске-на-Амуре не работает, о чем известно Правительству Хабаровского края, которое бездействует с начала принятия данного постановления, в результате чего нарушаются права заявителя на бесплатный проезд на частном транспорте общего пользования.

 Просит признать бездействие Правительства Хабаровского края незаконным.

 Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано.

 В апелляционной жалобе заявитель ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права и основано на неверных обстоятельствах дела, что привело к неправильному разрешению дела по существу.

 Возражений относительно апелляционной жалобы в материалы дела не поступило.

 Дело рассмотрено в отсутствие заявителя ФИО1, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

 Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

 Таких нарушений судом не допущено.

 Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Как следует из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

 По смыслу статей 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу, являются действующими и влекут нарушение гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.

 Следовательно, для признания действий (бездействия) ответчика незаконным необходимо установить совокупности двух факторов: несоответствия обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушения обжалуемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

 Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122, с 01.07.2005 года на территории Хабаровского края предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на городском транспорте общего пользования.

 Согласно пунктам 1, 3, 5 указанного Порядка единый социальный проездной билет дает право бесплатного проезда на транспорте общего пользования льготным категориям граждан при наличии удостоверения на льготы установленного образца. Единый социальный проездной билет приобретается льготником за счет ежемесячных денежных выплат на проезд. При этом он вправе использовать полученную сумму ежемесячных денежных выплат по своему усмотрению: на приобретение единого социального проездного билета или оплату проезда самостоятельно по установленному для данной территории края тарифу. Одновременно с выдачей ежемесячных денежных выплат гражданам предлагается единый социальный проездной билет для проезда с 1 числа следующего месяца.

 Таким образом, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122, изданным в соответствии с федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, установлен порядок организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края.

 В Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122 включены инвалиды всех групп (п. 16 раздела I) и лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющие льгот на проезд по другим основаниям (п. 5 раздела II).

 Заявителем предоставлена справка серии №, согласно которой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты>. Следовательно, заявитель имеет право, в порядке, установленном Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122, приобрести единый социальный билет за счет ежемесячных денежных выплат. При этом, ему предоставлено право по своему усмотрению, использовать полученную сумму на оплату проезда самостоятельно.

 Пунктами 7, 8, 9 Постановления определены обязанности Министерства социальной защиты населения, Министерства промышленности и транспорта края, Министерства финансов края, направленные на реализацию настоящего Постановления, урегулирован механизм организации транспортного обслуживания граждан льготных категорий.

 При этом в указанном Постановлении отсутствует закрепление обязанности контроля за исполнением настоящего нормативного акта непосредственно за Правительством Хабаровского края.

 Вместе с тем, в целях выполнения требований Постановления от 17.05.2005 года № 122 Правительством Хабаровского края направлялись обращения главе города Комсомольска-на-Амуре.

 Пунктом 8.1 главы 8 Регламента Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 № 117-пр «О Регламенте Правительства Хабаровского края» определено, что контроль за исполнением постановлений и распоряжений Губернатора, Правительства заместителями Председателя Правительства, министерствами края, иными органами исполнительной власти края, структурными подразделениями аппарата Губернатора и Правительства осуществляет Главное контрольное управление Правительства.

 При вынесении решения судом первой инстанции установлено, что оценка деятельности Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края в сфере организации льготного проезда дана в решении Центрального районного суда от 03.04.2014 года (№) по заявлению ФИО1 об оспаривании действий должностного лица – начальника Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, и не является предметом рассмотрения настоящего спора.

 Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании анализа представленных в материалы дела доказательств и норм действующего законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Хабаровского края принимает меры по организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края, на основании действующего законодательства и в рамках своих полномочий; ввиду отсутствия доказательств отказа в выдаче заявителю ежемесячной денежной выплаты либо в продаже единого социального проездного билета, а так же подтверждений отказа транспортных организаций в перевозке при предъявлении единого социального проездного билета, суд первой инстанции не усмотрел нарушений прав заявителя.

 Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая и объективная правовая оценка всем представленным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями статьей 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда не противоречит требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

 При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

 Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.

 Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию заявителя, которая оценена судом в ходе рассмотрения дела и получила свое отражение в решении суда, в связи с чем, не имеется оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в жалобе.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09 апреля 2014 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

 Председательствующий: И.А.Чемякина

 Судьи: О.В. Герасимова

     Е.П. Иском