ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4599/2016 от 23.01.2017 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-72

Судья: Словеснова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Босси Н.А.,

судей: Бучневой О.А., Малининой О.Н.,

при секретаре: Калугиной И.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Тамбова о признании действий незаконными и предоставлении бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство,

по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 июля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова о признании незаконными действий и возложении обязанности постановки на учет с предоставлением бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

В обоснование иска указал, что он является ветераном боевых действий и на основании ст.7 Закона Тамбовской области от 05.12.2007г. № 316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» 15.04.2015 г. обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением о постановке его на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно. 07.05.2015 г. в его адрес поступило письмо из комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова о том, что его заявление принято на учет. 09.11.2015 г. в его адрес поступило письмо из комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова, которым в связи с изменениями законодательства, поскольку он не является жителем г.Тамбова, ему было рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту прописки. В связи с наличием противоречий в ответах комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова от 07.05.2015г. и от 09.11.2015г., он 12.06.2016 г. обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением о предоставлении информации о том, состоит ли он в очереди на получение бесплатно в собственность земельного участка на территории муниципального образования г.Тамбов. 22.04.2016г. он получил ответ о том, что на момент его обращения 15.04.2015г. в администрацию г.Тамбова порядок предоставления земельных участков субъектом Российской Федерации разработан не был. В связи с чем администрацией г.Тамбова он не был принят на учет граждан в качестве имеющего право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Также ему было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту прописки с соответствующим заявлением. Данными действиями ответчика нарушены его законные права и интересы, а также созданы препятствия к осуществлению данных прав и реализации законных интересов, предусмотренных Федеральным Законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах» и Законом Тамбовской области от 05.12.2007 г. №316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» в части предоставления в собственность бесплатно земельного участка. Внесение изменений в Закон Тамбовской области от 05.12.2007 г. №316-3, по его мнению, не должно повлиять на отказ в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка, поскольку заявление им было подано до внесения данных изменений.

Просил признать действия администрации г. Тамбова, связанные с отказом в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования – г. Тамбов, незаконными и обязать администрацию г. Тамбова поставить его на учет и предоставить бесплатно в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования – г. Тамбов в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21.07.2016 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации г. Тамбова, выразившиеся в отказе в предоставлении истцу бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории городского округа – г. Тамбов. На администрацию г. Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова возложена обязанность поставить на учет ФИО1 как гражданина, имеющего право на получение бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории городского округа – г. Тамбов, с присвоением соответствующего номера, и предоставить ФИО1 бесплатно в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство согласно очередности. В остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе на решение суда администрация г. Тамбова просит его отменить, поскольку решение принято с нарушением ст. 330 ГПК РФ, что является основанием для его отмены.

Указывает, что решением суда установлены противоречия в ответах администрации г. Тамбова ФИО1 от 07.05.2015г. и 09.11.2015г., что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. После первого ответа от 07.05.2015г. ФИО1 от администрации г. Тамбова последовал уточняющий ответ 15.06.2015г., в котором дополнительно пояснено, что право на получение бесплатно в собственность земельного участка имеют граждане, вставшие на учет по месту жительства. Однако ФИО1 не является жителем г. Тамбова, в связи с чем ему рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту прописки с соответствующим заявлением. Таким образом, противоречия в ответах администрации г. Тамбова отсутствуют.

Также указывает, согласно ч. 2 ст. 10 и п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, является ошибочным вывод суда о том, что субъект РФ не наделен федеральным законом полномочиями ограничивать территорию, в границах которой осуществляется предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в собственность. К полномочиям Тамбовской областной Думы в сфере регулирования земельных отношений относится принятие законов Тамбовской области в сфере земельных отношений.

ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г.Тамбова ФИО2, поддержавшую жалобу, представителя ФИО1 -ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является ветераном боевых действий.

15.04.2015г. ФИО1 обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории г.Тамбова как ветерану боевых действий.

07.05.2015г. в адрес истца направлен ответ из комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова, в котором указано, что обращение истца о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства комитетом архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова рассмотрено. Решение Тамбовской городской Думы от 27.03.2013г. №918, которым утверждено Положение «О порядке бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа - город Тамбов», утратило силу. При наличии свободных земельных участков ему будет предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 05.12.2007г. №316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области». Обращаться повторно по вопросу предоставления земельного участка не требуется, так как заявление принято на учет (л.д.8).

15.06.2015г. и 09.11.2015г. в адрес истца направлены два ответа из комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова, в которых указано, что в целях приведения областного законодательства в сфере земельных отношений в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», 29.04.2015г. принят Закон Тамбовской области №528-3 «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», которым установлен порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества. Данные изменения обусловлены положениями п.2 ст.39.19 Земельного кодекса РФ, согласно которым порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность устанавливается законом субъекта РФ. В соответствии с п.5 ст.7.1 Закона Тамбовской области №528-3 предоставление бесплатно в собственность земельного участка осуществляется на основании заявления о постановке на учет граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка (далее - заявление), поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства. В связи с тем, что ФИО1 не является жителем г.Тамбова, ему было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту прописки с соответствующим заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при первоначальном обращении истца в администрацию г.Тамбова 15.04.2015г. с соответствующим заявлением, ему не было отказано в постановке на соответствующий учет, а доведено до сведения, что при наличии свободных земельных участков ему будет предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области от 05.12.2007г. №316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», разъяснено, что обращаться повторно по вопросу предоставления земельного участка не требуется, так как заявление принято на учет. Однако, без повторного обращения истца, последнему был дважды направлен отказ в постановке на соответствующий учет, что является необоснованным. Кроме того, п.5 ст. 7.1 Закона Тамбовской области №316-З противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, так как субъект Российской Федерации не наделен федеральным законом полномочиями ограничивать территорию, в границах которой осуществляется предоставление земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В силу ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007г. №316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления ФИО1 в администрацию г.Тамбова) предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан по установленным настоящим Законов нормам осуществляется в соответствии с настоящим Законом для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества (по выбору гражданина) однократно ветеранам боевых действий, проживающим на территории Тамбовской области.

Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается органами местного самоуправления соответственно, если иное не установлено федеральным и областным законодательством. Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, установленных в настоящей статье, утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено федеральным и областным законодательством (ч.4 ст.7 Закона).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Тамбовской области от 5 декабря 2007г. №316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» было разработано Положение «О порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа -город Тамбов», которое утверждено решением Тамбовской городской Думы от 27 марта 2013г. №918.

В соответствии со ст.2 Положения земельный участок, расположенный на территории городского округа –город Тамбов, предоставляется гражданам, не воспользовавшимся правом получения бесплатно в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества, постоянно проживающим на территории Тамбовской области ветеранам боевых действий.

В соответствии со ст.4 Положения поданное заявление о предоставлении земельного участка с приложением соответствующих документов регистрируется в книге учета заявлений о принятии на учет граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, гражданину присваивается учетный номер.

Названное Положение утратило силу с 01.03.2015г.

Таким образом, на момент подачи ФИО1 заявления о предоставлении земельного участка, порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории муниципального округа –город Тамбов, установлен не был.

Из ответов администрации г.Тамбова, направленных ФИО1, не следует, что ФИО1 был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального округа –город Тамбов.

С 1 марта 2015 года в вступили в силу внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный кодекс РФ дополнен главой V.1 (статьи 39.1 -39.36.).

Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подп.7).

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, выводы суда о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями ограничивать территорию, в границах которой осуществляется предоставление земельных участков отдельным категориям граждан, нельзя признать обоснованными, поскольку они противоречат нормам федерального законодательства, предоставляющим право субъекту Российской Федерации определять порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно отдельным категориям граждан.

Законом Тамбовской области от 29 апреля 2015г. №528-З были внесены изменения в ст.7 и ст. 7.1 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007г. №316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области».

В соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007г. №316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» (в новой редакции) порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества определен в ст.7.1 Закона №316-3.

В соответствии с п.5,6,7,9 ст.7.1 Закона Тамбовской области «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» предоставление бесплатно в собственность земельного участка осуществляется на основании заявления о постановке на учет граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка, поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства. Рассмотрение заявлений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области. Очередь формируется по дате поступления заявлений. Результатом рассмотрения заявления и проверки документов является принятие одного из следующих решений: о постановке на учет гражданина в качестве имеющего право на получение бесплатно в собственность земельного участка; об отказе в постановке на учет гражданина в качестве имеющего право на получение бесплатно в собственность земельного участка.

Предоставление гражданину бесплатно в собственность земельного участка осуществляется после формирования перечня земельных участков в порядке очередности, исходя из времени подачи гражданином заявления (п. 14 ст.7.1 Закона).

Таким образом, ни на момент подачи ФИО1 заявления о предоставлении земельного участка, ни на сегодняшний момент не предусмотрено право граждан определенной категории, проживающих в Тамбовской области, но не проживающих в г.Тамбове, на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на территории муниципального округа - город Тамбов.

Доводы представителя истца, изложенные в судебном заседании апелляционной инстанции, о том, что право ФИО1 на предоставление ему земельного участка в собственность в любом муниципальном районе Тамбовской области по выбору ФИО1 независимо от места его проживания предусмотрены именно Законом Тамбовской области от 5 декабря 2007г. №316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением в администрацию г.Тамбова, несостоятельны, поскольку такого положения названный Закон не содержал и в силу положений статьи 7 названного Закона, приведенных выше, порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Тамбовской области, определяли органы местного самоуправления самих муниципальных районов и городских округов.

При таких обстоятельствах, при отсутствии правового основания получения ФИО1, не проживающим в г.Тамбове, бесплатно в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального округа –город Тамбов, выводы суда о возложении обязанности на администрацию города Тамбова в лице Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова поставить на учет ФИО1 как гражданина, имеющего право на получение бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории городского округа –город Тамбов и предоставить ФИО1 бесплатно в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на территории городского округа –город Тамбов нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 июля 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Тамбова о признании действий незаконными и предоставлении бесплатно в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство отказать.

Председательствующий:

Судьи: