Председательствующий:
судья Аксаненко Р.Т. Дело № 33-4602/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.
судей Пичуева В.В., Ходюкова Д.С.
при секретаре Дугаровой Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 октября 2016 года, гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Федеральная пассажирская компания» о признании действий незаконными
по апелляционной жалобе представителя АО «ФПК» ФИО1
на решение Центрального районного суда города Читы от 15 июня 2016 года, которым исковые требования Читинского транспортного прокурора удовлетворены, действия АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Забайкальского филиала АО «ФПК» по отказу от оформления физическим лицам железнодорожных проездных документов в поезда дальнего следования на основании служебных удостоверений, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны незаконными, взыскана государственная пошлина с АО «Федеральная пассажирская компания» в доход государственного округа «Город Чита» в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи А.Г. Жилинского, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Читинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением (л.д.3-9), в обоснование указав на следующее.
По жалобе №557ж-2015 проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при предоставлении Забайкальским филиалом АО «ФПК» услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.
Установлено, что Забайкальский филиал АО «ФПК», не являющийся самостоятельным юридическим лицом, действующий от имени АО «Федеральная пассажирская компания» и в его интересах, осуществляющий в соответствии с положением о филиале перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа в поездах дальнего следования и обслуживание пассажиров, включая оформление и продажу железнодорожных проездных документов, в нарушение норм, установленных постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 № 111, приказом Минтранса РФ от 19 декабря 2013 г. № 473, ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», Законом РФ «О защите прав потребителей» отказывает потребителям в оформлении железнодорожных проездных документов по служебным удостоверениям, являющимся в соответствии с действующим законодательством удостоверением личности.
Порядок оформления железнодорожных проездных документов на поезда дальнего следования законодательно регулируются только Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111, Приказом Минтранса РФ от 19 декабря 2013 г. № 473, согласно которых оформление поездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, на основании документов, подтверждающих указанное право. При отсутствии иного законодательного регулирования указанного порядка, расширительному толкованию установленные Правила не подлежат.
Отказ от оформления железнодорожных проездных документов на основании служебных удостоверений, которые, в соответствии с действующим законодательством, удостоверяют личность предъявляющих их лиц, со стороны Забайкальского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» нарушает требования законодательства о защите прав потребителей, влечет для последних невозможность воспользоваться услугами в установленном законом порядке.
Просил признать действия АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Забайкальского филиала АО «ФПК», по отказу от оформления физическим лицам железнодорожных проездных документов в поезда дальнего следования на основании служебных удостоверений, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, незаконными.
Судом принято приведенное решение (л.д. 158-164).
В апелляционной жалобе (л.д. 169-177) представитель АО «ФПК» по доверенности ФИО1 высказывает несогласие с принятым решением, находит его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что судом не исследованы все представленные в материалах дела документы, не выяснены все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора, и им дана ненадлежащая правовая оценка.
Находит выводы суда неправомерными и иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Обязательность предоставления персональных данных, удостоверяющего личность при оформлении проездного документа, установлена положениями п. 5 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Служебное удостоверение, предъявляемое лицом, желающим оформить поездку, не содержит персональных данных (фамилию, имя, отчество, гражданство, пол, и дату рождения, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность), вследствие чего не может приниматься как документ, удостоверяющий личность при оформлении проездного документа. Данный документ свидетельствует о том, что конкретное лицо является работником какого-либо ведомства или организации и несет в связи с этим определенные обязанности и имеет определенные права.
АО «ФПК», являющееся перевозчиком и субъектом транспортной инфраструктуры, осуществляющее регулярные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в сообщении между городами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, обязано в установленном законом порядке и сроки предоставлять сведения о пассажирах и персонале транспортных средств в определенные законодателем автоматизированные централизованные базы.
Оформление проездных документов осуществляется перевозчиком посредством АСУ «Экспресс» на основании определенных видов документов, применение вида документа удостоверение личности не предусмотрено с 1 декабря 2013 года.
Правообладателем АСУ «Экспресс» является ОАО «Российские железные дороги» (согласно договору №252 от 31 марта 2010 года об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), которое не было привлечено к участию в деле. АО «ФПК» не имеет прав и технических возможностей внесения, каких-либо изменений в АСУ «Экспресс», в связи с чем, решение суда в части возложения обязанности внести изменения необоснованно.
Указывает, что судом не установлено правильное наименование стороны, не проверено, является ли ответчик надлежащим. Кроме того, не привлечено к процессу Министерство транспорта Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке госполитики в сфере железнодорожного транспорта и обеспечения транспортной безопасности.
Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Читинского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному Обществу «Федеральная пассажирская компания» отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство транспорта Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания (л.д. 192-193), его представитель в суд апелляционной инстанции не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства транспорта Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя истца – заместителя Читинского транспортного прокурора Григорьева В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителей ответчика АО «Федеральная пассажирская компания» ФИО2, ФИО1, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, осуществляя предусмотренные законом полномочия по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Правила оказания услуг).Согласно пункту 19 Правил оказания услуг оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.
При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указание в нем фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требование об обязательном указании в проездном документе (билете) на поезд дальнего следования фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является общим условием заключения договора железнодорожной перевозки в дальнем следовании. Предусмотренное пунктом 19 Правил оказания услуг оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, соответствует действующему законодательству, в связи с чем, по мнению суда, отказ ответчика в оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования на основании служебного ведомственного удостоверения является незаконным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Статьями 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и 82 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что сторонами в договоре перевозки пассажира железнодорожным транспортом являются перевозчик и пассажир. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами).
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон «О защите прав потребителей») регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон «О транспортной безопасности») целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (статья 2).
Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (статья 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 11 Федерального закона «О транспортной безопасности», в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности создана единая государственная информационная система, состоящая, в том числе, из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании. При оформлении проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах подлежат передаче следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет), пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования, дата поездки.
Подпунктом 5.2.53.16 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации утверждает порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных.
Во исполнение статьи 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от 19 июля 2012 г. № 243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (далее – Порядок формирования и ведения АЦБПДП).
Согласно Порядка формирования и ведения АЦБПДП присвоены коды документам, удостоверяющим личность: 00 - Паспорт гражданина Российской Федерации; 01 - Паспорт моряка; 02 - Общегражданский заграничный паспорт гражданина Российской Федерации; 03 - Паспорт иностранного гражданина; 04 - Свидетельство о рождении; 05 - Удостоверение личности военнослужащего; 06 - Удостоверение личности лица без гражданства; 07 - Временное удостоверение личности, выдаваемое органами внутренних дел; 08 - Военный билет военнослужащего срочной службы; 09 - Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства; 10 - Справка об освобождении из мест лишения свободы; 11 Паспорт гражданина СССР; 12 - Паспорт дипломатический; 13 - Паспорт служебный (кроме паспорта моряка и дипломатического); 14 - Свидетельство о возвращении из стран СНГ; 15 - Справка об утере паспорта.
Требования к реквизитам, содержащимся в перечисленных документах, удостоверяющих личность, установлены соответствующими нормативными правовыми актами.
Так, постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, согласно которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Бланк паспорта гражданина Российской Федерации должен содержать фотографию владельца паспорта, а также соответствующие реквизиты, в том числе: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Пол», «Дата рождения», «Место рождения», «Дата выдачи», «Код подразделения».
Служебные ведомственные удостоверения должностных лиц и работников организаций, не содержат такие персональные данные: дату и место рождения, пол, гражданство, в связи с чем, не могут являться документами, удостоверяющими личность в целях оформления проездных документов (билетов) без предъявления иных документов, перечисленных в Порядке формирования и ведения АЦБПДП, утвержденном приказом Минтранса России от 19 июля 2012 г. № 243.
Таким образом, согласно действующего законодательства, оформление проездных документов (билетов) допускается только на основании документов, удостоверяющих личность, содержащих все необходимые для формирования и ведения АЦБПДП персональные данные, что прямо предусмотрено Федеральным законом «О транспортной безопасности», имеющим большую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства РФ.
Выводы суда первой инстанции о незаконности действий АО «ФПК», в лице Забайкальского филиала – вагонного участка Чита, исполнившего требования Федерального закона «О транспортной безопасности», нарушении прав потребителя при оформлении проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования являются ошибочными.
С учетом изложенных и установленных судебной коллегией обстоятельств исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Читы от 15 июня 2016 года отменить полностью, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Читинского транспортного прокурора отказать.
Председательствующий Жилинский А.Г.
Судьи Пичуев В.В.
Ходюков Д.С.