ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4603/20213АВГУ от 03.08.2021 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья –Минина Н.В. Стр.209 г г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В. №33-4603/2021 3 августа 2021 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Рассошенко Н.П.,

судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,

при секретаре Торцевой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело () по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах несовершеннолетних, неограниченного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта незавершенного строительства канализационных очистных сооружений по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних, неограниченного круга лиц к администрации МО «Ленский муниципальный район» об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта незавершенного строительства канализационных очистных сооружений.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей с. Яренска по факту разбора недостроенного объекта очистных сооружений в районе д. <адрес>. Объект длительное время не используется, при этом свободный доступ в здание, в том числе и граждан, не достигших возраста 18 лет, не ограничен, в связи с чем, этот объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности. По запросу прокурора от 8 февраля 2021 г. администрацией МО «Ленский муниципальный район» предоставлена информация, что в документах бухгалтерского учета администрации до 2018 г. вышеуказанный объект числился как затраты по объекту незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Яренск», на основании акта от 29 июня 2018 г. о списании незавершенного строительством объекта был снят с балансового учета по причине морального и физического износа. При таких обстоятельствах объект незавершенного строительства очистных сооружений, расположенный в кадастровом квартале в районе <адрес> имеет признаки бесхозяйной вещи. На основании изложенного просил обязать администрацию МО «Ленский муниципальный район» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта незавершенного строительства канализационных очистных сооружений, расположенных в кадастровом квартале в районе д. <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Ленского района Архангельской области Осмаков Н.А. заявленные прокурором требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО «Ленский муниципальный район» Перфильев Д.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что для постановки объекта на государственный кадастровый учет необходимо проведение первичной технической инвентаризации, изготовление технического плана и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен объект, что повлечет значительные затраты бюджетных средств. Кроме того, использовать указанный объект в соответствии с целями его возведения - в качестве канализационных очистных сооружений в настоящее время невозможно в связи с введением новых экологических требований. Таким образом, принятие объекта недвижимости администрацией МО «Ленский муниципальный район» на учет является нецелесообразным и нерентабельным.

Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены, на администрацию МО «Ленский муниципальный район» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта незавершенного строительства канализационных очистных сооружений, расположенных в кадастровом квартале в районе д. <адрес>.

С решением суда представитель ответчика не согласился, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что признание недостроенного сооружения бесхозяйным объектом незавершенного строительства будет возможно только одновременно с постановкой в установленном законом порядке объекта на кадастровый учет. Для этого орган местного самоуправления будет обязан провести межевание и изменить целевое назначение участка под данным объектом строительства, внести изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Сафоновское», что не входит в компетенцию ответчика, изготовить технический план объекта строительства, поставить земельный участок и объект незавершенного строительства канализационных очистных сооружений на кадастровый учет, что невозможно в отсутствие разрешения на строительство, обратиться в Росреестр о принятии на учет бесхозяйного объекта незавершенного строительства канализационных очистных сооружений. Местному бюджету эти мероприятия обойдутся в 2 миллиона руб. и по времени они займут не менее трех лет. Считает, что решение суда не решает целей и задач обращения надзорного органа с иском в суд, так как объект продолжает находиться в свободном доступе несовершеннолетних и иных лиц. Орган местного самоуправления не вправе нести бремя затрат на содержание, обслуживание имущества, которое ему не принадлежит, в том числе по обеспечению безопасности и исключению доступа на сооружение посторонних лиц. Указывает, что с иском в суд о признании права муниципальной собственности на данный объект администрация МО «Ленский муниципальный район» обращаться не намерена, поскольку это повлечет дополнительные необоснованные расходы местного бюджета. Завершить строительство и использовать данный объект по назначению у ответчика возможность отсутствует, так как объект находится в рыбоохранной зоне, в которой запрещен сброс сточных вод. Считает, что избранный истцом способ защиты не отвечает поставленным задачам и целям иска, ведет к значительным необоснованным тратам местного бюджета и является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Указывает, что надзорный орган и суд не дали оценки законности действий администрации по снятию в 2018 г. спорного объекта с балансового учета администрации по причине морального и физического износа. Считает, что истец не лишен права на обращение в суд с требованием о ликвидации недостроенного объекта без предварительной постановки на кадастровый учет.

В представленных возражениях прокурор считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями ч.ч.3 и 4 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив судебное решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что на территории МО «Ленский муниципальный район» находится объект недвижимости – незавершенное строительство канализационных очистных сооружений, расположенных в кадастровом квартале в районе д. <адрес>.

Решением Исполнительного комитета Ленского районного Совета народных депутатов от 15 января 1988 г. № I пр. № I «Об утверждении акта выбора земельного участка под очистные канализационные сооружения и трассу канализации в с. Яренске» и решением Исполнительного комитета Ленского районного Совета народных депутатов от 8 сентября 1989 г. № I84 Пр. № II «Об утверждении акта выбора земельного участка под очистные канализационные сооружения и трассу канализации в с. Яренске» утвержден акт выбора земельного участка от 21 декабря 1987 г. под строительство очистных канализационных сооружений на 700 куб.м в сутки и прокладки трасс канализационных сетей общей протяженностью по с. Яренску 4700 м и напорного коллектора 500 м, согласно выкопировки с плана. Разрешено проектному институту Архагропромпроект произвести инженерно-геологические и топографо-геодезические работы на трассе канализации и земельному участку под очистные сооружения канализации.

Из ответа администрации МО «Сафроновское» на запрос прокурора Ленского района Архангельской области от 26 января 2021 г. следует, что недостроенный объект очистных сооружений, расположенный в районе д. Сафроновка. В реестре казны муниципального имущества МО «Сафроновское» не числится. Ранее указанный объект в качестве муниципального имущества МО «Сафроновское» не учитывался. Информация о застройщике и периоде строительства объекта, разрешение на строительство и иные документы, свидетельствующие о начале строительства объекта, в администрации МО «Сафроновское» отсутствуют. Техническая документация, в том числе технический (кадастровый) паспорт, не имеется. Сведениями о степени готовности недостроенного объекта администрация МО «Сафроновское» не обладает. В качестве бесхозяйного указанный объект на учет не принимался. Земельный участок под вышеуказанным объектом не формировался, кадастровый номер неизвестен. Информация о заказчике строительства объекта до 1993 г. отсутствует.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО «Ленский муниципальный район» на запрос прокурора Ленского района Архангельской области от 26 января 2021 г., недостроенный объект очистных сооружений в районе Сафроновки в реестре муниципального имущества казны МО «Ленский муниципальный район» не числится. Ранее указанный объект не учитывался в качестве муниципального имущества МО «Ленский муниципальный район». Информация, кем и в какие периоды осуществлялось строительство объекта, отсутствует. Разрешение на строительство не выдавалось. Техническая документация на объект отсутствует. Информация о степени готовности недостроенного объекта отсутствует. Объект не был принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Земельный участок под объектом не формировался. Информация о заказчике строительства объекта до 1993 г. отсутствует. Информация по разборке объекта отсутствует.

В соответствии с инвентарной карточкой учета нефинансовых активов , дата открытия 26 августа 2013 г., дата закрытия 1 июля 2018 г., на балансе балансодержателя администрации МО «Ленский муниципальный район» находились затраты по объекту незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Яренск», дата ввода в эксплуатацию 28 августа 2013 г., вид права (обременения) – безвозмездное пользование, первоначальная стоимость объекта <данные изъяты>.

Согласно акту обследования объекта от 28 июня 2018 г. проведено обследование объекта незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Яренск» на предмет установления следующего факт: необходимость списания затрат по вышеуказанному объекту. В ходе общего внешнего осмотра выявлено: 1) наружные стены частично разрушены; 2) чердачное перекрытие отсутствует; 3) кровля отсутствует; 4) полы разрушены; 5) заполнение оконных и дверных проемов отсутствует; 6) сети канализации отсутствуют. В результате осмотра комиссией установлено следующее: затраты по объекту незавершенного строительства «Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Яренск» списать с бухгалтерского учета в связи с выбытием объекта (прекращением его использования вследствие морального и физического износа).

Из акта от 29 июня 2018 г. о списании незавершенного строительством объекта «Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Яренск» следует, что комиссия по списанию капитальных вложений осмотрела незавершенный строительством объект «Канализационные очистные сооружения и сети канализации в с. Яренск и нашла его подлежащим списанию с бухгалтерского учета в связи с выбытием объекта (прекращением его использования вследствие морального и физического износа).

Возлагая на администрацию МО «Ленский муниципальный район» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта незавершенного строительства канализационных очистных сооружений, расположенных в кадастровом квартале в районе д. <адрес>, суд исходил из того, что данный объект находится на территории МО «Ленский муниципальный район», собственника данного объекта не установлено.

Судебная коллегия согласна с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан обоснованно, на основании исследованных надлежащим образом доказательств, подробно мотивирован, полностью соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

Принимая во внимание, что отсутствие у объекта недвижимости собственника и организации, которая следит за его техническим состоянием, создает условия для свободного проникновения в недостроенное здание, в том числе и несовершеннолетних, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а ответчик мер к постановке данного сооружения на учет в качестве бесхозяйного не принимает, в связи с чем орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.

Ссылка в жалобе на то, что признание недостроенного сооружения бесхозяйным объектом незавершенного строительства будет возможно только одновременно с постановкой в установленном законом порядке объекта на кадастровый учет, что повлечет необходимость проведения ответчиком межевания, изменения целевого назначения участка под данным объектом строительства, внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Сафоновское», изготовления технического плана объекта строительства, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения.

Доводы ответчика о том, что совершение указанных действий повлечет расходование значительных бюджетных средств, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности принять надлежащие меры для устранения имеющихся нарушений законодательства. При этом реализация полномочий органов муниципальной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности.

При этом довод жалобы об отсутствии у администрации намерений признать право муниципальной собственность на данный объект, также отклоняется судебной коллегией, поскольку в рамках настоящего дела разрешался вопрос о предусмотренной законом обязанности обратиться с заявлением о принятии спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

Мнение апеллянта о том, что избранный истцом способ защиты не отвечает поставленным задачам и целям и является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения не основано на законе.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» – без удовлетворения.

Председательствующий Н.П. Рассошенко

Судьи Н.В. Романова

Т.Н. Рудь