Судья Тимошенков С.Н. Дело № 33-4620
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2012 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.
судей: Штейнле А.Л., Туникене М.В.,
при секретаре: Чащиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области на решение Сычевского районного суда Смоленской области от 09 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения представителя МО «Сычевский район» Смоленской области ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителей МО «Сычевское городское поселение» ФИО2 и ФИО3, возражения представителя прокурора Сычевского района Смоленской области Накцевой И.С. относительно доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия
установила:
Прокурор Сычевского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к Администрации муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области, Администрации муниципального образования «Сычевское городское поселение» Смоленской области о постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозного имущества – водопроводных сетей, расположенных по адресу: <...> ссылаясь, что водопроводные сети не имеют собственника, это создает препятствия в их техническом обслуживании и угрожает возникновением чрезвычайной ситуации. В суде прокурор Плющев А.А. требование поддержал.
Представители Администрации МО «Сычевский район» ФИО4. И ФИО1 требование не признали, ссылаясь на то, что собственником водопровода является СПТУ-27.
Представители Администрации «Сычевское городское поселение» ФИО2 и ФИО5 требования не признали по тем же основаниям.
Представители СОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 27» ФИО6 и ФИО7 заявление прокурора поддержали.
Своим решением от 09 октября 2012 г. Сычевский районный суд Смоленской области обязал Администрацию МО «Сычевский район» Смоленской области в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии водопроводной сети, проходящей по улице СПТУ-27 г. Сычевка Смоленской области на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.
В апелляционной жалобе Администрация МО «Сычевский район» Смоленской области просила решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указала, что спорные водопроводные сети имеют собственника, поскольку построены в 1968-1970 г.г. для снабжения водой учебных корпусов и ведомственного жилья СПТУ-27, в настоящее время им же обслуживаются и ремонтируются; за услуги по водоснабжению училище взимает с населения плату. То обстоятельство, что документы, подтверждающие строительство водопровода училищем в 1986 году сгорели, не влияет на правовую оценку для признания училища собственником водопроводных сетей.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда правильным.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.п.4-5 Постановления Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 года «Об утверждении Постановления о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества, которое не имеет собственников, или собственники которых неизвестны или от права на которые собственники отказались порядке, предусмотренном ст. ст. 222 и 236 ГК РФ, осуществляется на основании предоставленного в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно пункта 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 30 ч.1 п.6 Устава МО «Сычевский район» к полномочиям Администрации муниципального образования относится организация электро-, тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также п. 14 Устава предусмотрено участие Администрации муниципального образования в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с Соглашением между Администрацией МО «Сычевское городское поселение» Смоленской области и Администрацией МО «Сычевский район» о передаче осуществления части полномочий от 28.12.2010 года № 34, Администрация поселения передала Администрации района осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, в частности, владения, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также по государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество, находящееся в собственности поселения, вопросам, относящимся к переходу права собственности на имущество.
Как следует из материалов дела, на территории СОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 27 г. Сычевка» находятся 2 водопроводные башни, артезианская скважина и водопроводная сеть, снабжающая водой жилые дома по улице СПТУ - 2, а также учебные корпуса, общежитие и столовую училища протяженностью 1720 метров. По сообщению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Вяземский отдел, водопроводные сети в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числятся. Сведений о правообладателях и балансодержателях указанных объектов в Вяземском отделении Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» также не имеется. По сообщению Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области водопроводные сети, расположенные по адресу г. Сычевка, ул. СПТУ -27, в реестре государственной собственности Смоленской области не значатся.
Из представленных сведений следует, что на балансе Администрации МО «Сычевский район», Администрации МО «Сычевское городское поселение», СОГБОУ НПО «Профессиональное училище №27 г. Сычевка» водопроводные сети не состоят.
Установлено, что до настоящего времени водопроводные сети, расположенные по адресу <...> бесхозными не признаны, на учет не поставлены, ни собственник, ни балансодержатель, ни правообладатель не выявлены.
Из актов прокурорских проверок следует, что в связи с отсутствием собственника водопроводных сетей постоянный контроль за их состоянием, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации, предусмотренных ст. 19 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года и требованиям п.п. 2.1 и 2.2 СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиеничные требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», не обеспечивается. Эксплуатация водопроводных сетей не отвечает признакам безопасности, имеется угроза создания чрезвычайной ситуации.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответственность по постановке на учет бесхозных водопроводных сетей надлежит быть возложена на Администрацию МО «Сычевский район» Смоленской области.
Доводы жалобы о том, что водопроводные сети и башня имеют собственника – СПТУ-27, на которого должна быть возложена обязанность по постановке на учет водопроводных сетей, был предметом судебной проверки и не нашли подтверждения. В суде установлено, что отсутствует какая-либо правовая документация, свидетельствующая о том, что правообладателем сетей является вышеназванное образовательное учреждение. Учреждение плату с населения за пользование не взимает, не имеет возможности содержать данный объект и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии.
Доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к позиции заинтересованного лица в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Сычевского районного суда Смоленской области от 09 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО «Сычевский район» Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: