ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4624/2013 от 02.09.2013 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Засыпкина Т.И. Дело № 33-4624/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Тебеньковой Л.Г., Пристром И.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 02 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе С на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 24 июля 2013 года, по которому

в удовлетворении исковых требований С к Администрации сельского поселения «...» о признании за ним права собственности на жилое помещение по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> в порядке приватизации отказано.

Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., судебная коллегия

установила:

С обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «...» о признании за ним права собственности на жилое помещение по адресу: Республика Коми, <Адрес обезличен> в порядке приватизации, в обоснование исковых требований указав, что обратившись в администрацию сельского поселения с заявлением на приватизацию занимаемого жилого помещения, получил отказ по причине того, что данное помещение является служебным. Ссылался на то, что на указанной жилплощади он проживает один, ранее в приватизации не участвовал, следовательно, имеет право на приватизацию этой квартиры, и ему не может быть отказано в бесплатной передаче в собственность занимаемого жилого помещения.

В судебном заседании истец на иске настаивал, посчитал, что из представленных документов не следует, что квартира в установленном законом порядке отнесена к разряду служебных, кроме того, квартира не зарегистрирована в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости. Его трудовые отношения с МБОУ «...» до настоящего времени не прекращены, он, являясь начальником управления образования администрации МР «...», каждый год заключает договор и по совместительству работает учителем географии в школе. Полагает, что в июле <Дата обезличена> года с ним был заключен договор социального найма жилого помещения.

Представитель истца исковые требования поддержал. Считает, что служебным жилым помещением спорная квартира не является, а поскольку данная квартира является муниципальной, то с истцом фактически заключен договор социального найма, значит, истец вправе получить ее безвозмездно в порядке приватизации.

Ответчик в лице администрации СП «...» в исковых требованиях просил отказать, ссылаясь на то, что с С был заключен именно договор найма служебного жилого помещения, статус служебного которому был присвоен еще МР «...». Заключить с ним договор социального найма не имеют возможности из-за отсутствия муниципального жилья, к тому же истец не подпадает под категорию лиц, с которыми можно заключить договор социального найма жилого помещения.

Для участия в деле в качестве третьих лиц судом были привлечены администрации МР «...» и МБУ «...».

Представитель администрации МР «...» с требованиями истца не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Добавила, что спорное жилое помещение было предоставлено С как служебное.

Представитель МБУ «...» с требованиями истца также не согласилась, пояснив, что в <Дата обезличена> года истец обращался в жилищное управление по вопросу приватизации жилого помещения, однако ему было разъяснено, что с ним заключен договор найма служебного помещения, а служебное жилье не подлежит приватизации без разрешения собственника.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе С с решением суда не согласен и просит его отменить.

О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле извещены судом апелляционной инстанции, однако в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц, извещенных и не явившихся на заседание суда апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, отзыв на возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, С с <Дата обезличена> принят на работу в МОУ «...» в качестве учителя географии.

<Дата обезличена> профком МОУ «...» решил предоставить С служебную квартиру.

На основании постановления главы администрации МР «...» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истцу предоставлено служебное жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <Адрес обезличен>.

<Дата обезличена> жилищное управление МР «...» и С заключили договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

В <Дата обезличена> года С обратился с заявлением в администрацию сельского поселения «...» о заключении договора передачи занимаемого жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> в собственность в порядке приватизации, однако получил отказ, в связи с тем, что служебная квартира не может быть переведена в статус, позволяющий приватизировать данное жилое помещение, так как постоянно сохраняется необходимость в служебном жилье.

Истец, обращаясь в суд к администрации сельского поселения «...» с требованием о признании за ним права собственности на жилое помещение по адресу: с<Адрес обезличен> в порядке приватизации, ссылался на то, что указанное жилое помещение не является служебным, а значит, является муниципальным, тогда с истцом фактически заключен договор социального найма, соответственно, С вправе получить вышеназванное жилье безвозмездно в порядке приватизации, тем более, что на указанной жилплощади он проживает один, ранее в приватизации не участвовал.

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требовании, исходил из того, что спорное жилое помещение изначально было предоставлено истцу в качестве служебного, до настоящего времени статус указанного жилого помещения не менялся и оснований для его изменения не имеется; общий период трудовых отношений истца в муниципальном учреждении правового значения не имеет, так как квартира была предоставлена в 2009 году в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации и положения статьи 108 ЖК РСФСР на спорные жилищные правоотношения не распространяются.

Согласно положениям статьи 2 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 14.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Исходя из вышеприведенных норм, разрешение требований истца невозможно без разрешения вопроса о собственнике специализированного жилого фонда, а также возможности исключения спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда.

Пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 указанного Федерального закона.

В силу абзаца 11 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено, что <Дата обезличена> жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, по акту приема-передачи муниципального имущества МР «...» было передано в числе прочего недвижимого имущества в муниципальную собственность СП «...» на основании распоряжения Правительства Республики Коми №<Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> Администрация сельского поселения «...» и Администрация муниципального района «...» заключили Соглашение, согласно условиям которого последняя передала часть полномочий по решению вопросов местного значения, в числе которых определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Таким образом, с <Дата обезличена> собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, является администрация сельского поселения «...», а по <Дата обезличена> администрация муниципального района «Ижемский» принимала решение по указанной квартире в силу переданных ей полномочий по решению местных вопросов.

<Дата обезличена> постановлением главы муниципального района - руководителем администрации района «...» № <Номер обезличен> квартира <Адрес обезличен> была отнесена к специализированному служебному жилищному фонду, а передана в ведение МОУ «...» для предоставления педагогическим работникам, нуждающимся в служебном жилом помещении.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что жилое помещение было предоставлено С на период его работы в МОУ «...», а приведенные истцом основания не могут повлечь изменения договора найма служебного помещения и трансформирование его в договор социального найма, поскольку изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.

Соответственно, довод апелляционной жалобы о том, что квартира, в которой в настоящее время проживает заявитель, никогда не имела статус служебного помещения, равно как и довод о нарушении пункта 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, являются ошибочными.

Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно пункту 3 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 №42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения, поскольку в силу п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду предоставление регистрирующему органу сведений о принятии соответствующего решения носит уведомительный характер.

Довод жалобы о том, что отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного свидетельствует о недействительности его присвоения, несостоятелен, поскольку отсутствие указанной информации в регистрирующем органе на объем прав истца в отношении указанного жилого помещения не влияет и не свидетельствует о предоставлении С квартиры на условиях социального найма.

При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении иска. Законодателем установлен прямой запрет на приватизацию жилого помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду.

Закон Российской Федерации № 1541-1 от 14.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение. Напротив, в качестве общей нормы он устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений (пункт 1 ст. 4). И только при определенных обстоятельствах, законодатель допускает передачу служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (пункт 2 ст. 4).

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение было отнесено к числу служебных неуполномоченным на то органом, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные в силу следующего.

Постановлением №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об отнесении жилого помещения к специализированному служебному фонду МР «...», в том числе квартиры, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>.

Вышеуказанное постановление было подписано первым заместителем руководителя администрации МР «...» Т

С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> глава муниципального района – руководитель администрации района «...» ... находился в отпуске, и исполнение полномочий главы было возложено на первого заместителя руководителя администрации МР «...» ...., согласно распоряжению №... от <Дата обезличена>.

Ссылка в жалобе на тот факт, что в <Дата обезличена> году С был снят с учета на получение жилья по договору социального найма, поскольку жилое помещение было предоставлено ему на условиях социального найма, основана на субъективном мнении истца и не влечет отмену принятого судом решения.

<Дата обезличена> С обращался к главе администрации МО «...» с заявлением о включении в очередной список на получение государственного жилья в связи с тем, что собственного жилья не имеет, и <Дата обезличена> был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, принятых на учет для первоочередного получения жилья.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что на момент заключения договора найма служебного жилого помещения <Дата обезличена> С оставался в списке граждан на получение жилого помещения по договору социального найма, утвержденного постановлением администрации муниципального района «...» №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> под номером ... (Приложение № 2). Вопрос о том, кем, когда и по каким основаниям истец был исключен из списка очередников на получение жилого помещения по договору социального найма, не являлся предметом настоящего спора, эти обстоятельства судом не выяснялись и стороны в ходе рассмотрения указанного спора объяснений по ним не давали.

Довод жалобы о том, что условия договора найма служебного жилого помещения №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> являются ничтожными, основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Доводы апелляционной жалобы в данной части направлены на перечисление обстоятельств, на основании которых, по мнению С., сделка должна быть признана недействительной.

Судебной коллегией эти доводы отклоняются, поскольку в отсутствие доказательств нарушения прав истца заключенным договором найма служебного жилого помещения №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.

Доводы жалобы, что право на приватизацию жилого помещения заявитель никогда не использовал, на указанной жилплощади проживает один, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку право на приватизацию жилого помещения специализированного жилищного фонда не может быть реализовано без согласия собственника.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ижемского районного суда Республики Коми от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-