Судья: Лихницкая О.В.
Докладчик: Кузьменок А.В. Дело № 33-4625/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Печко А.В.
судей Кузьменка А.В., Власкиной Е.С.
при секретаре К.А.С.
с участием прокурора Еськовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 18 июня 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Бердска на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 22 марта 2013 года, которым признано несоответствующим ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и незаконным, бездействие администрации муниципального образования г. Бердска Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории муниципального образования города Бердска, расположенной по правой стороне ручья Шадриха, где обустроен ливневый выпуск сточных вод, проложенный в 30 метрах от переходного моста, вдоль которого проходят трубы теплосетей, в южной части границы участка ГСК «Шадриха».
Администрация муниципального образования г. Бердска Новосибирской области обязана ликвидировать указанную несанкционированную свалку отходов производства и потребления путем организации очистки территории в срок до 31 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения представителя администрации г. Бердска Л.О.А., объяснения прокурора Еськовой Ю.С., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Бердска Новосибирской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании несоответствующим ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и незаконным, бездействия администрации муниципального образования г. Бердска, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной по правой стороне ручья Шадриха, где обустроен ливневый выпуск сточных вод, расположенный в 30 метрах от переходного моста, вдоль которого проходят трубы теплосетей, в южной части границы участка ГСК «Шадриха», и возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Бердска организовать ликвидацию указанной несанкционированной свалки путём очистки территории в срок до 01 июня 2013 года.
В обоснование указал, что прокуратурой г. Бердска совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области 31 октября 2012 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории г. Бердска, по правой стороне ручья Шадриха, где обустроен ливневый выпуск сточных вод, расположенный в 30 метрах от переходного моста, вдоль которого проходят трубы теплосетей, в южной части границы участка ГСК «Шадриха», находится несанкционированная свалка, существующая длительное время. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Длительное существование несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования г. Бердска в области соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. Такое бездействие не соответствует требованиям ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Бездействие администрации муниципального образования г. Бердска, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация города Бердска. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, при принятии решения о бездействии администрации г.Бердска не учел, что администрации г.Бердска о существовании несанкционированной свалки стало известно 17.10.2012 при обследовании территорий в районе ГСК «Шадриха». При ее выявлении администрацией незамедлительно было направлено письмо в прокуратуру г.Бердска, проведена проверка. Прокуратурой г.Бердска не принималось никаких мер по установлению лиц, организовавших данную несанкционированную свалку. Администрация г.Бердска пыталось установить виновное лицо с помощью правоохранительных органов.
Представителем администрации г.Бердска для установления виновных лиц были заявлены ходатайства от 24.01.2013 № 15-ПУ о вызове для дачи показаний в качестве специалиста, который проводил обследование территории, Ф.К.В., от 22.03.2013 № 23/2-ПУ о вызове в качестве свидетеля Я.С.Ф., которая могла подтвердить, что несанкционированную свалка образована ГСК «Шадриха» и ходатайство от 22.03.2013 № 23-ПУ об отложении рассмотрения гражданского дела в связи с тем, что администрации г.Бердска необходимо дополнительное время для получения доказательств по делу (имеются в материалах дела). Все ходатайства, в нарушении статьи 12 ГПК РФ отклонены судом. Суд не дал администрации г.Бердска возможности предоставления дополнительных доказательств.
Длительность нахождения несанкционированной свалки не подтверждены никакими доказательствами, кроме фотографий, представленных прокурором, но они не могут быть допустимыми доказательствами, так как не указано, ни территория, где производилась съемка, ни лицо, производивший данную съемку, а также по ним невозможно определить в течении какого периода она была образована, а длительность свалки является единственным основанием для признания бездействия администрации.Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на территории г. Бердска, по правой стороне ручья Шадриха, в южной части границы участка ГСК «Шадриха» образована несанкционированная свалка производственных и бытовых отходов, что подтверждается актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 31 октября 2012 года (л.д.3), справкой Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среду Новосибирской области от 05 ноября 2012 года, в которой указано, что выявленная несанкционированная свалка отходов, где водоток ручья Шадриха заходит в железобетонные трубы закрытого коллектора, расположена в водоохраной зоне водного объекта, указанная территория находится на землях муниципального образования г.Бердска (л.д.4-8), схемой (л.д.15).
Как усматривается из материалов дела, представитель администрации муниципального образования г. Бердска в судебном заседании признавала факт наличия несанкционированной свалки производственных и бытовых отходов на территории, принадлежащей муниципальному образованию города Бердска, в месте, указанном в заявлении прокурора. Факт наличия свалки несанкционированной свалки на территории, принадлежащей муниципальному образованию города Бердска подтверждается целым рядом письменных доказательств по делу в том числе и перепиской администрации г. Бердска с прокуратурой района
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа (пункт 1); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11); организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 24); организация благоустройства территории городского округа (пункт 25).
Согласно ст. 17 ч.1 п.3) данного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно ст.8 ч.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области, обращения с отходами. Частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что администрация муниципального образования города Бердска является по настоящему делу муниципальным органом, обязанным организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории, принадлежащей муниципальному образованию г. Бердска.
Поскольку непринятие в течение длительного времени (о чем свидетельствуют фотографии несанкционированной свалки) администрацией муниципального образования мер города Бердска мер по организации вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов с несанкционированных свалок на территории муниципального образования, а также непринятие мер по формированию бюджетного финансирования этих мероприятий, является незаконным бездействием, не соответствующим требованиям ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 ч.3, ст. 13 ч.ч. 1 и 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суду не представлено доказательств наличия несанкционированной свалки и длительность нахождения ее на территории города Бердска, противоречат материалам дела, обстоятельствам дела и пояснениям сторон.
Факт наличия несанкционированной свалки производственных и бытовых отходов на территории, принадлежащей муниципальному образованию города Бердска, подтверждается актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 31 октября 2012 года (л.д.3), справкой Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среду Новосибирской области от 05 ноября 2012 года (л.д. 4-8), фотографиями несанкционированной свалки (л.д. 9-14), схемой (л.д.15), перепиской администрации города Бердска и прокурора города Бердска, а также пояснениями сторон.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств по делу, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Бердска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: