ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4628/2014 от 30.07.2014 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Ямчукова Л.В. Дело № 33-4628/2014

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Мотрохова А.Б.

судей областного суда: Поповой Э.Н., Усовой Е.И.

при секретаре Макаровой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 30 июля 2014 года

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Омска от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

ФИО1 обратился с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

В обоснование иска указал, что в период с <...> по <...> на основании приказа Управления образования Администрации города Омска № <...> от <...> находился под опекой (попечительством) своей сестры ФИО2, поскольку его родители умерли. Данным приказом за ним также было закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>. Приказом Департамента образования Администрации города Омска № <...> от <...> указанное закрепление было отменено, поскольку основным квартиросъемщиком является его дядя ФИО3, который против проживания истца в данном жилом помещении. В связи с закреплением за истцом жилой площади, он не мог встать на учет в качестве нуждающегося. Фактически в указанном жилом помещении он не проживает, своего жилья не имеет, снимает квартиру по договору найма. С <...> по <...> обучался в <...>, где находился на полном государственном обеспечении и проживал в общежитии. С <...> по <...> проходил срочную службу в армии. Обратившись в <...> году в Министерство образования Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, получил отказ в связи с тем, что утратил статус лица из числа детей-сирот, поскольку достиг 23 лет. Полагает отказ необоснованным, так как закрепленное за ним жилое помещение не давало ему возможности быть включенным в соответствующий список.

Просил признать необоснованным отказ Министерства образования Омской области в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать ответчика включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Истец ФИО1 заявленные требования поддержал, пояснив, что впервые по вопросу включения его в список лиц из числа детей-сирот для получения жилья обратился в Министерство образования Омской области в возрасте <...> лет.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истец не заявил о своем праве в определенный законодательством период - до 23 лет, в связи с чем к настоящему времени утратил данное право. Доказательства, подтверждающие факт обращения до 23 лет в уполномоченные органы с целью реализации права на получение жилого помещения, истцом не представлены. Ссылка на незнание законов и то обстоятельство, что закрепленное за ним жилое помещение являлось препятствием к обращению по постановке на учет в качестве нуждающегося, несостоятельны.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение Центрального районного суда города Омска отменить. Указывает, что судом не дана оценка уважительности причины несвоевременного обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося. Так, закрепленное за ним право пользования жилым помещением полностью исключало возможность обращения в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Его опекун ФИО2 обращалась в муниципальный орган по вопросу включения истца в список, где ей пояснили, что при наличии закрепленного жилого помещения постановка на учет невозможна. При этом обращение носило консультационный, устный характер. Кроме того, отмечает, что судом не дана оценка некомпетентности действий органа опеки и попечительства, закрепившего за ним жилое помещение, которое не принадлежало ни ему, ни его родителям, что привело к нарушению его жилищных прав.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (<...>).

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу и возражавшего против судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 года (в первоначальной редакции), вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

Позднее общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет были определены Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вопросы дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение были урегулированы ст. 8 указанного закона.

В ст. 37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28.03.1998 года № 45-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми вне очереди жилое помещение стали предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

С 01.03.2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 указанного выше закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Как следует из материалов дела, матерью ФИО1, <...> года рождения, является ФИО5, отцом – ФИО6

Мать истца умерла <...> года, отец – <...> года, в связи с чем приказом Управления образования Администрации города Омска от <...> № <...> над ФИО1 установлена опека, опекуном (попечителем) назначена ФИО2

В период с <...> по <...> ФИО1 обучался в <...>.

С <...> по <...> истец проходил службу в армии, <...> награжден медалью «<...>» Министерства обороны РФ, в <...> году принимал участие в боевых действиях, за что ему было присвоено звание «<...>».

В соответствии приказом управления образования Администрации г. Омска от <...> № <...> за истцом закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, в котором он зарегистрирован по настоящее время.

Согласно приказу департамента образования Администрации города Омска от <...> № <...> закрепление права пользования указанным жилым помещением отменено в связи с прекращением попечительства, приказ от <...> № <...> признан утратившим силу.

По сведениям ГП Омской области «Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО1 в числе собственников объектов недвижимости не значится, права бесплатной приватизации жилого помещения не использовал.

Установлено, что <...> истец обратился в Министерство образования Омской области по вопросу его включения в список лиц из числа детей-сирот для получения жилья по договору специализированного жилищного фонда (<...>).

Согласно ответу на данное обращение от <...> Министерством образования Омской области ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что он утратил статус лица из числа детей-сирот, так как достиг 23-летнего возраста.

Данный отказ явился поводом для обращения ФИО1 в суд с указанном иском, при этом в качестве уважительности причин несвоевременного обращения в компетентный орган истец ссылался на незаконное закрепление за ним права пользования жилым помещением, являвшимся препятствием для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения им 23 лет не был поставлен на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, при этом доказательств его обращения за постановкой на таковой учет до 23 лет истцом не представлено, при том, что препятствий для соответствующего обращения у истца не имелось.

Оснований не согласиться с данными выводами суда коллегия не усматривает, полагает их верными и обоснованными.

Так, из анализа приведенных выше норм по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Из пояснений ФИО1 следует, что он впервые обратился для разрешения указанного вопроса в Министерство образования Омской области <...> года.

Таким образом, на момент его обращения в компетентный орган истец достиг возраста <...> лет, утратив при этом статус лица из числа детей-сирот, как одно из необходимый условий получения рассматриваемой меры социальной поддержки. Так, до достижения 23 лет истец не реализовал свое право на предоставление жилого помещения, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и утратив таким образом данное право.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.

В апелляционной жалобе ФИО1 ссылается на наличие уважительной причины, указывая, что закрепленное за ним право пользования жилым помещением полностью исключало возможность обращения в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами жалобы по следующим мотивам.

Закрепление права пользования за ФИО1 жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, сохранялось до достижения истцом совершеннолетия, в связи с чем с 18 до 23 лет закрепление не могло являться препятствием для постановки его на учет для получения жилого помещения. Однако доказательств обращения истца в компетентный орган в указанный период времени истцом не представлено.

Учитывая, что в период времени с <...> по <...> <...> лет до <...> года) ФИО1 проходил срочную службу в армии, истец во всяком случае имел возможность в период с 21 года до 23 лет обратиться с заявлением о постановке его на учет по предоставлению жилья как лица из числа детей-сирот, чего последним не было сделано вплоть до достижения возраста <...> лет.

Ссылки в жалобе на то обстоятельство, что закрепление права пользования было отменено только <...> являются несостоятельными и о наличии препятствий для обращения в компетентный орган до указанной даты не свидетельствуют, поскольку приказом департамента образования Администрации города Омска от <...> № <...> закрепление права пользования жилым помещением было отменено в связи с прекращением срока попечительства, которое прекратилось по достижении истцом 18-летнего возраста.

Кроме того, с учетом изложенного закрепление за истцом права пользования жилым помещением не нарушило его жилищных прав, поскольку последний не был лишен возможности встать на учет как лицо из числа детей-сирот по достижении им 18-тилетнего возраста. На момент закрепления жилого помещения истец был зарегистрирован в квартире <...>; жилое помещение и по настоящее время находится в муниципальной собственности, что указывает о наличии у истца права пользования данным жильем, а то обстоятельство, что основным квартиросъемщиком является дядя истца ФИО3, о неправомерности действий органа опеки не свидетельствует и отмену решения суда не влечет. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.

Указание в жалобе на обращение попечителя ФИО2 в соответствующий орган для включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и отказ органа в постановке на учет по причине наличия закрепленного жилья не могут быть приняты во внимание, поскольку документального подтверждения не имеют.

Таким образом, по изложенным мотивам доводы жалобы о наличии уважительной причины несвоевременного обращения в компетентный орган для постановки на учет по предоставлению жилья подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание, что истец не встал на учет до достижения им возраста 23 лет, доказательств уважительности причин пропуска данного срока, а также доказательств обращения в компетентный орган по данном вопросу и отказа последнего в постановке на учет суду не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца права на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и верно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

При рассмотрении исковых требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда: