Председательствующий по делу Дело №
судья Васильева Л.Д.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Погореловой Е.А.,
судей Чайкиной Е.В., Ануфриевой Н.В.
с участием прокурора Арутюнова А.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 ноября 2015 года гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в защиту интересов З. к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № Федеральной службы исполнения наказания, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказания России, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <адрес> о понуждении к действию по выплате единовременного денежного пособия, выплате денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования
по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № Федеральной службы исполнения наказания ФИО1
на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 26 августа 2015 года, которым постановлено:
Иск заместителя прокурора Забайкальского края в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов З. к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № Федеральной службы исполнения наказания (ФКП Образовательное учреждение №), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказания России, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <адрес> о понуждении к действию по выплате единовременного денежного пособия, выплате денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования - удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № Федеральной службы исполнения наказания (ФКП Образовательное учреждение №) в пользу З. денежную компенсацию для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в сумме <данные изъяты> коп., единовременное денежное пособие в сумме <данные изъяты>, всего сумму <данные изъяты>
В случае недостаточности средств у Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № Федеральной службы исполнения наказания (ФКП Образовательное учреждение №) обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Забайкальскому краю и Федеральную службу исполнения наказания России профинансировать обеспечение З. указанными мерами социальной поддержки.
Взыскать с Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № Федеральной службы исполнения наказания (ФКП Образовательное учреждение №) государственную пошлину в размере <данные изъяты> в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что по обращению З. была проведена проверка, в ходе которой установлено, что согласно справке от 12.11.2013, выданной отделом опеки и попечительства по <адрес> Министерства образования и науки <адрес>, З. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. З. по приказу от <Дата>№ «О зачислении» была зачислена на дневное очное отделение ФКОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище №; приказом от <Дата>№ «Об отчислении» отчислена в связи с освоением образовательной программы и сдачей выпускных квалификационных экзаменов по профессии «<данные изъяты>». В 2013 году З. обратилась к руководству ФКОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище № по вопросу предоставления ей мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, однако меры социальной поддержки ей предоставлены не были. 11.02.2015 заместителем начальника управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России З. был направлен ответ о том, что выплатить ей пособие не представляется возможным, в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на указанные цели. До настоящего времени З. мерами социальной поддержки не обеспечена. Прокурор просил обязать администрацию ФКОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище № обеспечить З. однократно одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей; при волеизъявлении З., выдать ей денежную компенсацию в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, сумму которой перечислить на счет З. В случае недостаточности средств у ФКОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище № обязать УФСИН России по <адрес> и ФСИН России профинансировать обеспечение З. указанными мерами социальной поддержки.
В ходе судебного разбирательства, прокурор исковые требования уточнил, просил суд обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждению № Федеральной службы исполнения наказания (ФКП Образовательное учреждение №) выдать З. денежную компенсацию для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в сумме <данные изъяты>., а также единовременное денежное пособие в размере 500 руб., которые перечислить на счёт З. В случае недостаточности средств у ФКП Образовательное учреждение № обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> и Федеральную службу исполнения наказания России профинансировать обеспечение З. указанными мерами социальной поддержки (л.д. 3-7, 102-103, 146-147).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № Федеральной службы исполнения наказания ФИО1 выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на следующее. З. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>, и в соответствии со статьей 99, 101 УИК РФ обеспечена учреждением за счет средств федерального бюджета всем необходимым в материально-бытовом, медицинском отношении. На основании материалов личного дела, осужденная З. с жалобами, заявлениями на недостаточное материально-бытовое, медицинское обеспечение не обращалась. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, находятся на полном государственном обеспечении вплоть до освобождения. З. освобождается из ФКУ ИК-№ только 5 мая 2019 года, таким образом, какой-либо нуждаемости в денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования у осужденной до указанного времени быть не может. Кроме того, согласно абзацу 11 пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 №205, осужденные обязаны носить одежду установленного образца.
Перечисление на расчетный счет осужденной З. денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в сумме <данные изъяты>, в период ее нахождения в исправительном учреждении повлечет нерациональное использование указанных денежных средств осужденной, так как в настоящий момент она не испытывает нуждаемости в чем-либо, поскольку находится на полном государственном обеспечении.
Заявитель жалобы обращает внимание, что согласно пункта 1.2 Устава федерального казенного профессионального образовательного учреждения № Федеральной службы исполнения наказаний учредителем образовательного учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная службы исполнения наказаний России.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 №384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» бюджетные ассигнования по направлению расходов 3986 «Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета» в Федеральной службе наказания не предусмотрены.
Также согласно пункту 87 приложения №3 Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №296 Федеральная служба исполнения наказаний не является ответственным исполнителем мероприятия: социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета.
Более того, расчет «выпускного пособия», представленный истцом, выплата которого, как мера социальной поддержки, не предусмотрена Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является необоснованным. Сумма денежных средств, подлежащих компенсации, рассчитана без учета того, что З. согласно справке, выданной бухгалтерией ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>, обеспечена вещевым имуществом на сумму <данные изъяты>.
Судом не принято во внимание то, что источником финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, поэтому денежная компенсация должна взыскиваться с казны Российской Федерации, а именно с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>.
ФИО1 также выражает несогласие с решением суда в части взыскания государственной пошлины, поскольку ФКП Образовательное учреждение № является образовательной организацией, через которую ФСИН России как орган государственной власти осуществляет свои полномочия, в связи с чем, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК, ФКП Образовательное учреждение № освобождено от уплаты государственной пошлины. Просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Апелляционная жалоба содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика ФКП Образовательное учреждение №
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
З. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>. Право на защиту её интересов в суде посредством представителя было дополнительно разъяснено истцу при извещении о месте и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции.
Представитель ответчика ФКП Образовательное учреждение № ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя учреждения.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <адрес> о причинах не явки суд не известил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Арутюнова А.В., считавшего решение законным и не подлежащим отмене, представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что З., <Дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13, 14).
<Дата>З. осуждена <данные изъяты> районным судом <адрес> за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, к 8 годам лишения свободы.
<Дата> прибыла в ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>, по настоящее время находится в ФКУ ИК-№ (л.д.67).
<Дата>З.в возрасте 21 год) была зачислена в число учащихся ФКОУ НПО Профессиональное училище № в группу № по профессии <данные изъяты>» (л.д.16).
<Дата>З. была отчислена из числа учащихся, как прослушавшая курс и сдавшая выпускные квалификационные экзамены (приказ № от <Дата>) (л.д.17,18).
С 2013 года З. обращалась по вопросу выплаты ей единовременного пособия для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с окончанием обучения по очной форме, в выплате которой ей было отказано (л.д. 19).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, З. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с положением ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение денежной компенсации как выпускник федерального образовательного учреждения.
С приведенным выводом судебная коллегия согласиться не может, так как он постановлен с нарушением норм материального права.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 2 закона, настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 6 данного закона для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены дополнительные гарантии права на образование. Так, в соответствии с настоящим законом, выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Согласно ст. 5 предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 г. № 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений.
Финансирование расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений (пункт 2).
Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что правом на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, наделены только выпускники образовательных учреждений, являющиеся лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обучались в государственных образовательных учреждениях за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, З. была зачислена в ФКОУ НПО Профессиональное училище № и проходила обучение не как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а как лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, воспользовавшись возможностью получения профессионального образования, предоставленной ей ст. 108 УИК РФ.
В соответствии с данной правовой нормой в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Общее и профессиональное образование, а также профессиональное обучение осужденных осуществляются образовательными организациями, созданными в уголовно-исполнительной системе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ст. 16 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
В соответствии со ст. ст. 9, 108 УИК РФ получение общего образования, профессиональное обучение является одним из основных средств исправления осужденных и учитывается при определении степени их исправления.
З. обучалась в образовательном учреждении, целью которого в соответствии Уставом являлось обеспечение условий для получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы и не имеющими профессии (специальности).
При таких обстоятельствах, учитывая то, что истица воспользовалась правом на обучение не как дополнительной гарантией, предусмотренной Федеральном законом от 21 декабря 1996 г. № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а как лицо, осужденное к лишению свободы в целях своего исправления, положения вышеназванного закона, направленные на социальную защиту такой категории как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к рассматриваемой ситуации не применимы.
Более того, как указывалось выше реализация предусмотренных Федеральном законом от 21 декабря 1996 г. № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что ФКОУ НПО Профессиональное училище № получало соответствующие денежные средства из федерального бюджета для реализации предусмотренных Федеральном законом от 21 декабря 1996 г. № 159 –ФЗ гарантий ни прокурор, ни истица суду не представили.
По мнению судебной коллегии, такие доказательства и не могут быть представлены, поскольку образовательное учреждение входит в единую уголовно-исполнительную систему, задачами которой в соответствии со ст. 2 УИК РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов и не имеет цели обеспечение социальной защищенности такой категории граждан, как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что истица имела права на получение дополнительных гарантий, предусмотренных Федеральном законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора предъявленных в интересах З. нельзя признать правильным, оно подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
В соответствии с п. 4 ч 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение норм материального права является основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Поскольку юридически значимые для разрешения спора обстоятельства установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах З. о понуждении к выплате единовременного денежного пособия, выплате денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 26 августа 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Забайкальского края в защиту интересов З. к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № Федеральной службы исполнения наказания, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказания России, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по <адрес> о понуждении к выплате единовременного денежного пособия, выплате денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования отказать.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи Е.В. Чайкина
Н.В. Ануфриева