Дело № 33-4634/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Овсянниковой И.Н., Романовой И.А.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2017 года гражданское дело по иску военного прокурора Вилючинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по обеспечению пожарных команд войсковой части 25030-4 пожарно-техническим имуществом,
по апелляционной жалобе ответчика ФКУ «Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2017 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя Минобороны России, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1,
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Вилючинского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» с иском о возложении обязанности по обеспечению пожарных команд войсковой части 25030-4 пожарно-техническим имуществом. В обоснование указал, что военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 25030-4 требований законодательства противопожарной безопасности, которой выявлено ненадлежащее обеспечение работников подразделений пожарной охраны названной войсковой части средствами пожаротушения, средствами индивидуальной защиты, также дополнительным снаряжением, обязательное наличие которого предусмотрено нормами действующего законодательства. Предусмотренная действующим законодательством обязанность по обеспечению безопасных условий труда работников возложена на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа». Просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обеспечить пожарные команды войсковой части 25030-4 следующим пожарно-техническим имуществом: средства индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе 124 шт., компрессор для зарядки баллонов дыхательных аппаратов – 2 шт., установка контроля дыхательных аппаратов – 2 шт., радиостанция стационарная – 2 шт., специальное громкоговорящее устройство (мегафон) – 2 шт., осветительная электростанция – 2 шт., бинокль – 4 шт., устройства спасательные пожарные индивидуальные – 4 шт.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2017 года исковые требования прокурора Вилючинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Возложена на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны Российской Федерации обязанность обеспечить пожарные команды войсковой части 25030-4 пожарно-техническим имуществом: средствами индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе 124 шт., компрессор для зарядки баллонов дыхательного аппарата - 2 шт., специальное громкоговорящее устройство (мегафон) – 2 шт., осветительная электростанция – 2 шт., бинокль – 4 шт., устройства спасательные пожарные индивидуальные – 4 шт., не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований прокурору отказать. В обоснование указывает, что суд не учел то обстоятельство, что права и интересы всех жителей ЗАТО г. Вилючинска и г. Петропавловска-Камчатского не нарушаются, подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации не являются основной силой при ликвидации пожаров, прокурором неправомерно подан иск в защиту интересов неопределенного круга лиц. Круг лиц, чьи интересы затронуты, четко определён – численность пожарных команд строго определена штатом работников. Прокурор не вправе вмешиваться в административно- хозяйственную деятельности Министерства обороны Российской Федерации, на основании чего суду следовало прекратить производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Суд возложил на ответчика обязанность по обеспечению пожарно-техническим имуществом исходя из численности пожарных команд, а не численности пожарных должностей, вместе с тем, в штате пожарной команды войсковой части 25030-4 31 человек, из них 10 человек водители, численность пожарной команды в г. Петропавловск-Камчатский по штату 31 человек, из них 10 водители. В структуре Министерства обороны Российской Федерации нет «Газодымозащитной службы», в штатах пожарных команд нет должностей по обслуживанию индивидуальных средств газодымовой защиты, у личного состава пожарных команд нет допуска к выполнению служебных обязанностей по квалификации «газодымозащитник», поэтому удовлетворение требований в части возложения обязанности обеспечить войсковую часть средствами газодымовой защиты неправомерно. Недостающее оборудование будет направлено в войсковую часть в 2017 году.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты возложена на руководителей организации.
Согласно ст. 118, 119 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», средства индивидуальной защиты пожарных должны защищать личный состав подразделений пожарной охраны от воздействия опасных факторов пожара, неблагоприятных климатических воздействий и травм при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ; средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных должны обеспечивать защиту пожарного при работе в среде, непригодной для дыхания и раздражающей слизистую оболочку глаз.
Статьями 125, 126 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что дополнительное снаряжение пожарных (в том числе пожарные фонари, тепловизоры, радиомаяки и звуковые маяки) в зависимости от его назначения должно обеспечивать освещение места пожара, поиск очагов возгорания и людей в задымленной атмосфере, обозначение месторасположения пожарных и выполнение других видов работ при тушении пожара; пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
Согласно приложению «Норма №1 снабжения подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации пожарно-технической продукцией и другим имуществом» Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 24.10.2012 №3333, противопожарная команда должна быть обеспечена следующим пожарно-техническим имуществом: средство индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе, условное время защитного действия которого не менее 60 минут (на 1 человека); компрессор для зарядки баллонов дыхательных аппаратов - 1 шт. на пожарную команду; установка контроля дыхательных аппаратов - 1 шт. на пожарную команду; вытяжное устройство для удаления выхлопных газов - 1 шт. на пожарную команду; комплект диэлектрический (ножницы для резки электропроводов, диэлектрические боты, диэлектрический коврик, диэлектрические перчатки) - 1 шт. на пожарную команду; рукавонавязочное устройство - 1 шт. на пожарную команду; установка для сушки пожарных рукавов - 1 шт. на пожарную команду; аптечка первой медицинской помощи - 3 шт. на пожарную команду; персональная электронно- вычислительная машина - 1 шт. на пожарную команду; принтер - 1 шт. на пожарную команду; радиостанция стационарная - 1 шт. на пожарную команду; радиостанция переносная - 2 шт. на пожарную команду; специальное громкоговорящее устройство (мегафон) - 1 шт. на пожарную команду; комплект цепей противоскольжения - 1 шт. на пожарный автомобиль; осветительная электростанция - 1 шт. на пожарную команду; бинокль - 2 шт. на пожарную команду; устройства спасательные пожарные индивидуальные - 2 шт. на пожарную команду.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что войсковая часть 25030-4 организационно входит в состав ФКУ «ОСК Восточного военного округа». Обеспечение войсковой части имуществом осуществляется через ФКУ «ОСК ВВО», которое является распорядителем бюджетных денежных средств.
Согласно сведениям о штатной численности подразделений пожарной охраны в войсковую часть 25030-4 входят пожарные команды войсковой части 25030-4 г.Вилючинск и г.Петропавловск-Камчатский, численность каждой пожарной команды 31 человек.
Военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности в войсковой части 25030-4, в результате которой выявлены нарушения в части обеспечения войсковой части пожарно-техническим имуществом.
Приложением №1 к табелю в части сведений по обеспеченности пожарного оборудования войсковой части 25030-4, в том числе указано, что отсутствуют по норме средства индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе, компрессор для зарядки баллонов дыхательных аппаратов, установка контроля дыхательных аппаратов, вытяжное устройство для удаления выхлопных газов; комплект диэлектрический (ножницы для резки электропроводов, диэлектрические боты, диэлектрический коврик, диэлектрические перчатки); рукавонавязочное устройство; установка для сушки пожарных рукавов; аптечка первой медицинской; персональная электронно- вычислительная машина; принтер; радиостанция переносная; специальное громкоговорящее устройство (мегафон); комплект цепей противоскольжения; осветительная электростанция; бинокль; устройства спасательные пожарные индивидуальные.
Командиром войсковой части 25030-4 были поданы заявки на необходимое пожарно-техническое имущество.
Ответчиком не оспаривается отсутствие в войсковой части необходимого пожарно-технического имущества по установленным нормам.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 118,119, 124, 125, 126 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», установив, что, в нарушение норм действующего законодательства, пожарная команда не обеспечена в полной мере, согласно нормам, пожарно-техническим имуществом, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив данную обязанность на ФКУ «ОСК ВВО», выполняющее функции по организации обеспечения пожарных команд средствами пожаротушения, поступающие от Министерства обороны Российской Федерации
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФКУ «ОСК ВВО» о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, несостоятельны, поскольку невыполнение требований противопожарной безопасности представляет собой угрозу неопределенному кругу лиц. Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку требования прокурора в защиту прав и законных интересов граждан предъявлены в соответствии со ст.45 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности обеспечения средствами газодымовой защиты в связи с отсутствием в штате пожарных команд должностей по обслуживанию индивидуальных средств газодымовой защиты, соответствующих допусков к работе с газодымовыми защитным оборудованием, судебной коллегией отклоняются, т.к. указанные доводы не является обстоятельствами, исключающим обеспечение средствами газодымовой защиты пожарных команд, поскольку деятельность пожарных команд на пожаре предполагает возможность осуществления мероприятий пожаротушения, в том числе и с использованием газодымовых средств защиты.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе предусмотрены ст.119 Технического регламента, НПБ 310-2002 "Техника пожарная. Средства индивидуальной защиты органов дыхания пожарных. Классификация" в качестве средств индивидуальной защиты органов дыхания пожарных команд.
В п.3 раздела 1 Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных силах Российской Федерации предусмотрено, что снабжение подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации пожарно-технической продукцией и другим имуществом осуществляется по Норме N 1. В Норме № 1 в качестве пожарно-технической продукции, которой подлежат обеспечению подразделения пожарной охраны отнесены, в том числе, средства индивидуальной защиты органов дыхания на сжатом воздухе.
Довод апелляционной жалобы о том, что в состав численности пожарной команды входит по 10 водителей на каждую команду, не влияет на правильность постановленного решения, так как судом правильно возложена обязанность обеспечения пожарно-техническим имуществом пожарные команды войсковой части, исходя из утверждённых командиром войсковой части 25030-4 сведений о штатной численности подразделений пожарной команды. Применимое к спорным правоотношениям законодательство при установлении нормативов пожарно-технического оборудования исходит из общей численности пожарной команды.
При указанных обстоятельствах суд правомерно возложил обязанность доукомплектовать войсковую часть специальным оборудованием.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 28 марта 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Е.С.Жельнио
Судьи И.Н.Овсянникова
И.А. Романова