ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4639/2022 от 19.07.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Мочегаева Н.П.,

судей Башковой Ю.А., Ишимова А.А.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» об устранении нарушений природоохранного законодательства, третье лицо администрация города Сургута,

по апелляционной жалобе Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования Ханты-Мансийского межрайонной природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к СГМУП «Горводоканал» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.

Возложить на СГМУП «Горводоканал» обязанность, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществлять сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Канализационные очистные сооружения 150 000 м3 в сутки», расположенного на территории города Сургута в районе Заячьего острова, в водный объект (участок реки Обь на 1470 км от устья) в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект».

Заслушав доклад судьи Башковой Ю.А., объяснения процессуального истца прокурора Лаптевой Е.В., представителя ответчика Голинкова М.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» (далее по тексту – СГМУП «Горводоканал») об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Требования мотивированы тем, что в мае 2021 года Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения СГМУП «Горводоканал» требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сброса загрязняющих веществ, в ходе которой установлены нарушения предприятием действующего законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс веществ в реку Обь. Проверкой установлено, что СГМУП «Горводоканал» осуществляет эксплуатацию объекта . На основании свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, комплексу канализационных очистных сооружений города Сургута присвоена 1 категория негативного воздействия. Также в ходе проверки установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.11.2018 года № 1493 предприятию с целью сброса сточных вод предоставлен участок реки на срок по 02.10.2023 года. Указанным решением предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с . В процессе эксплуатации объекта в водный объект – участок реки от устья сбрасываются сточные воды, содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих. Вопреки установленным нормативам СГМУП «Горводоканал» осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Обь. Просит, с учетом уточнений, возложить на ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «, в водный объект () в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

Помощник Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Максимов И.Ф. в суде первой инстанции поддержал заявленные требования по доводам поданного заявления.

Представитель ответчика СГМУП «Горводоканал» Голиченков М.Н. в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица администрации города Сургута Кудрявцева И.Б. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое представитель ответчика СГМУП «Горводоканал» Голиченков М.Н. в апелляционной жалобе просит отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на то, что решение суда в части установленного двухмесячного срока является необоснованным и неисполнимым. В ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены доказательства выполнения мероприятий по реконструкции комплекса канализационных очистных сооружений города Сургута, что подтверждается инвестиционной программой СГМУП «ГВК» по развитию систем водоотведения на территории г. Сургута на 2022-2025 годы, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО – Югры от 29.10.2021 года № 33-Пр-120. Срок реализации программы до декабря 2025 года включительно. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.07.2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывает, что на момент вынесения оспариваемого решения у ответчика в силу закона отсутствовала как обязанность, так и право получения и/или переоформления разрешения на установление сбросов загрязняющих веществ. Обращает внимание, что на момент подачи апелляционной жалобы установленный судом срок исполнения ответчиком обязанности по подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения изменен. Статьей 8 Федерального закона от 26.03.2022 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок исполнения ответчиком обязанности по подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения установлен до 31.12.2024 года. Судом проигнорированы нормы Федерального закона от 10.01.2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 21.07.2014 года № 219-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 года № 828 «Правила выдачи разрешений на временные выбросы». Ссылается на то, что исполнить требование прокурора в двухмесячный срок возможно только при полной остановке деятельности предприятия по водоотведению. Указанные обстоятельства не приняты судом во внимание.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Гулик О.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях (отзыве) на апелляционную жалобу представитель администрации г. Сургута Кудрявцева И.Б. поддерживает доводы апелляционной жалобы СГМУП «Горводоканал», просит в удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора отказать в полном объеме, решение суда отменить.

Представитель третьего лица администрации г. Сургута в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил.

На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель ответчика СГМУП «Горводоканал» Голинченков М.Н. в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

Процессуальный истец прокурор Лаптева Е.В. в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

Судом первой инстанции установлено, сторонами не оспаривается, что СГМУП «Горводоканал» является организацией по водоотведению в муниципальном образовании город Сургут, осуществляет деятельность по приему, очистке и сбросу очищенных сточных вод в реку Обь.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BBFJSB9L от 05.01.2017 года, СГМУП «Горводоканал» поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемому объекту комплекс канализационных очистных сооружений (КОС) города Сургута присвоена I категория негативного воздействия (объект, оказывающий значительное негативное воздействие).

Деятельность по сбросу очищенных сточных вод осуществляется СГМУП «Горводоканал» в соответствии с разрешением на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в реку Обь № 84/8 от 11.12.2018 года, выданным Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре, на период с 11.12.2018 года по 03.10.2023 года.

На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 1493 от 15.11.2018 года, выданного Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО – Югры, СГМУП «Горводоканал» с целью сброса сточных вод предоставлен . Срок водопользования установлен с 26.11.2018 года по 02.10.2023 года.

Указанным решением предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения СГМУП «Горводоканал» требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сброса загрязняющих веществ, в ходе которой установлено, что СГМУП «Горводоканал» осуществляет эксплуатацию объекта расположенного на территории города Сургута в районе Заячьего острова.

Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления Росводресурсы от 03.10.2018 года № 97-НДС утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект – участок , срок действия нормативов – до 03.10.2023 года.

Проверкой установлено, что вопреки условиям действующих решений о предоставлении водного объекта в пользование и нормативов допустимых сбросов согласно отчету по форме 2-ТП (водхоз) за 2020 год и по состоянию на май 2021 года Предприятие осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Обь. В процессе эксплуатации Предприятием , в водный объект - сбрасываются сточные воды, содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», к категории загрязняющих.

По выявленным нарушением законодательства, Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя СГМУП «Горводоканал» 27.05.2021 года внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс веществ в реку Обь.

Решением Сургутского городского суда от 08.07.2021 года по делу № 2а-7755/2021 административный иск СГМУП «Горводоканал» об оспаривании вышеуказанного представления прокурора оставлен без удовлетворения, представление прокурора признано законным, вынесенным с соблюдением действующего законодательства.

Не устранение СГМУП «Горводоканал» выявленных нарушений явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установив превышение показателей по аммиаку, нефтепродуктам, фосфатам, нитриту, железу, БПК в сточных водах, сбрасываемых СГМУП «Горводоканал» в реку Обь, в отсутствие у ответчика выданного или переоформленного разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, в связи с чем возложил на СГМУП «Горводоканал» обязанность устранить выявленные нарушения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

При рассмотрении дела судом первой инстанции оценивались заявленные в апелляционной жалобе доводы о том, что для СГМУП «Горводоканал», как организации, осуществляющей хозяйственную деятельность на объекте категории, законом установлена обязанность по подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения на объект ., позднее 31.12.2022 года (в настоящее время -31.12.2024 года).

Как верно указал суд, установление срока для получения комплексного экологического разрешения не освобождает ответчика от соблюдения действующих до 01.10.2023 года нормативов, предусмотренных для сброса веществ и микроорганизмов в реку Обь.

Пунктом 1 статьи 23.1. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные сбросы.

В силу п. 1 ст. 31.1. Закона Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Следовательно, разрешения на временные выбросы не устанавливаются для объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 05.01.2017, комплекс канализационных очистных сооружений (КОС) города Сургута, местонахождение объекта: город Сургут, Заячий остров, присвоен код объекта № 71-0186-001214-П, и установлена 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, на указанной объект необходимо получение комплексного экологического разрешения.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федеральный закон № 219-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, ответчиком не оспаривалось, что у Предприятия отсутствует выданное или переоформленное разрешение, устанавливающего лимиты на выбросы и сбросы, действующие в период реализации планов снижения выбросов и нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

С учетом указанных обстоятельств и вышеприведенных положений законодательства, выводы суда первой инстанции об обязанности Предприятия осуществлять сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта , в водный объект () в соответствии с действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденными до 23.10.2023 года нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, правомерны и обоснованы.

При этом, тот факт, что на момент вынесения решения суда у СГМУП «Горводоканал» отсутствовал план снижения сбросов загрязняющих веществ, на что указывает податель жалобы, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку не освобождает Предприятие от обязанности по соблюдению условий решения о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Довод апеллянта о необоснованности установленного судом срока для исполнения решения суда, со ссылкой на предусмотренный законом срок для получения комплексного экологического разрешения - до 31.12.2024 года, также является несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, обязанность по осуществлению правомерного водопользования, в том числе в результате сброса сточных вод в водных объект, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия комплексного экологического разрешения и сроков его оформления.

В данном случае, у Общества имеются действующие нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, утвержденные еще в 2018 году, следовательно, с учетом специфики объекта правовом охраны (водный объект) и необходимости принятия оперативных мер по недопущению негативного воздействия на природный ресурс, ухудшения его состояния, установленный судом срок является разумным и достаточным.

Иные доводы жалобы о незаконности и необоснованности решения суда являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что само по себе не может служить основанием для отмены решения суда. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 22 июля 2022 года.

Председательствующий Мочегаев Н.П.

Судьи Башкова Ю.А.

Ишимов А.А.