ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-463/2021 от 15.03.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 33-463/2021 г. (2-407/2020 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Батовой Л.А., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Буткиной А.В.,

рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 января 2021 года, которым

исковые требования ФИО1 удовлетворены частично;

с Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми в пользу ФИО1 взысканы компенсация расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 13 124 руб., компенсация по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 208,23 руб., компенсация морального вреда в размере 1500 руб.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно за 2020 год в размере 13 124 руб., компенсации за задержку выплат в размере 256,57 руб., морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, участия не приняла.

Представитель истца исковые требования поддержала.

Представитель ответчика с иском не согласилась, указывая, что документы к оплате предъявлены после увольнения, и поскольку истец своевременно не воспользовалась правом на возмещение расходов, оплата проезда не подлежит компенсации.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Представитель истца в письменных возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 10-РЗ «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми» гражданским служащим Республики Коми предоставляется право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в год.

Во исполнение Закона Республики Коми «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми» Указом Главы Республики Коми № 77 от 10.06.2005 утверждено Положение «О порядке и условиях компенсации государственным гражданским служащим Республики Коми расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно».

В соответствии с пунктом 2 данного Положения государственный гражданский служащий Республики Коми имеет право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов один раз в календарном году. При этом календарный год, в котором гражданскому служащему предоставляется право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, определяется по дате выезда к месту использования отпуска.

Согласно пункту 3 Положения право на оплату проезда возникает у гражданского служащего одновременно с правом на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что в случае если гражданский служащий в течение календарного года, в котором он использовал отпуск, представит восстановленные утерянные проездные документы на проезд к месту использования отпуска и обратно по маршруту прямого следования, компенсация расходов на оплату проезда производится в размере фактически понесенных расходов, но не выше норм, установленных пунктом 8 Положения. Расчет с гражданским служащим в этом случае производится в течение 30 рабочих дней со дня представления им восстановленных утерянных проездных документов.

В соответствии с пунктом 8 Положения расходы на оплату проезда, подлежащие компенсации, включают в себя: оплату стоимости проезда, подтвержденного проездными документами: железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда; воздушным транспортом – в салоне экономического класса; оплату стоимости проезда транспортом общего пользования к железнодорожной станции и от них при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы.

В случае поездки за пределы Российской Федерации расходы на оплату проезда возмещаются исходя из стоимости проезда до границы Российской Федерации и обратно от границы Российской Федерации, при проезде воздушным транспортом - на основании справки транспортной организации о коэффициенте проезда до границы Российской Федерации (пункт 9).

Согласно пункту 11 Положения выплата компенсации расходов на оплату проезда производится не позднее чем за 10 календарных дней и не ранее чем за 60 календарных дней до начала отпуска гражданского служащего, в котором будет осуществлен проезд, исходя из примерной стоимости проезда на основании письменного заявления гражданского служащего и решения представителя нанимателя. Гражданский служащий обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня выхода на работу из отпуска, в котором был осуществлен проезд, представить авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. В случае если гражданский служащий не обратился за компенсацией до начала отпуска, он вправе представить письменное заявление о предоставлении компенсации расходов на оплату проезда, билеты, другие подтверждающие документы в течение календарного года, в котором гражданскому служащему предоставлено право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно. Расчет с гражданским служащим производится в течение 30 рабочих дней со дня предоставления им проездных документов.

Судом установлено, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в должности ... Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с истечением действия срочного служебного контракта по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно приказу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на ... календарный день.

В период отпуска с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец выезжала в отпуск на отдых в ... по туристской путевке, оформленной в турагентстве «...».

Согласно справке ООО «...», выданной на основании сведений консолидатора чартерной авиаперевозки международного концерна «...», и справке турагентства ООО «...» установлено, что на момент приобретения туристских услуг <Дата обезличена> стоимость авиабилетов в салоне экономического класса по маршруту ... составила ... руб.

По сведениям, предоставленным АО Агентство «...», отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии перевозки, составило ...%. Стоимость перевозки по Российской Федерации составила ... руб. (...).

Согласно справкам ОАО «...» стоимость перевозки в пассажирском поезде плацкартного вагона по маршруту «...» составила ... руб., стоимость аэроэкспресса от ... до ... и обратно - ... руб.

Таким образом, общая стоимость расходов по проезду истца на территории Российской Федерации составила ... руб.

<Дата обезличена> истцом в Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми сдан авансовый отчет и подано заявление о возмещении расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно.

Письмом от <Дата обезличена> ФИО1 отказано в возмещении расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно со ссылкой на то, что указанная компенсация возмещается только лицам, являющимся государственными гражданскими служащими Республики Коми, а поскольку она уволена, оснований для выплаты не имеется.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 325 Трудового кодекса РФ, Положением «О порядке и условиях компенсации государственным гражданским служащим Республики Коми расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно», утвержденным Указом Главы Республики Коми № 77 от 10.06.2005, установив, что истец в период предоставления ей Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми очередного трудового отпуска и выезда к месту его использования состояла на государственной гражданской службе Республики Коми, пришел к выводу о праве ФИО1 на возмещение расходов на оплату проезда, в связи с чем взыскал с ответчика компенсацию расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя ответчика.

Так, ответчиком по делу не оспаривалось, что право на оплату проезда к месту проведения отпуска ранее истцом не использовано и возникло у ФИО1 в период ее нахождения в отпуске. Вместе с тем в апелляционной жалобе представитель ответчика, ссылаясь на Указ №77, полагал, что истец, утратив статус государственного гражданского служащего Республики Коми, не имеет право на обращение за компенсацией расходов на оплату проезда к месту использования отдыха и обратно.

Указанные доводы подлежит отклонению, поскольку содержат иную, неправильную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих.

Нормы действующего законодательства связывают оплату проезда с самим фактом предоставления работнику и использования им ежегодного оплачиваемого отпуска. На момент предоставления и использования отпуска ФИО1 проходила государственную гражданскую службу. То обстоятельство, что заявление подано после даты освобождения истца от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы, не свидетельствует об утрате истцом права на оплату обратного проезда.

Ссылки в апелляционной жалобе о том, что истец имела возможность подачи заявления об оплате проезда до дня увольнения, судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.

В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности» в связи с распространением коронавирусной инфекции, истец, согласно пункту 3 данного Указа, по прибытии из ... находилась на самоизоляции в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, ей был открыт листок нетрудоспособности и установлен запрет покидать место жительства.

В последующем истец не имела возможности получить документы, предусмотренные Положением, подтверждающие несение расходов, по причине закрытия с <Дата обезличена> и до <Дата обезличена> в связи с распространением коронавирусной инфекции офиса туристического агентства, где оформлялся туристский продукт, что следует из переписки истца с турагентством.

Таким образом, правовых оснований полагать, что истец утратил право на компенсацию в связи с несвоевременной подачей заявления, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Указом Главы Республики Коми № 77 от 10.06.2005 определено право ... давать разъяснения по вопросам применения Указа, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как официальных разъяснений ... по вопросам применения норм Указа №77 не давала, а письмо от <Дата обезличена> в адрес Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми не может быть признано нормативным актом.

Принимая во внимание, что требования о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно удовлетворены, суд обоснованно удовлетворил и производные от указанных требования о взыскании денежной компенсации ввиду задержки соответствующих выплат, что предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса РФ, и компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, приведенную в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, и по своей сути основаны на ошибочном применении закона.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи