ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4650/2016 от 22.07.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-4650/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2016 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Верхотуровой И.В.

судей Дорожкиной О.Б., Порохового С.П.

с участием прокурора Максименко Е.В.

при секретаре Чирковой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска в интересах ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию г.Хабаровска «Управляющая организация по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирных домах» о возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 апреля 2016 года,

Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора Максименко Е.В., истца ФИО1, представителя ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» ФИО3,судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к МУП г.Хабаровска «Управляющая организация по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирных домах» о возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения МУП г.Хабаровска «УО МКД» требований действующего законодательства при управлении многоквартирными домами, расположенными по <адрес>, в ходе которой установлено, что должностными лицами «УО МКД» не исполняются требования ч.1, 1.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, п.10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2012 года № 491, а также п.п.3.3.4, 3.7.4, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.8.4, 4.8.7, 4.8.14, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, ст.31 №76-ФЗ, ч.4 ст.12 № 261-ФЗ. Ранее 29.10.2015 года прокуратурой района внесено директору «УО МКД» представление об устранении нарушений выявленных в ходе проверки 13.10.2015 года, по результатам рассмотрения которого часть нарушений устранено, однако другие нарушения остались не устраненными. Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 не может самостоятельно обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав, поскольку относится к социально незащищенным слоям населения, что подтверждается справкой , выданной Бюро МСЭ № 5. На основании изложенного, прокурор просил возложить на МУП г.Хабаровска «УО МКД» обязанность по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверки помещений общего пользования многоквартирных домов <адрес>, и приведению этих помещений и общего имущества в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг, а именно: оборудовать контейнерную площадку с ограждением; устранить неисправность пола в вводно-распределительных шкафах электрощитовых; оборудовать внесенными в государственный реестр средств измерения и введенными в эксплуатацию, общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии; устранить неисправность остекления оконных блоков; привести в надлежащее состояние почтовые ящики; в многоквартирном доме устранить на 1-м этаже скол ступени лестничного марша; устранить зыбкость пола и неисправность покрытия цементного пола (отверстие) на 1 этаже; устранить на 1 этаже в коридоре неисправность покрытия деревянного пола (отверстие); устранить неисправность ступени лестничного марша и самого покрытия площадки при входе в подъезд; в многоквартирном доме устранить неисправность остекления при входе в подъезд; цементного покрытия пола на 1 этаже; дверцы металлических почтовых ящиков; в одном месте неисправность металлического ограждения лестничного марша; зыбкость пола на 1 этаже; неисправность покрытия пола у пожарного (эвакуационного) выхода.

В ходе судебного разбирательства прокурором требования в части установления срока для устранения выявленных нарушений уточнены до трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Истец ФИО1 требования прокурора поддержала, просила устранить выявленные нарушения и недостатки по обслуживанию, содержанию и ремонту общедомового имущества, в том числе осуществив ремонт кровли над ее квартирой, и взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 апреля 2016 года исковые требования прокурора Железнодорожного районного суда г.Хабаровска удовлетворены.

На МУП г.Хабаровска «УО МКД» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения, выявленные в ходе проведения проверки помещений общего пользования многоквартирных домов <адрес>, а именно:

- оборудовать контейнерную площадку с ограждением;

- устранить неисправность пола в вводно-распределительных шкафах электрощитовых;

- оборудовать внесенными в государственный реестр средств измерения и введенными в эксплуатацию, общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии;

- устранить неисправность остекления оконных блоков;

- привести в надлежащее (работоспособное) состояние почтовые ящики.

В многоквартирном доме устранить на 1-м этаже скол ступени лестничного марша;

- устранить зыбкость пола и неисправность покрытия цементного пола (отверстие) на 1 этаже;

- устранить на 1 этаже в коридоре неисправность покрытия деревянного пола (отверстие);

- устранить неисправность ступени лестничного марша и самого покрытия площадки при входе в подъезд.

В многоквартирном доме устранить неисправность остекления при входе в подъезд;

- устранить неисправность цементного покрытия пола на 1 этаже;

- устранить неисправность дверцы металлических почтовых ящиков;

- устранить неисправность металлического ограждения лестничного марша;

- устранить зыбкость пола на 1 этаже;

- устранить неисправность покрытия пола у пожарного выхода.

С МУП г.Хабаровска «УО МКД» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.

В остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

С МУП г.Хабаровска «УО МКД» в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» взыскана госпошлина в размере 600 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» ФИО2 с решением суда не согласна в части – оборудовать внесенными в государственный реестр средств измерения и введенными в эксплуатацию, общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене. В обоснование доводов жалобы указала, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что на МУП г.Хабаровска «УО МКД» должна быть возложена обязанность в силу закона по оборудованию внесенными в государственный реестр средствами измерения и введенными в эксплуатацию, общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии, так как данные работы относятся к содержанию и текущему ремонту. С такими выводами не согласна сторона ответчика, поскольку указанные работы относятся к проведению работ капитального ремонта. В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого большинством голосов. Считает, что обязанность по установке общедомового прибора учета электрической энергии лежит на сетевой организации (ресурсоснабжающей), на управляющую компанию данная обязанность не распространяется. Согласно гл. 15 Жилищного кодекса РФ проведение капитального ремонта не возлагается на управляющую компанию, вопросами по капитальному ремонту занимается региональный оператор, созданный в каждом субъекте. Таким образом, суд, возлагая обязанность сетевой компании на управляющую организацию, не учел положения ст.30 и главы 15 Жилищного кодекса РФ.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Хабаровска просил решение суда, как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от истца ФИО1 не поступало.

В заседание судебной коллегии представитель ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» ФИО3 просит отменить решения суда в части возложения обязанности по оборудованию внесенными в государственный реестр средств измерения и введенными в эксплуатацию, общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии, поддержав доводы жалобы.

Прокурор Максименко Е.В., истец ФИО1 просят решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, считая доводы необоснованными.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции обжалуется представителем ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» только в части оборудования внесенными в государственный реестр средств измерения и введенными в эксплуатацию, общедомовыми приборами учета холодной воды и электроэнергии, в остальной части решение суда представителем ответчика не оспаривается, также указанное решение не оспаривается прокурором, истцом ФИО1, обстоятельств, являющихся безусловным основанием для отмены принятого решения, не усматривается, судебная коллегия полагает возможным проверить законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.

В данном случае судебная коллегия связана только доводами апелляционной жалобы представителя ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД».

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав мнение лиц, принявших участие в суде апелляционной инстанции, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 05 июня 2007 года между собственниками и нанимателями жилых помещений, а также собственниками нежилых помещений многоквартирного дома <адрес> и МУП г.Хабаровска «УО МКД» заключен договор управления многоквартирным домом по условиям которого, управляющая организация обязуется, в том числе, осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.

Также, 3 июня 2010 года, между собственниками и нанимателями жилых помещений, а также собственниками нежилых помещений многоквартирного дома <адрес> и МУП г.Хабаровска «УО МКД» заключен аналогичный указанному выше договор управления многоквартирным домом.

Судом установлено, что в указанных жилых домах отсутствуют общедомовые приборы учета холодной воды и электроэнергии, внесенные в государственный реестр средств измерения и введенные в эксплуатацию.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.161 Жилищного кодекса РФ, правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, установив ненадлежащее содержание управляющей организацией МУП г.Хабаровска «УО МКД» общего имущества многоквартирных домов <адрес>, пришел к выводу о возложении одной из обязанности по установке общедомовых приборов учета холодной воды и электроэнергии, внесенных в государственный реестр средств измерения и введенных в эксплуатацию, в силу того, что МУП г.Хабаровска «УО МКД» является управляющей организацией, с которой заключены договоры управления многоквартирными домами , она должна обеспечить эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем, оборудование, проведение мероприятий по вводу их в эксплуатацию, относится именно к управляющей организации.

С таким выводом судебная коллегия соглашается, в связи с верным применением к спорным правоотношениям норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что управляющая компания не является ресурсоснабжающей организацией, на основании чего на неё не может быть возложена обязанность по оборудованию общедомовых приборов учета холодной воды и электроэнергии, судебная коллегия отклоняет, исходя из следующего.

В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу положений ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

В соответствии с п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и(или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

В силу п. 11 ст. 2 Закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым является МУП г.Хабаровска «УО МКД», по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета предусмотрена и подпунктом «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354.

Таким образом, оборудование и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной воды и электроэнергии, относится непосредственно к обязанностям управляющей организации на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами, и независимо от действий собственников многоквартирного дома, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета, обязана принять необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Доводы жалобы о том, что работы по оборудованию общедомовых приборов учета холодной воды и электроэнергии относятся к проведению работ капитального ремонта, не могут повлечь отмену правильно принятого судом решения.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, решение суда в указанной части законно и обоснованно.

В остальной части решение суда не обжаловано.

Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска в интересах ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию г.Хабаровска «Управляющая организация по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирных домах» о возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» ФИО2 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Верхотурова

Судьи О.Б. Дорожкина

С.П. Пороховой