ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4653/2013 от 27.02.2014 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

 Новолакский районный суд

 Судья Хаваев А.Г.

 Дело № 33 – 87-2014 г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     27 февраля 2014 года г. Махачкала

     Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

     председательствующего Шихгереева Х.И.,

     судей Гаджиева Б.Г. и Магадовой А.В.

     при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.

     рассмотрела в судебном заседании от 27 февраля 2014 года по апелляционной жалобе ФИО1- представителя МО «Новолакский район» на решение Новолакского районного суда РД от 08 октября 2013 года дело по иску прокурора Новолакского района о признании незаконным бездействия главы МО «Новолакский район» ФИО2 по не проведению разграничения права собственности на земли и о понуждении его к проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Ямансу» Новолакского района.

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Шихгереева Х.И., объяснения ФИО1- представителя МО «Новолакский район», просившей отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, прокурора Новолакского района Сулейманова Ю.А., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

     Прокурор Новолакского района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия главы МО «Новолакский район» ФИО2 по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Ямансу», и понуждению его к проведению их разграничения.

 Свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

 Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

 В соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

 Пунктом 10 статьи 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого же закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

 В целях реализации положений Федерального закона от 17 апреля 2006 № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» органам местного самоуправления предписано завершить до 31 декабря 2011 года работу по разграничению земель муниципальных образований Республики Дагестан и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к муниципальной собственности.

 Однако, указанные требования, вытекающие из Постановления Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан», администрацией МО «Новолакский район» не выполнены и без проведения разграничения государственной и муниципальной собственности на землю муниципальное поселение лишено возможности в полной мере реализовать свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью.

 Решением Новолакского районного суда от 08 октября 2013 года постановлено:

 «Признать незаконным бездействие главы МО «Новолакскнй район» ФИО3 по не проведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Ямансу».    

     Обязать главу МО «Новолакский район» ФИО2 провести разграничение земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Ямансу» в течении месяца после вступления решения суда в законную силу».

 Представителем МО «Новолакский район» ФИО1 на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения по тем основаниям, что при рассмотрении дела судом не принято во внимание то, что исковое заявление прокуратуры Новолакского района не соответствует требованиям статьи 131 ГПК РФ, в частности, не соблюден досудебный порядок обращения, а также не указано, в чем конкретно заключаются права и интересы МО «с. Ямансу» Новолакского района, нарушенные отсутствием разграничения права собственности, в нем не указаны земельные участки, на которые следует провести разграничение права собственности. В иске не имеется ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, в том числе и нормы Устава муниципального образования, предусматривающий избранный МО «с. Ямансу» Новолакского района способ защиты права и интересов, не приведены действия, которые должны быть совершены МО «Новолакский район» для выполнения решения суда и разграничения права собственности на земли, при этом суд не выяснил причины, по которым само МО «Село Ямансу» Новолакского района, чьи права и интересы нарушаются бездействием МО «Новолакский район», не обратилось в установленном порядке в суд самостоятельно.

 Не учтено также то, что само МО «с. Ямансу» Новолакского района не обращалось в Администрацию МО «Новолакский район» по вопросу разграничения права собственности на земли.

 Суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству не истребовал и не исследовал в судебном заседании Устав МО «Село Ямансу» Новолакского района, а также полномочия этого муниципального образования.

 Суд неправильно сослался на статью 11 Федерального Закона № 131-Ф3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая регулирует не вопросы разграничения права собственности на землю, а определяет границы муниципальных образований.

 Положения постановления Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» носят не обязательный, а рекомендательный характер.

 Земли муниципальных образований Новолакского района освобождаются путем переселения представителей лакского народа на другое место проживания, предназначены для восстановления прав репрессированного чеченского народа и Ауховского района, поэтому, разграничение права собственности на земли в этом районе возможно после восстановления Ауховского района.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новолакского района просит решение суда оставить без изменения по тем основаниям, что доводы апелляционной жалобы не основаны на содержании искового заявления и материалах дела, утверждения о том, что права МО «Село Ямансу» Новолакского района не нарушаются, не состоятельны, поскольку данное муниципальное образование из-за отсутствия разграничения права собственности на земли лишено права иметь в своей муниципальной собственности земельные участки и возможности разрешать земельные вопросы на территории муниципального образования, разграничение земель должно осуществляться в порядке исполнения закона и без обращения муниципальных образований поселений в муниципальный район, кроме того, глава МО «Село Ямансу» Новолакского района обращался в администрацию района, однако, вопрос остался нерешенным, а глава МО «Новолакский район» под давлением Исполкома региональной общественной организации «Общественный Совет чеченцев» противодействует разграничению земель, в связи с чем глава МО «Село Ямансу» Новолакского района обратился к прокурору района, решение суда соответствует требованиям закона и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

 В возражениях на апелляционную жалобу глава МО «Село Ямансу» Новолакского района также просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по тем основаниям, что МО «Село Ямансу» Новолакского района обращалось к главе МО «Новолакский район» по поводу разграничения права собственности на земли, однако, эти обращения были проигнорированы, в связи с чем он был вынужден обратиться к прокурору района, притом глава МО «Новолакский район» отказал в разграничении земель не всем муниципальным образованиям, ставя их в не равные условия.

 Глава МО «Село Ямансу» Новолакского района, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, сам в судебное заседание не явился, не направил в судебное заседание своего представителя, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении разбирательства дела на другой срок не просил, в связи с чем дело на основании статей 327 и 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя МО «Село Ямансу» Новолакского района.

 В судебном заседании представитель МО «Новолакский район» ФИО1 поддержала апелляционную жалобу, просила удовлетворить ее по основаниям, указанным в жалобе. Кроме того, она указала, что в настоящее время Правительством Республики Дагестан принято распоряжение от 25 февраля 2014 года № 63-р, которым земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) зарезервированы для выполнения решений о восстановлении Ауховского района.

 Прокурор Новолакского района Сулейманов Ю.А. возразил против доводов апелляционной жалобы и объяснений представителя МО «Новолакский район» ФИО1, ссылаясь на основания, указанные как в исковом заявлении, так и в его возражениях на апелляционную жалобу, просил отказать в удовлетворении жалобы по тем мотивам, что доводы апелляционной жалобы не состоятельны, распоряжение Правительства Республики Дагестан от 25 февраля 2014 года № 63-р, которым земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) зарезервированы для выполнения решений о восстановлении Ауховского района и которым главам поселений и района рекомендовано не осуществлять регистрацию прав, а также заключать сделки на земли, противоречит закону и не может иметь большую силу по сравнению с другими нормативными актами, которые обязывают провести разграничение права собственности на земли, отказ в проведении разграничения права собственности на землю не основан ни на одном законе, разграничение права собственности на землю для всех является обязательным с момента вступления в силу закона, предусматривающего проведение разграничения, названное распоряжение вынесено после разрешения заявления прокурора, в связи с чем оно не может иметь юридическое значение для дела, поскольку суд разрешил дело в соответствии с действовавшим на момент рассмотрения дела законодательством, данное распоряжение не может служить основанием для ограничения проведения разграничения права собственности на землю, по существу историческое название села Ямансу восстановлено, поскольку лакское население с этого села переехало, чеченцы-аккинцы, которые должны возвратиться в свое село, возвратились, эти жители, которые хотят получить земельные участки и обустроиться, вынуждены в этих целях обращаться к руководству района, глава МО «село Ямансу» лишен возможности решить какой-либо земельный вопрос в связи с тем, что за муниципальным образованием на праве собственности не закреплен ни один земельный участок, все поселения района должны иметь одинаковый статус и одинаковые права на земли, однако, исключение для разграничения права собственности на землю и разграничение права собственности на земли имеет место только в отношении одного села МО «Село Новомехельтинский», другим поселениям администрация района в проведении разграничения права собственности на землю отказано, что является неправильным и противозаконным, главы муниципальных поселений к нему обратились, когда их обращения в муниципальный район по данному вопросу остались без разрешения, проведение разграничения является обязательным независимо от того, подлежит восстановлению Ауховский район или нет, разграниченные земли останутся в распоряжении восстановленного Ауховского района и его поселений.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит к следующему.

 Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что бездействие главы МО «Ямансу» Новолакского района противоречит требованиям ЗК РФ, а также постановлениям Правительства Республики Дагестан, предусматривавших проведение разграничения права собственности на земли в определенные сроки.

 Однако, такой вывод суда не может быть признан соответствующим требованиям закона.

 Основанием для обращения прокурора в суд в интересах муниципального образования сельского поселения послужило то, что в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данное муниципальное образование вправе иметь в собственности земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами в порядке разграничения права собственности на земли, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, которые принадлежат муниципальному образованию в соответствии со статьей 3.1 этого Закона, может осуществляться только после государственной регистрации права собственности на них, согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2011 года № 84 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Дагестан от 6 февраля 2007 года № 19 «О мерах по упорядочению и совершенствованию регулирования градостроительной деятельности в Республике Дагестан» органам местного самоуправления было предписано завершить до 31 декабря 2011 года работу по разграничению земель муниципальных образований Республики Дагестан и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к муниципальной собственности, однако, требования этих законов не выполнены, обращения указанного муниципального образования в МО «Новолакский район» о проведении разграничения права собственности на земли и определении земель муниципальной собственности поселения остались без надлежащего реагирования, в связи с чем сельское поселение лишено возможности в полной мере осуществить свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью.

 Между тем, такие доводы прокурора не могут признаваться основанием для вывода о том, что отсутствие разграничения права собственности муниципального образования сельского поселения на землю влечет нарушение право муниципального образования сельского поселения на распоряжение его собственностью, дающее основание для принятия прокурором мер реагирования в виде обращения в суд за защитой прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.

 Полномочия районных муниципальных образований (до издания Указа Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» - районных Советов народных депутатов) и муниципальных образований сельских поселений (до издания Указа Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» -сельских Советов народных депутатов) по распоряжению землями и разграничению права собственности на землю до 1 июля 2006 года в разной степени регулировались ЗК РСФСР 1991 года, Законом РФ от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Дагестан от 1991 года «О земле», Федеральным законом от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», ЗК РФ 2001 года, а также постановлением Правительства РФ от 04 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности», Законом Республики Дагестан «О земле» и т.д.

     Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) были определены Федеральным законом от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», ЗК РФ 2001 года, Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 04 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».

 Статьей 6 Федерального закона от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» предусматривался следующий порядок разграничения государственной собственности на землю:

 специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями возникновения прав на землю разного уровня, указанными в статьях 3,4,5 этого Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

 подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

 сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Процедура подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности по основаниям, установленным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю», была урегулирована постановлением Правительства РФ от 04 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».

 Земельный кодекс Российской Федерации, введенный в действие 29 октября 2001 года, а согласно его статье 1 и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе и на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

 Согласно статье 19 этого ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

 Однако, требования этих нормативных актов по разграничению права собственности на землю не были выполнены, Правительством Российской Федерации не были утверждены перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникло право собственности.

 Федеральным законом от 17 апреля 2006 № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», действующим с 1 июля 2006 года, Федеральный закон от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» был признан утратившим свою силу и Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» был дополнен статьей 3.1, а Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - статьей 30.1, которыми были лишь урегулированы вопросы отнесения земель к землям разных уровней публичных образований (федеральная собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная собственность) и порядок регистрации прав на эти земли.

 При этом пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изложен в иной редакции.

 Согласно этой редакции пункта распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого Федерального закона, могло осуществляться после государственной регистрации права собственности на них, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

 Ни Федеральным законом от 17 апреля 2006 № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ни другими законами, согласно которым в целях разграничения государственной собственности на землю к землям муниципальных образований, в том числе и муниципальных образований сельских поселений, отнесены земли, которые предоставлены органам местного самоуправления этих муниципальных образований, не были определены как порядок разграничения собственности на землю, так и сроки проведения мероприятий по разграничению муниципальной собственности на землю.

 В связи с признанием Федерального закона от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» утратившей силы утратили силу и порядок разграничения собственности на землю, предусмотренный статьей 6 названного Федерального закона от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и постановлением Правительства РФ от 04 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности», которое было издано в развитие и во исполнение названного Федерального закона от 17 июля 2001 года 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

     Другого нормативного акта, регулирующего порядок разграничения права собственности на землю, в силу которых как муниципальное образование сельского поселения, так и прокурор в его интересах мог обратиться в суд с требованиями о разграничении права собственности на землю, не имеется.

 Согласно пункту 5 статьи 19 ЗК РФ, введенному Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации», земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 ЗК РФ.

 Из этой нормы права следует, что передача земель, находящихся в распоряжении муниципального района, в распоряжение (соответственно, и в собственность) муниципального образования сельского поселения является правом муниципального района, а не обязанностью.

 Соответственно, полномочия по распоряжению землями, собственность на которые не была разграничена (в том числе не были переданы муниципальным районом в собственность муниципального образования сельского поселения), вправе осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов и это не может считаться нарушением закона, прав муниципальных образований сельских поселений и других лиц, в том числе неопределенного круга, поскольку заинтересованное в получении земельного участка лицо имеет возможность решить вопрос получения земельного участка путем обращения в органы местного самоуправления муниципального района.

     С учетом этого ни муниципальное образование сельского поселения, ни прокурор, обращающийся в интересах такого муниципального образования, не могут признаваться лицами, имеющими право на предъявление требований о проведении разграничения права собственности на землю.

     Удовлетворяя требований прокурора, суд не учел приведенные обстоятельства, что свидетельствует о незаконности рассмотрения судом заявления прокурора, в котором не приведены предусмотренные законом действительные права муниципального образования и неопределенного круга лиц, которые нарушены тем, что органы местного самоуправления муниципального района «Новолакский район» не проводят разграничение права собственности на землю в целях передачи земель в собственность муниципального образования «Село Ямансу».

 В связи с этим решение суда подлежит отмене.

     В соответствии со статьей 220 ГПК РФ если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ, производство по делу подлежит прекращению.

     Таким основанием, предусмотренным пунктом 1 статьи 134 ГПК РФ, является то, что в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты (к которым относятся действие и бездействие органов государственной власти и местного самоуправления), которые не затрагивают и не нарушают права, свободы или законные интересы заявителя или лица, в интересах которого подано заявление.

 В данном случае на бездействие органа местного самоуправления муниципального района прокурором заявление подано в интересах муниципального образования сельского поселения и неопределенного круга лиц, права и законные интересы которых, как установлено выше, не затрагиваются и не нарушаются.

     Из этого вытекает, что суд не имел оснований рассматривать и в порядке гражданского судопроизводства разрешать заявление, поданное в интересах муниципального образования и лиц, права и законные интересы которого не затрагиваются и не нарушаются.

 Соответственно, в силу требований статьи 220 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению.

 При этом Судебная коллегия учитывает и следующее обстоятельство.

 В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции установлено, что распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25 февраля 2014 года № 63-р земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) в целях реализации на территории Республики Дагестан постановления Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», постановления Государственного Совета Республики Дагестан от 19 марта 1997 года № 37 «О постановлении 111 Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и постановления Народного Собрания Республики Дагестан от 31 марта 1997 года «О постановлении 111 Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» зарезервированы сроком на 7 лет для восстановления прав чеченцев- аккинцев, признанных названными актами репрессированным народом, а также Ауховского района.

 Пунктом 2 данного распоряжения Правительства Республики Дагестан установлены ограничения оборотоспособности земель на территории нынешнего Новолакского района, которые в силу указанных ограничений и требований статьи 27 ЗК РФ до снятия этих ограничений не могут предоставляться в частную собственность, в том числе лицам и из числа неопределенного круга лиц.

 Между тем, как это видно из заявления прокурора, его требования о разграничении собственности муниципального образования сельского поселения на земли были направлены на понуждение органов местного самоуправления муниципального района к передаче в собственность муниципального образования сельского поселения земель, которыми оно могло распорядиться в целях их предоставления в частную собственность.

 В связи с изданием названного распоряжения вопрос о возможности предоставления муниципальным образованием сельского поселения земель в частную собственность на период продолжительностью 7 лет исчерпан, т.е. предмет обжалованных правоотношений устранен из полного оборота, что также указывает на отсутствие оснований для разрешения требований прокурора в том порядке, в котором они заявлены прокурором.

 Руководствуясь статьями 328, 329 и 220 ГПК РФ, Судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Новолакского районного суда от 8 октября 2013 года отменить.

 Производство по делу прекратить.

 Председательствующий

 Судьи