Судья Смоленская Ю.А. стр. 57, г/п 00 руб.
Докладчик Пономарев Р.С. Дело № 33-4656/15 10 сентября 2015 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Пономарева Р.С., Романовой Н.В.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Вельское» на решение Вельского районного суда Архангельской области от 29 июня 2015 года, которым постановлено:
«исковое заявление прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельское» – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» Вельского района Архангельской области в срок до 01 сентября 2015 года ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 29:01:190603:76, расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, п. Лесобаза, площадью 2,0 га».
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Вельского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельское» (далее – МО «Вельское») о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2015 года ликвидировать свалку твердых бытовых отходов (далее – ТБО), отходов производства и потребления, произведении рекультивации земельного участка, к администрации муниципального района «Вельский муниципальный район» (далее – МО «Вельский муниципальный район») о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2015 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах МО «Вельское».
В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:190603:76 находится в границах МО «Вельское», в результате его захламления ТБО, отходами производства и потребления, отсутствия должного муниципального контроля, произошло возгорание отходов лесопиления. Данная ситуация нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, имеется реальная угроза окружающей среде, среде обитания животного и растительного мира. Собственник отходов, размещенных на земельном участке, относящемся к землям поселения, не установлен, а поэтому обязанность по ликвидации захламления земельного участка лежит на органе местного самоуправления.
Определением суда произведена замена третьего лица агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области его правопреемником – министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от иска к администрации МО «Вельское» в части возложения обязанности по рекультивации земельного участка, к администрации МО «Вельский муниципальный район» - о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2015 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах поселений Вельского района Архангельской области, отказ прокурора принят определением суда от 11 июня 2015 года, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Хораблев В.В. поддержал уточненные исковые требования, просил суд возложить на администрацию МО «Вельское» обязанность в срок до 01 сентября 2015 года ликвидировать свалку ТБО, отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 29:01:190603:76, расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, п. Лесобаза, площадью 2,0 га, указывая на то, что на момент рассмотрения спора в добровольном порядке исковые требования ответчиком не удовлетворены.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» ФИО2 в судебном заседании требования прокурора Вельского района не признала в полном объеме.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ОНД Вельского и Устьянского районов УНД ГУ МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе ставит вопрос представитель ответчика, считая решение постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению представителя, прокурор Вельского района не наделен полномочиями по обращению в суд с исками об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, согласно приказу Генпрокурора Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 84 о разграничении компетенции прокуроров данные полномочия возложены на Архангельскую природоохранную прокуратуру. Таким образом, суд должен был оставить исковое заявление прокурора района без рассмотрения на основании абзаца 4 статьи 222 ГПК РФ.
Администрация МО «Вельское» не является собственником бытовых отходов, и в соответствии с законом обладает только властно-распорядительными функциями по организации сбора и вывоза бытовых отходов, поэтому на нее не может быть возложена обязанность ликвидировать свалку. Такая обязанность может быть возложена только на собственника отходов, который прокурором в результате проверки не был установлен, доказательств принятия прокурором мер к установлению собственника в материалах дела не имеется.
В решении суда не приведено норм материального права, на основании которых на администрацию муниципального образования может быть возложена обязанность ликвидировать свалку промышленных отходов, образовавшихся в результате деятельности иных юридических лиц.
Представитель Министерства природоохранных ресурсов и лесопромышленного комплекса представил возражение относительно апелляционной жалобы, не согласен с изложенными в ней доводами, считает решение суда о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на администрацию поселения законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Бабицкой Д.Э., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 13 названного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, в том числе и в сфере охраны окружающей среды и обращении с бытовыми и промышленными отходами, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами прокурорской проверки в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан, на земельном участке с кадастровым номером 29:01:190603:76 в границах МО «Вельское», расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, п. Лесобаза, размещена несанкционированная свалка ТБО и лесопиления, площадью 2,0 га.
Собственник отходов не установлен, вышеуказанный земельный участок во владение или пользование кому-либо не передавался.
Установив, что на день рассмотрения гражданского дела несанкционированная свалка на указанной территории не убрана, суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора к администрации МО «Вельское», на землях которого данная свалка расположена, установив срок исполнения решения суда до 01 сентября 2015 года.
При этом суд исходил из того, что ненадлежащая организация по сбору и вывозу отходов и мусора на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а прокурор в данном случае действует в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Обращение прокурора Вельского района с настоящим иском в суд основано на положениях статьи 45 ГПК РФ, которая предоставляет прокурору полномочия обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в защиту прав граждан на обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Аналогичные положения содержаться в статье 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации».
Следовательно, доводы ответчика о том, что суд должен был оставить заявление прокурора района без рассмотрения, как поданное в отсутствие полномочий на его предъявление, является ошибочным и противоречит нормам гражданского процессуального закона и закона о прокуратуре.
В пункте 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В Примечании к данному пункту указано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции установив, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:190603:76 кому-либо во владение и пользование (аренду) не передавался, собственник отходов не установлен, обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора к администрации МО «Вельское», поскольку несанкционированная свалка находится на территории данного муниципального образования.
Доказательств возникновения несанкционированной свалки на указанном участке местности в результате деятельности каких-либо организаций и вызванных действиями (бездействием) юридических или физических лиц, в нарушение требование статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие выводы суда в указанной части, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда в указанной части судебная коллегия не находит.
Вместе с тем, судебная коллегия с учетом положений пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, разграничивающих обязанности органов местного самоуправления поселения и муниципального района в области обращения с отходами, считает необходимым решение суда изменить, приняв по делу новое решение, которым обязать ответчика в срок до 01 сентября 2015 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления расположенных на спорном земельном участке.
При этом судебная коллегия исходит из того, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в силу прямого указания в законе отнесена к ведению администрации муниципального района.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 29 июня 2015 года изменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельское» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» Вельского района Архангельской области в срок до 01 сентября 2015 года организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, на земельном участке с кадастровым номером 29:01:190603:76, расположенном по адресу: Архангельская область, Вельский район, г. Вельск, п. Лесобаза, площадью 2,0 га.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Р.С. Пономарев
Н.В. Романова