Дело № 33-4658/2018 Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Барабин А.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Евдокимовой Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 29 ноября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Ашировой А. З. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 22 августа 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ашировой А. З. к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда» - отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Ашировой А.З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Аширова А.З. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее – ДСЗН администрации Владимирской области) о признании за ней права на звание «Ветеран труда», о признании незаконным отказа ДСЗН администрации Владимирской области от 15 июня 2018 года № ДСЗН-184-08-03 в присвоении звания «Ветеран труда», а также просила обязать ДСЗН администрации Владимирской области присвоить ей звание «Ветеран труда».
В обоснование требований указала, что в 2010 году принимала участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения, за что 14 мая 2012 года была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года». Полагая, что указанная медаль дает ей право на присвоение звания «Ветеран труда», она обратилась с соответствующим заявлением в Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области. Однако 15 июня 2018 года получила отказ, мотивированный тем, что вышеуказанная медаль не признается ведомственным знаком отличия в труде, поскольку вручается за иной вклад гражданина в социально-общественную сферу, а не за добросовестный труд в органах статистики. Считала данное решение ответчика необоснованным, противоречащим действующему законодательству, в том числе, Федеральному закону №5-ФЗ «О ветеранах», поскольку она имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости и награждена ведомственным знаком отличия в труде.
В судебном заседании истец Аширова А.З. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ДСЗН администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях исковые требования Ашировой А.З не признал, ссылаясь на то, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не является для истца ведомственным знаком отличия в труде, поскольку определяющее значение для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительности добросовестного труда в рамках трудовых правоотношений по должности, предусмотренной штатным расписанием, тогда как Аширова А.З. на момент награждения медалью работала в МУЗ «Камешковская центральная районная больница» и не являлась работником системы Федеральной службы государственной статистики.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Аширова А.З. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного в связи с неправильным истолкованием материального закона. При этом, просит вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ДСЗН администрации Владимирской области не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Аширова А.З., **** года рождения, имеющая достаточный трудовой стаж продолжительностью 40 лет 08 месяцев и являющаяся получателем трудовой пенсии по старости, в 2010 году выполняла работу в связи с проведением Всероссийской переписи населения 2010 года, за что приказом Росстата от 14 мая 2012 года № 246 награждена ведомственным знаком отличия Росстата - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" (л.д. 30).
Аширова А.З., будучи награжденной ведомственной наградой и имея требуемый трудовой стаж, обратилась в ДСЗН администрации Владимирской области с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", представив указанный ведомственный знак, как основание для присвоения звания "Ветеран труда", в ответе на которое от 15 июня 2018 года № ДСЗН 184-08-03 истцу сообщено об отсутствии правовых оснований присвоения звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения, поскольку представленная медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" вручается, в том числе, за иной вклад гражданина в социально-общественную сферу, а не за продолжительный и добросовестный труд в органах статистики.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", Трудовым кодексом РФ, Постановлением Губернатора Владимирской области от 18 мая 2006 года № 370 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», и исходил из того, что законодательство, в силу которого к числу ветеранов труда относятся лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, направлено на учет именно трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. Определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина, за осуществление которых гражданин и награжден государственными наградами, почетными званиями и ведомственными знаками отличия в труде. Выданная истцу медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", которая была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших участие в проведении отдельно взятого мероприятия, не относится к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, поскольку не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд. В связи с тем, что Аширова А.З. награждена за краткосрочную деятельность, осуществляемую без зачисления в штат органов государственной статистики, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для присвоения ей звания "Ветеран труда" по заявленным основаниям не имеется.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда первой инстанции являются правильными, поскольку они основаны на материалах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, в ст. 1 установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда, учитывая, что ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлена на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Согласно п. 4 указанной статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Владимира, как субъекта Российской Федерации, имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства во Владимирской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определен Постановлением Губернатора Владимирской области от 18 мая 2006 года № 370 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее – Положение).
При этом, в силу пп. «а» п. 1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 4 лица, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, представляют паспорт, а также документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 8 Положения основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» является отсутствие для лиц, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 8 октября 2010 года № 345 утвержден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Согласно указанному Приказу ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" учрежден в целях поощрения и морального стимулирования работников системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организаций, независимо от форм собственности, принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом Приказ Росстата от 30 августа 2016 года № 455, действующий на момент разрешения спора в суде, к ведомственным наградам Федеральной службы государственной статистики относит Почетную грамоту Росстата, Благодарность руководителя Росстата и Нагрудный знак "За вклад в развитие государственной статистики"; указанные ведомственные награды Росстата являются формой поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Росстата, работников и коллективов других ведомств и организаций, а также граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Росстат.
Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.
Из трудовой книжки истца Ашировой А.З. следует, что в период с 1 июля 1993 года по настоящее время она работает бухгалтером центральной бухгалтерии Камешковской райбольницы (в настоящее время МБУЗ Владимирской области «Камешковская центральная районная больница») (л.д. 16-17), в органах государственной статистики никогда не работала.
Согласно удостоверения № 246 от 14 мая 2012 года, награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики – медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (л.д. 31).
Следовательно, Аширова А.З., не являясь постоянным работником органов государственной статистики, в течение краткосрочного периода времени выполняла работу по договору, принимая в 2010 году участие в работе по проведению Всероссийской переписи населения, что не может быть расценено как "долголетний труд" и следовательно, истец не может быть отнесена к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний труд, поскольку была занята выполнением краткосрочных работ, а награждение медалью производилось в целях поощрения и морального стимулирования лиц, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Ашировой А.З., поскольку представленная истцом медаль не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что указанная награда не может рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде или награды за продолжительный добросовестный труд, а следовательно, и являться основанием для предоставления указанному лицу мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующего бюджета, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и учитывает, что правовое регулирование законодательства по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Различия в оценке прав, возникающих при награждении указанной медалью штатных сотрудников органов статистики, выполнявших на протяжении длительного времени в рамках своих трудовых обязанностей задачи, возложенные на органы статистики ст. 5 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ, и лиц, привлеченных на непродолжительный срок к переписи населения, сбору сведений, не может расцениваться как нарушение Конституционного права равенства, поскольку имеют место существенные различия в сложности и продолжительности выполнения поставленных перед указанными лицами задач.
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2009 года № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» объявлено о проведении с 14 по 25 октября 2010 года Всероссийской переписи населения. Федеральная служба государственной статистики определена ответственной за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение.
Из содержания указанного Постановления следует, что Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на неё функции с момента вступления его в силу до официального опубликования итогов переписи в 4-м квартале 2013 года, а также в дальнейшем осуществляет хранение документов.
То есть, сотрудники Федеральной службы государственной статистики на протяжении нескольких лет, на профессиональной основе исполняя свои трудовые обязанности, реализуют задачи, поставленные при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года.
В то же время лица, привлеченные к сбору сведений о населении, в течение непродолжительного времени, пройдя соответствующее обучение, производили предусмотренные договором подряда работы по подготовке и проведению переписи населения на территории определенного участка. Как следует из материалов дела, указанные работы выполнялись Ашировой А.З. в непродолжительный период только в октябре 2010 года, что не оспаривалось.
Поскольку законные основания для признания полученной Ашировой А.З. медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» ведомственным знаком отличия в труде отсутствуют, а следовательно, отсутствует совокупность обстоятельств: помимо продолжительного трудового стажа также необходимо награждение ведомственным знаком отличия в труде, то суд первой инстанции правомерно отказал Ашировой А.З. в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального закона, не опровергают выводов суда и по существу повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которая была предметом исследования суда, ее необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОП Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ашировой А. З. – без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.