ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4659/14 от 22.12.2014 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

 Судья Сортоев И.А. Дело № 33-4659/14

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 г. Якутск. 22 декабря 2014 г.

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.М., Оконешниковой М.М.,

 при секретаре Афанасьевой А.А.,

 с участием прокурора Егорова Д.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя АК «АЛРОСА» (ОАО) на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2014 года, которым по делу по заявлению иску Якутского транспортного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о возложении обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта «Оленек»

 ПОСТАНОВЛЕНО:

 Обязать Акционерную компанию «АЛРОСА» (ОАО) в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта «Оленек».

 Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., заключение прокурора Егорова Д.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Транспортный прокурор обратился в суд с заявлением к Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) (далее АК «АЛРОСА»), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), в котором просил обязать АК «АЛРОСА» провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорта «Оленек».

 В обоснование требований указано, что в нарушение законодательства о транспортной безопасности авиакомпанией не проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

 Судом вынесено вышеуказанное решение. Представитель АК «АЛРОСА» в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что срок проведения разработки плана не зависит от заинтересованного лица. Также указывает, что субъект транспортной инфраструктуры отстранен законодателем от проведения оценки уязвимости объекта.

 Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

 Как следует из ч. 1 ст. 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Согласно пункту 2 Приказа Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС воздушного транспорта определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.В соответствии с пунктом 5.7 пункта 5 данного Приказа субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС.

 Согласно письму руководителя Федерального агентства воздушного транспорта от 11 июля 2011 года, проведено категорирование аэропорта «Оленек», которому присвоена четвертая категория. Соответствующие записи внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (л.д. 5).

 В настоящее время оценка уязвимости аэропорта «Оленек» не проведена.

 Исходя из установленных обстоятельств, правильно применив вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что АК «АЛРОСА», как собственник и эксплуатант аэропорта, обязана обеспечить проведение оценки уязвимости транспортных инфраструктур аэропорта «Оленек», и законно и обоснованно удовлетворил требования прокурора.

 Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

 Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с установленным сроком исполнения решения суда, отклоняются судебной коллегией. В результате бездействия заинтересованного лица создается угроза причинения вреда в будущем, возникает угроза жизни и безопасности неопределенного круга лиц, пользующихся услугами воздушных транспортных средств. Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых АК «АЛРОСА» не исполнены возложенные законом на нее обязанности, с учетом требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об определении срока для исполнения обязательства – в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

 Кроме того, при наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок заинтересованное лицо не лишено возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения в порядке ст. 203 ГПК РФ.

 Ссылка в жалобе на то, что собственник аэропорта не является лицом, на которое возлагается обязанность по проведению оценки, также подлежит отклонению. АК «АЛРОСА» как лицо, владеющее объектами транспортной инфраструктуры, обязано в силу прямого указания нормы права (ст. 4 Закона № 16-ФЗ) обеспечить соблюдение на принадлежащих ему объектах требований транспортной безопасности.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2014 года по делу по заявлению иску Якутского транспортного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о возложении обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта «Оленек» оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий:                Ноева В.В.

 Судьи:                            Иванова М.Н.

 ФИО1